Цели: уметь выполнять деление многозначных чисел в случае, когда частное – однозначное число, с помощью прикидки результата; закрепить умение выполнять прикидку результатов арифметических действий, решать задачи изученных видов, проводить их анализ, действия с именованными числами, деление с остатком; развивать речь, память, внимание, логическое мышление, навыки устного счета, самоконтроля, самоанализа.
Оборудование: модели «цепочек» (см. п. 1, II), таблицы задач (№ 5, с. 32, № 6, с. 32).
ДЕЛЕНИЕ С ОДНОЗНАЧНЫМ ЧАСТНЫМ
Ц е л и : уметь выполнять деление многозначных чисел в случае, когда частное
– однозначное число, с помощью прикидки результата; закрепить умение
выполнять прикидку результатов арифметических действий, решать задачи
изученных видов, проводить их анализ, действия с именованными числами,
деление с остатком; развивать речь, память, внимание, логическое мышление,
навыки устного счета, самоконтроля, самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : модели «цепочек» (см. п. 1, II), таблицы задач (№ 5, с.
32, № 6, с. 32).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Какое число надо вписать в последнюю клетку «цепочки»?
1 м = ... дм
1 м = ... мм
2. Единицы измерения длины.
– Выразите в заданных единицах измерения.
– Обоснуйте правильность решения.
1 дм = ... см
1 см = ... мм
1 км = ... м
1 м = ... см
2471 м = ... км ... м
2 м 3 мм = ... мм
2 км 25 м = ... м
34 км 2 м = ... м
9 м = ... см
5400 мм = ... дм
513 мм = ... дм ... мм3104 мм = ... м ... мм
3. Прикидка результатов арифметических действий.
Сделайте прикидку результатов следующих действий:
264 ∙ 185
48765 : 704
1247 ∙ 32
27648 : 847(264 ∙ 185, 200 ∙ 200 = 40000;
48765 : 704, 49000 : 700 = 70;
1247 ∙ 32, 1200 ∙ 30 = 36000;
27648 : 847, 27000 : 900 = 30.)
– Рассмотрите данные выражения:
384 : 64
225 : 45
– Можете ли вы сразу выполнить вычисления?
– Каким образом? (Проблема!)
=> Постановка учебных задач: научиться выполнять деление многозначных
чисел на многозначное, открыв способ вычисления.
225 : 45
III. Открытие нового.
1. Деление с однозначным частным.
– Каким образом выполнить деление?
384 : 64
(Учащиеся могут предложить выполнить прикидку результата:
384 : 64,
225 : 45,
– Устроит ли нас данный результат? Почему нет?
(Результаты являются приближенными. А требуется точный ответ.)
В ходе рассуждений приходят к выводу, что можно решить методом подбора.
– В чем особенность данного метода?
(Нужно подобрать такое число, при умножении которого на 64
360 : 60 = 6;
200 : 40 = 5.)
получится 384, на 45 – 225.)
225 : 45
45 ∙ 1 = 45, 4 < 225, значит, 1 не подходит.
45 ∙ 2 = 90, 90 < 225, значит, 2 не подходит.
45 ∙ 3 = 135, 135 < 225, значит, 3 не подходит.
45 ∙ 4 = 180, 180 < 225, значит, 4 не подходит.
45 ∙ 5 = 225, 225 = 225, значит, 225 : 45 = 5.
– Но так пройдет много времени, пока мы сможем подобрать нужное число.
– Какой же способ наиболее удобен, рационален? (Прикидка результата.)
(225 : 45 200 : 40 = 5. Так как мы использовали приближенные числа, то
выполним проверку:
45 ∙ 5 = 225.
384 : 64, 360 : 60 = 6. Проверим: 64 ∙ 6 = 384.Таким образом, с помощью прикидки результатов можно быстро
провести вычисления, так как даже если сразу не найдем верную цифру, то
хотя бы найдем близкий вариант. В результате количество проверок намного
сократится, чем перебор). (Открытие!)
Р а б о т а с учебником, с. 31 – теоретические знания.
2. Отработка навыка.
№ 1, с. 31 – с комментированием по образцу в учебнике.
(152 : 19, 160 : 20 = 8,
19 ∙ 8 = 152, значит, 152 : 19 = 8.
104 : 26, 100 : 20 = 5,
26 ∙ 5 = 130 – не подходит, так как 130 > 104,
26 ∙ 4 = 104, значит, 104 : 26 = 4.)
Остальные примеры выполняются по аналогичному комментированию
(правило в учебнике, с. 31).
≈
≈
900 : 300 = 3,
1000 : 200 = 5,
№ 2, с. 31 (1й столбик).
(954 : 318
318 ∙ 3 = 954, значит, 954 : 318 = 3.
1028 : 257
257 ∙ 5 = 1285 не подходит, так как 1285 > 1028,
257 ∙ 4 = 1028, значит, 1028 : 257 = 4.)
IV. Повторение пройденного.
1. Решение задач.
№ 5, с. 32 – чтение текста, самостоятельный анализ.
– Запишите условие задачи в таблицу, замените буквенные значения
числовыми.
с : d – а : b
48 : 3 – 20 : 4 = 16 – 5 = 11 (км/ч).
О т в е т : на 11 км/ч скорость пешехода меньше скорости велосипедиста.
№ 6, с. 32 – самостоятельная работа по вариантам.П р о в е р к а по образцу (на доске), выполненному учащимся каждого
варианта.
504 : 6 – 336 : 8 = 84 – 42 = 42 (ог.)
О т в е т : с грядки 1го огорода собрали на 42 огурца больше, чем с грядки 2
го огорода.
504 : 6 – 336 : 8 = 42 (дм)
О т в е т : длина 1го прямоугольника на 42 дм больше длины 2го
прямоугольника.
504 : 6 – 336 : 8 = 42 (дет.)
О т в е т : мастер за 1 час делает на 42 детали больше, чем ученик.
– Что заметили?
(Задачи имеют одинаковое решение.)
2. Перевод единиц длины.
№ 11, с. 33 – работа в паре. Взаимопроверка.
3. Деление с остатком.
№ 3, с. 31.
– Запишите решение каждой задачи (в форме блицтурнира).
П р о в е р к а :
а) 57 : 6 = 9 (ост. 3);
б) 12 ∙ 36 + 7 = 439 (слив);
в) (120 – 12) : 4 = 27 (уч.).
№ 4, с. 32 – работа в паре.
– Объясните, как будете использовать формулу?
– Заполните таблицу.В з а и м о п р о в е р к а .
V. Итог.
– Расскажите об открытии. В чем его значимость? Объясните.
– Считаете ли вы, что нужно еще поработать над данной темой?
Домашнее задание: № 2 (2й, 3й столбики), с. 31; № 6 (задание: придумать
задачу), с. 32.