Цели: расширить представление о возможностях числового луча, знать, что с его помощью можно показать движение какого-либо объекта, направление, время в пути; закреплять умение определять цену деления шкалы числового луча, находить координаты точек, вычислять расстояние между ними, составлять по рисунку смешанное число, записывать его в виде неправильной дроби, выполнять сложение и вычитание смешанных чисел, устанавливать порядок действий в выражениях, формулы S и Р прямоугольника; развивать речь, память, внимание, логическое мышление, навыки устных и письменных вычислений.
Оборудование: «цепочки» (см. п. 1, II), записи с «окошками» (п. 2, II), числовые лучи (№ 1, с. 69), таблицы результатов (№ 2, с. 70), таблички-формулы (№ 10, с. 72), таблицы результатов (№ 11, с. 72).
ДВИЖЕНИЕ ПО ЧИСЛОВОМУ ЛУЧУ
Цели: расширить представление о возможностях числового луча, знать, что
с его помощью можно показать движение какоголибо объекта, направление,
время в пути; закреплять умение определять цену деления шкалы числового
луча, находить координаты точек, вычислять расстояние между ними,
составлять по рисунку смешанное число, записывать его в виде неправильной
дроби, выполнять сложение и вычитание смешанных чисел, устанавливать
порядок действий в выражениях, формулы S и Р прямоугольника; развивать
речь, память, внимание, логическое мышление, навыки устных и письменных
вычислений.
О б о р у д о в а н и е : «цепочки» (см. п. 1, II), записи с «окошками» (п. 2, II),
числовые лучи (№ 1, с. 69), таблицы результатов (№ 2, с. 70), табличкиформулы
(№ 10, с. 72), таблицы результатов (№ 11, с. 72).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Восстановите цепочку вычислений:
– Усложним задачу. Как будете рассуждать?
– Вычислите устно. Какие знания используете для выполнения задания?
937 – (137 + 793); (747 + 896) – 236;
(654 + 289) – 254; (348 + 252) – 299;
854 + (249 – 154); (227 + 358) – (127 + 258).
2. «Давайте подумаем».
– Вместо некоторых цифр стоят пустые окошки. Можно ли сравнить данные
числа?– Расставьте между числами в равенствах знаки действий, если нужно, и
скобки:
5 8 6 4 = 50; (5 8 + 6 + 4 = 50);
5 8 6 4 = 64; (5 8 + 6 4 = 64);
5 8 6 4 = 11; (5 + 8 – 6 + 4 = 11);
5 8 6 4 = 82. ((5 + 8) 6 + 4 = 82).
3. Решение задач.
– Укажите решение каждой задачи.
1
Длина прямоугольника 8 см, а ширина 6 см. Чему равна 4
площади
прямоугольника?
(8 6 : 4 = 12 (см).)
Надводная честь айсберга имеет высоту 20 м, что составляет
всего айсберга. Чему равна высота подводной части?
(20 8 – 20 = 140 (м).)
1
8 часть
Лекарственные травы собирали 140 человек. Дети составляли
собиравших. Сколько взрослых собирали лекарственные травы?
1
7 часть всех
(140 – 140 : 7 = 120 (чел.).)
4. Координатный луч.
– На координатном луче даны точки:
А(18), В(7), С(31), D(27), Е(23), О(0).
– Какие из этих точек расположены:
левее точки Е и на сколько единичных отрезков?
правее точки А и на сколько единичных отрезков?
между точками В и D?
– Каким образом вы устанавливали расстояние между точками?
(Чтобы найти расстояние между двумя точками числового луча, надо
из большей координаты вычесть меньшую.)
– Что можно определить с помощью координатного луча?
(Местоположение какойлибо точки. Расстояние между точками.)
– Подумайте: а если на числовом луче изобразить какойлибо движущийся
объект?
– Что мы могли бы узнать о данном объекте с помощью числового луча?(Предположения детей, в том числе: из какой точки вышел объект, в
каком направлении он движется.)
Постановка учебной задачи: познакомиться с новыми возможностями
использования координатного луча.
III. Открытие нового.
1. Движение по числовому лучу.
С. 69 в «рамочке».
– Что узнали интересного, важного?
(Стрелка показывает, откуда началось движение и в каком направлении
оно происходит. Длина стрелки соответствует скорости движения, то есть
расстоянию, которое объект проходит за единицу времени.)
№ 1, с. 69 – с комментированием.
Анализируя чертежи в учебнике и одновременно на доске, учащиеся
отвечают на в о п р о с ы.
1) ВинниПух вышел из начала луча и движется вправо к горшочку с
медом со скоростью 8 ед. за 1 час. Весь путь он пройдет за 7 часов. Через 3 часа
Винни будет в точке 24. В точке 40 он будет через 5 часов.
2) Пятачок вышел из точки 45 и движется к началу луча, где находится его
домик, со скоростью 5 ед. за 1 час. Весь путь он пройдет за 9 часов. Через 3 часа
Пятачок будет в точке 30. В координате 40 он будет через 1 час.
3) ИаИа вышел из точки 20 и движется по числовому лучу вправо со
скоростью 10 ед. за 1 час. Весь путь он пройдет за 6 часов. Через 3 часа ИаИа
будет в точке 50. В координате 40 ослик будет через 2 часа.
2. Игра «Движущиеся точки».
№ 2, с. 70.
Анализируя чертежи, учащиеся получают следующее:
а)
t, ч
S, ед.
х
0
0
0
1
6
6
2
12
12
3
18
18
4
24
24
5
30
30
6
36
36
t
6 t
6 t
S = v t
х = v t
Координаты точки совпадают с пройденным расстоянием, так как точка
вышла из начала числового луча.
б)
t, ч
0
1
2
3
4
5
tS, ед.
х
0
4
2
6
4
8
6
10
8
12
10
14
2 t
2 t + 4
S = v t
х = v t + 4
Точка начала свой путь из координаты 4, а не из начала луча, поэтому
координаты не совпадают с пройденным расстоянием.
в)
t, ч
S, ед.
х
0
0
80
1
16
64
2
32
48
3
48
32
4
64
16
5
80
0
t
16 t
80 – 16 t
S = v t;
х = 80 – v t.
Точка начала свой путь из координаты 80 в направлении начала числового
луча.
– Что самое важное нужно запомнить?
(Независимо от того, из какой точки вышел объект, его пройденное
расстояние находится произведением скорости на время: S = v t)
IV. Первичное закрепление и повторение пройденного материала.
1. Движение по числовому лучу.
№ 4, с. 71 – самостоятельно.
П р о в е р к а:
– К какому решению вы пришли? Прокомментируйте.
( а) Движение началось из точки 4 и происходило в направлении вправо со
скоростью 3 единицы в час.
б) Движение точки С началось из координаты 21 в направлении к
началу числового луча со скоростью 7 единиц в минуту. Через 1 минуту
объект окажется в координате 14, через 2 минуты – в координате 7, через 3
минуты – в координате 0, то есть в начале числового луча.)
2. Числовой луч.
№ 5, с. 71 – самостоятельно по вариантам (4 варианта).
В з а и м о п р о в е р к а. Самоконтроль по образцу на доске.
а) Цена деления – 24.
Мальвина (144), Буратино (456).
МБ = 456 – 144 = 312.б) Цена деления – 13.
Чебурашка (91), Гена (208).
ЧГ = 208 – 91 = 117.
в) Цена деления – 2.
Малыш (6), Карлсон (52).
МК = 52 – 6 = 46.
г) Цена деления – 16.
ВинниПух (112), Кристофер Робин (272).
ВК = 272 – 112 = 160.
3. Смешанные числа.
№ 6, с. 71 – с комментированием.
Учащиеся составляют смешанные числа, записывают в виде неправильной
дроби, затем иллюстрируют на числовом луче (по времени).
4. Решение геометрических задач.
№ 10, с. 72.
S = a b Р = (a + b) 2
Учащиеся решают задачи самостоятельно, по вариантам, затем предлагают
решение, обосновывая его.
5. Решение уравнений.
№ 9, с. 72.
а) – с комментированием у доски.
6. Устные вычисления.
№ 11, с. 72 – самостоятельно.
а) 56
Д
96
20
84
И О Н
20
И
92
С
б)
10
А
70
Р
56
84
10
20
10
И А Д Н А
V. Итог.
– Расскажите о своих достижениях на уроке.
– Удалось ли нам чтонибудь открыть? Что именно?
– Какое значение имеют сделанные нами открытия? Прокомментируйте.
Домашнее задание: № 3, С. 70; № 9 (б), с. 72.