Цели: проверить умение выполнять деление с однозначным частным с остатком и без остатка, с помощью прикидки результата действия, находить соотношение между единицами длины, составлять буквенные выражения к задачам на движение; закрепить нумерацию многозначных чисел, решать задачи изученных видов, находить множество решений неравенств; развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самоанализа и самоконтроля.
Оборудование: тетрадь «Самостоятельные и контрольные работы».
ДЕЛЕНИЕ С ОДНОЗНАЧНЫМ ЧАСТНЫМ
Ц е л и : проверить умение выполнять деление с однозначным частным с
остатком и без остатка, с помощью прикидки результата действия, находить
соотношение между единицами длины, составлять буквенные выражения к
задачам на движение; закрепить нумерацию многозначных чисел, решать задачи
изученных видов, находить множество решений неравенств; развивать
логическое мышление, память, внимание, навыки самоанализа и самоконтроля.
О б о р у д о в а н и е : тетрадь «Самостоятельные и контрольные работы».
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Постановка учебных задач.
III. Самостоятельная работа по теме «Деление с однозначным частным»,
с. 13–14 (15–20 минут).
IV. Повторение пройденного.
1. Нумерация многозначных чисел.
№ 10, с. 33.
№ 4, с. 34.
2. Решение задачи.
№ 8, с. 35.
– Прочитайте внимательно задачу.
– Что можете сказать?
– Оформите текст в виде схемы. Проанализируйте.
– Как записать решение выражением?
(а – b – (b + с) мин.)
– Найдите значение данного выражения, заменив буквы соответствующими
значениями.
(25 – 7 – (7 + 5) = 6 (мин.)
О т в е т : третью задачу Петя решал 6 минут.)15 + а 45
7 ≤ t < 25
25 ≤ k ≤ 120
{0, 7, 25}
{7}
{25}
{124}
{0}
{0, 7}
г) 7 < х < 32
д) 15 < х < 21 (0 ≤ х < 7, 7 < х < 15,
21 < х < 32)
3. Решение неравенств.
№ 9, с. 33 – с комментированием.
В ходе рассуждений приходят к следующему решению:
а) 7 ≤ х ≤ 32
б) 7 < х ≤ 32
в) 7 ≤ х < 32
№ 6, с. 35 – с комментированием.
х > 65
6 + у < 12
4 ∙ b > 100
4. Составление и решение уравнений.
№ 7, с. 32.
а) Прочитайте внимательно текст первой задачи.
– Каким образом можно решить задачу? Что напоминает текст?
(Обозначаем число лет Саши х. Получим:
х ∙ 3 – 16 = 17.
Решим данное уравнение:
х ∙ 3 = 17 + 16
х ∙ 3 = 33
х = 33 : 3
х = 11
О т в е т : Саше 11 лет.)
Аналогично выполнить задание б) – можно предложить для групповой
работы.
((b + 19) ∙ 2 – 10) : 11 = 4
(b + 19) ∙ 2 – 10 = 4 ∙ 11
(b + 19) ∙ 2 – 10 = 44
(b + 19) ∙ 2 = 44 + 10
(b + 19) ∙ 2 = 54
b + 19 = 54 : 2
b + 19 = 27
b = 27 – 19
b = 8.
О т в е т : Кате 8 лет.
5. Арифметические действия с многозначными числами.
№ 15, с. 36 – самостоятельно.Самоконтроль по результату.
ж и
т к о
в
6. Поиск закономерности.
№ 16, с. 36.
– Что необходимо сделать, чтобы продолжить каждый ряд чисел?
(Установить закономерность:
а) 101, 1002, 10003, ...
– Каждое последующее число изменяется следующим образом:
количество цифр увеличивается на одну, остается неизменной первая цифра
– 1, количество нулей последовательно увеличивается на один, последняя
цифра числа увеличивается на 1 => 100004, 1000005...
б) 4, 9, 6, 18, 8, 27, ...
Анализируя числа данного ряда, замечаем, что они изменяются «через
один», то есть:
V. Итог.
– Назовите этапы урока.
– На каком из этапов вы чувствовали себя более уверенно? Почему?
Попробуйте объяснить.
– Какие задания при выполнении вызвали трудности? В чем причина
трудностей?
– Какие задания понравились больше всего? Почему?
Домашнее задание: № 13, № 12, с. 36.