Цели: уметь выполнять деление с помощью прикидки результата действия, деление с остатком, записывать решение в столбик; закреплять умение решать задачи, проводить их анализ; учиться решать уравнения, выражения по действиям; развивать логическое мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля, самоанализа, вычислительные навыки.
Оборудование: таблица разрядов и классов (см. п. 1, II), таблицы задач (см. № 9, п. 2, IV), таблицы свойств (№ 10, п. 1, IV).
ДЕЛЕНИЕ С ОДНОЗНАЧНЫМ ЧАСТНЫМ
Ц е л и : уметь выполнять деление с помощью прикидки результата
действия, деление с остатком, записывать решение в столбик; закреплять
умение решать задачи, проводить их анализ; учиться решать уравнения,
выражения по действиям; развивать логическое мышление, память, внимание,
речь, навыки самоконтроля, самоанализа, вычислительные навыки.
О б о р у д о в а н и е : таблица разрядов и классов (см. п. 1, II), таблицы задач
(см. № 9, п. 2, IV), таблицы свойств (№ 10, п. 1, IV).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
– Сколько десятков в сотне? Сколько сотен в тысяче? Сколько десятков в
тысяче? Сколько тысяч в миллионе?
– Сколько цифр использовали для записи числа 540045? Сколько из них
различных?
– Назовите число:
1) следующее за числом 99;
2) предшествующее числу 400;
3) следующее за числом 29999;
4) предшествующее числу 3200;
5) на 1 меньше числа 900;
6) на 1 больше числа 7999.
2. Порядок действий.
– Прочитайте выражения.
– Назовите порядок действий. Вычислите устно.
1260 – 120 : 2;
(5003 – 7) ∙ (300 – 300);
(500 – 100 + 200) : (301 – 300);
20 ∙ 10 : 2.
3. Деление с остатком.
– Из данных чисел выберите те, которые могут быть в остатке при делении
на 7:
7, 5, 9, 12, 4, 1.
(Отмечают: остаток при делении всегда меньше делителя.)
– В группе данных чисел укажите те, которые делятся на 4 без остатка:
32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40.– Какое число разделили на 3, если получили частное 3, а остаток 2?
(Ответ: 11.)
– Какое число разделили на 12, если получили частное 5, а остаток 3?
(Ответ: 63.)
4. Прикидка результатов.
– Выполните деление:
182 : 26 276 : 34 464 : 58 217 : 43
(При делении последнего примера учащиеся встречают трудность –
деление с остатком.)
=> Постановка учебных задач: научиться выполнять деление с
однозначным частным с остатком.
III. Открытие нового.
1. Деление с остатком.
– Попробуйте, используя полученные ранее знания, выполнить деление:
217 : 43; 200 : 40 = 5.
П р о в е р к а : 43 ∙ 5 = 215, 215 < 217.
43 ∙ 6 = 258, 258 > 217.
Следовательно, нацело разделить 217 на 43 нельзя: по 5 взять – мало, по 3
– много. При делении этих чисел получается неполное частное 5 и остаток 2.
(Открытие!)
Р а б о т а с учебником (с. 34) – теория, анализ примераобразца.
2. Отработка приема деления с остатком.
№ 2, с. 34 – с комментированием.
57 : 16.
(Заменим оба числа круглыми числами:
60 : 20 = 3. Проверим: 16 ∙ 3 = 48, а 16 ∙ 4 = 64.
48 < 57, 64 > 57. Следовательно, это деление с остатком. Выбираем
частное 3.
Получили следующее: 57 : 16 = 3 (ост. 9). Так как остаток меньше
делителя, то вычисление выполнили верно.)
З а п и с ь в т е т р а д и :
57 : 16; 60 : 20 = 3;
16 ∙ 3 = 48;
16 ∙ 4 = 64;
57 : 16 = 3 (ост. 9); 9 < 16 – верно.Деление остальных примеров с остатком выполняется с аналогичным
комментированием.
3. Самостоятельная работа.
№ 3, с. 34 – верхняя строчка примеров.
Самостоятельно, взаимопроверка.
IV. Повторение пройденного.
1. Свойства 0 и 1.
№ 10, с. 35.
– Какие свойства 0 и 1 знаете?
– Как записать их с помощью букв?
– Назовите, запишите.
(Если умножить 0 на любое число, то получится 0.)
(Если 0 разделить на любое число, то получится 0.)
(На 0 делить нельзя.)
(Если какоелибо число умножить на 1, то получится в
результате то же самое число.)
(Если какоелибо число разделить на 1, то получится это же
число.)
1.)
(Если какоелибо число разделить на само себя, то получится
Свойства на специальных табличках помещаются на
демонстрационном табло на доске.
– Прокомментируйте решение данных выражений, используя свойства 0 и
1.
2. Решение задач.№ 9, с. 35 – самостоятельный анализ текстов задач.
– Запишите условия и решение самостоятельно.
(Задачи а), б) – по вариантам. Взаимопроверка.)
1) 126 + 84 = 210 (км) – весь путь мотоциклиста.
2) 210 : 5 = 42 (км/ч) – скорость мотоциклиста.
3) 126 : 42 = 3 (ч) – ехал до озера.
4) 84 : 42 = 2 (ч) – оставшееся время в пути.
О т в е т : мотоциклист ехал 3 часа, затем 2 часа.
1) 126 + 84 = 210 (с.) – в двух книгах.
2) 210 : 5 = 42 (с.) – читает мальчик за 1 час.
3) 126 : 42 = 3 (ч) – читал первую книгу.
4) 84 : 42 = 2 (ч) – читал вторую книгу.
О т в е т : Толя читал книгу 3 часа и 2 часа.
– Что заметили при взаимопроверке? Прокомментируйте.
3. Решение уравнений.
№ 11, с. 36 – а) с комментированием; б) самостоятельно (по времени).
Самоконтроль по образцу на доске.
V. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что можете сказать?
– Что удалось? Какие открытия сделали?
– Какое значение имеют полученные знания?
Домашнее задание: № 3 (вторая строчка примеров), с. 34; № 9 (задание:
придумать задачу), с. 35.