Цели: знать термин «дробь», его определение, уметь читать и записывать обыкновенные дроби, указывать знаменатель и числитель дроби, показывать соответствующую дробь геометрической фигуры; закреплять умение анализировать и решать задачи разного вида, соотношение единиц измерения величин; развивать речь, логическое мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: «цепочки» (п. 1, II), числа с «окошками» (см. п. 2, II), карточки с представленными числами (см. п. 3, II), модель таблицы (№ 1, с. 79).
ДРОБИ
Ц е л и : знать термин «дробь», его определение, уметь читать и записывать
обыкновенные дроби, указывать знаменатель и числитель дроби, показывать
соответствующую дробь геометрической фигуры; закреплять умение
анализировать и решать задачи разного вида, соотношение единиц измерения
величин; развивать речь, логическое мышление, память, внимание, навыки
самоконтроля и самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : «цепочки» (п. 1, II), числа с «окошками» (см. п. 2, II),
карточки с представленными числами (см. п. 3, II), модель таблицы (№ 1, с.
79).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Установите, какое число должно стоять в конце «цепочки»:
2. Сравнение чисел.
– Рассмотрите внимательно запись.
– Сравните числа, в которых есть пропущенные цифры:
– Какие из предложенных вариантов сравнения вам показались наиболее
интересными?
– Почему?
3. «Давайте подумаем».– Установите правило нахождения числа, которое стоит в средней клетке
первой строки. Используя данное правило, вставьте в пустую клетку
пропущенное число:
4. Решение задач.
– Укажите решение каждой задачи:
а) Четвертая часть стакана сахарного песка весит 60 г. Сколько весит стакан
сахарного песка?
(60 ∙ 4 = 240 (г).)
б) Один литр керосина весит 800 г. Сколько весит восьмая часть литра?
(800 : 4 = 200 (г).)
в) Пирог разрезали на 8 равных частей.
– Какую долю составляет каждая часть?
– Какую часть составят 5 таких долей? (Проблема!)
=> Постановка учебной задачи: найти способ обозначения ответа на вопрос
задачи.
III. Открытие нового.
Дроби.
Р а б о т а с опорой на рисунок.
– На сколько частей разрезали пирог? (На 8.)
– Сколько таких частей нужно взять? (5 частей.)
– Как же это записать?
5
(Если учащиеся не скажут, то учитель подводит их к записи 8
Р а б о т а в учебнике (в «рамочке»), с. 79.
=> Дробь – одна или несколько равных долей. (Открытие!)
Дробь записывают двумя натуральными числами, которые разделены чертой.
5
8
– Что показывает знаменатель 8? (На сколько долей делят целое.)
,
дроби
числитель
знаменател
ь
дроби
.
.)
5
8
– Что показывает числитель 5? (Сколько таких долей взяли.)
№ 1, с. 79 – с комментированием.
Анализируя геометрические фигуры, получают таблицу результатов:
Фигура
А
4
9
5
9
В
5
10
5
10
С
10
20
10
20
В
6
9
3
9
Е
3
4
1
4
F
5
8
3
8
К
4
6
2
6
М
3
6
3
6
№ 2, с. 80 – изображение соответствующих дробей.
№ 3, с. 80 – чтение дробей (предварительно отработка «замечания» – образец
чтения дробей). Выделение числителя, знаменателя, что они обозначают.
IV. Первичное закрепление.
1. Проценты.
№ 4, № 5, с. 80 – работа по вариантам: запись дробей с помощью знака % (I
вариант) и процентов в виде дроби со знаменателем 100.
В з а и м о п р о в е р к а .
2. Единицы измерения величин.
№ 7, с. 81.
– Посмотрите внимательно: какое задание нужно выполнить?
– Что необходимо вспомнить, чтобы правильно выполнить данное задание?
(Соотношение единиц длины и времени.)
1
=> а) 1 м = 10 дм => 1 дм = 10
7
10
9
дм, 10
дм;
4
м, 4 дм = 10
дм,
1
б) 1 ч = 60 мин => 1 мин = 60
25
ч, 25 мин = 60
18
18 мин = 60
в) 1 год = 12 месяцев,
ч;
3
ч, 3 мин = 60
ч,6
г., 6 м. = 12
7
г., 7 м. = 12
г.,
г.
= 1.)
4
г., 4 м. = 12
1
1 м. = 12
12
12 м. = 12
– Чем интересна данная дробь? (Числитель равен знаменателю.)
– Что она обозначает?
12
(12
3. Решение задач.
№ 9, с. 81 – «Блицтурнир».
– Проанализируйте каждую задачу, выберите способ решения.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
П р о в е р к а по образцу на доске. Обсуждение спорных вопросов:
а) (а + b) : а (раз);
б) с ∙ 6 – d ∙ 4 (км);
в) (х + у) – n ∙ 2 (р.);
4. Решение неравенств.
№ 11, с. 81.
– Что значит решить неравенства? (Значит найти те значения переменной,
г) S – v ∙ 5 (м);
д) k : 3 ∙ 8 (ящ.);
е) t : (k : 3) (м.).
при которых знак неравенства сохраняется.)
а) Выполняют действия:
206 ∙ 504 – 208 ∙ 401 = 20416
=> х < 20416, значит, при х = 20415, 20414, 20413... в порядке убывания
неравенство верно, при х = 20416, 20417, 20418... в порядке возрастания
неравенство неверно;
б) 12322 : 61 – 3328 : 32 = 202 – 104 = 98
=> у 98, значит, при у = 98, 99, 100... в порядке возрастания неравенство
верно, при y = 97, 96, 95... в порядке убывания неравенство неверно.
V. Итог.
– Расскажите, какие открытия сделали сегодня?
– Что узнали нового?
– Что называем дробью? Как записывают дробь?
– Что обозначает дробная черта?– Как называются числа дроби? Что показывает числитель? Знаменатель
дроби?
– Приведите примеры дробей.
Домашнее задание: № 6, № 8 на с. 80–81.