Цели: уметь решать задачи на движение в противоположных направлениях, вывести формулу зависимости расстояния от времени движения, составлять задачи по схемам; закреплять умение анализировать и решать задачи, находить корни уравнений, выполнять действия со смешанными числами, деление с остатком, составлять программу действий; повторить формулы периметра и площади прямоугольника и квадрата; развивать логическое мышление, речь, память, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа, познавательный интерес.
Оборудование: «цепочки» (см. п. 2, II), запись формул S и P прямоугольника и квадрата (см. п. 3, II), схемы задач (п. 4, II), таблица, формулы (см. № 1, с. 93).
ДВИЖЕНИЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ
Цели: уметь решать задачи на движение в противоположных направлениях,
вывести формулу зависимости расстояния от времени движения, составлять
задачи по схемам; закреплять умение анализировать и решать задачи, находить
корни уравнений, выполнять действия со смешанными числами, деление с
остатком, составлять программу действий; повторить формулы периметра и
площади прямоугольника и квадрата; развивать логическое мышление, речь,
память, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа,
познавательный интерес.
О б о р у д о в а н и е : «цепочки» (см. п. 2, II), запись формул S и P
прямоугольника и квадрата (см. п. 3, II), схемы задач (п. 4, II), таблица, формулы
(см. № 1, с. 93).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
– Как записать цифрами следующие числа:
а) один миллион двести восемьдесят тысяч восемь;
б) один миллиард одна тысяча пятнадцать;
в) двадцать миллиардов двести три миллиона сорок тысяч триста пятьдесят;
г) триста миллиардов пятьдесят миллионов восемьдесят три тысячи пять.
– Какое число самое большое? Самое маленькое?
– Запишите полученные числа в порядке возрастания и докажите свою
правоту.
– Укажите соседей каждого из чисел.
2. Устные вычисления.
– Восстановите цепочку вычислений:3. Решение задач.
– Запишите формулу для вычисления периметра прямоугольника.
– Вычислите с ее помощью сторону прямоугольника, если его периметр
равен 30 см, а другая сторона – 7 см.
– Периметр квадрата 81 м. Вычислите его сторону.
– Какую формулу будете использовать для решения задачи?
– Длина прямоугольника 24 см, а его ширина в 8 раз меньше. Чему равна
площадь прямоугольника?
Чему равна сторона квадрата, если его площадь 36 дм2?
– Какие формулы вы использовали при решении геометрических задач?
4. Составление и решение задач по схемам.
– Рассмотрите каждую схему.
– Составьте и решите задачи.– Можно ли назвать задачи а, б, в взаимнообратными? Почему нельзя?
– Почему решение задачи под буквой г вызвало трудности?
(Это задача на движение в противоположных направлениях – новый вид
задач.)
Постановка учебной задачи: вывести формулу зависимости для
скорости, времени и расстояния в задачах на движение в противоположных
направлениях.
III. Открытие новых знаний.
1. Формула зависимости в задаче на движение.
№ 1, с. 93.
Анализируя чертеж, учащиеся поэтапно отвечают на вопросы задачи,
заполняют таблицу.
t, ч
0
1
2
3
4
t
d, км
6
6 + (3 + 5) 1 = 14
6 + (3 + 5) 2 = 22
6 + (3 + 5) 3 = 30
6 + (3 + 5) 4 = 38
6 + (3 + 5) t = 6 +8 t
vуд. = 3 + 5 = 8 (км/ч);
d = 6 + 8 t.
В ы в о д : расстояние между пешеходами за каждый час последовательно
увеличивается на 8 км. Так как пешеходы движутся в противоположных
направлениях, то встреча не произойдет.
– Как найти расстояние при движении в противоположных направлениях?
– Установите зависимость между S, vуд. и t, используя выведенную формулу.
– Используя выведенную формулу, решите задачу (см. п. 4, II).(S = vуд. t S = (10 + 15) 2 = 50 (км).)
2. Решение задач.
№ 2, с. 93.
– Проанализируйте текст задачи, чертеж к ней.
– Как решить данную задачу двумя способами? Прокомментируйте.
I с п о с о б .
1) 80 3 = 240 (км) – путь первого автомобиля.
2) 110 3 = 330 (км) – путь второго автомобиля.
3) 240 + 330 = 570 (км) – расстояние, которое проехали оба автомобиля за 3
часа.
4) 570 + 65 = 635 (км) – расстояние между автомобилями через 3 часа.
II с п о с о б .
1) 80 + 110 = 190 (км/ч) – скорость удаления автомобилей.
2) 190 3 = 570 (км) – расстояние, которое проехали автомобили за 3 часа.
3) 570 + 65 = 635 (км).
– Какой вывод можно сделать?
(Второй способ более удобный, так как задача в этом случае решается
быстрее.)
IV. Первичное закрепление.
1. Взаимосвязь между S, v, t.
№ 3, с. 94.
– Прочитайте задачу самостоятельно. Проанализируйте текст и чертеж.
– Что можете сказать?
(Неизвестна скорость второго катера.)
– Используя выведенные формулы, решите задачу.
– Какой способ предлагаете использовать?
(S = vуд. t.
1) 168 : 3 = 56 (км/ч) – скорость удаления катеров.
2) 56 – 25 = 31 (км/ч) – скорость второго катера.)
2. Составление задач по схемам.
№ 4, с. 94 – самостоятельно.
– Составьте взаимнообратные задачи по схемам и решите их.
– Что у вас получилось?(Выслушиваются все предложенные варианты. Отмечаются наиболее
интересные.)
V. Закрепление пройденного материала.
1. Решение уравнений.
№ 8 (а), с. 95 – с комментированием.
2. Задача на встречное движение.
№ 7, с. 94.
– Проанализируйте схему задачи.
– Что можете сказать?
– Какие выражения могут быть решением для данной задачи? Обоснуйте
свое мнение.
(а 3 + в 3 или (а + в) 3.)
3. Вычисления.
№ 10, с. 95 – групповая работа.
П р о в е р к а по конечному результату:
а)
11
2)
3
4
1) 5
2
9
21
3) 40
7
4) 11
8
– гений;
– состоит;
– из;
– 1 %;
17
5) 30
6
– вдохновения;
– и;
5
6) 7
5
7) 8
– 99 %;
5
8) 17
5
– потения.
О т в е т : «Гений состоит из 1 % вдохновения и 99 % потения».
б) 1) 5 (ост. 1);
2) 7 (ост. 8);
3) 9 (ост. 4);
4) 9 (ост. 7);
5) 7 (ост. 1);
6) 8 (ост. 9);
7) 200 (ост. 3);
8) 809 (ост. 1).
О т в е т : 1847–1931 гг.
– В каком веке жил Томас Эдисон?
4. Программа действий.
№ 12, с. 96 – самостоятельно по вариантам.В з а и м о п р о в е р к а.
Примечание: в выражении преднамеренно допущена опечатка, которую учащиеся
должны заметить; чтобы выполнить вычисления, нужно заменить один или оба знака в
последних действиях.
VI. Итог.
– Расскажите о новых открытиях.
– Что примечательного?
– В чем заключается значение, важность открытия?
– Обоснуйте на конкретном примере.
Домашнее задание: № 5, с. 94; № 8 (б), с. 95.