Цели: закреплять умение решать задачи на одновременное движение, когда объекты движутся навстречу друг другу, с использованием соответствующей формулы; повторить соотношения единиц длины, порядок действий в выражениях; развивать речь, память, логическое мышление, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: схемы задач (см. п. 2, II), таблица, формулы (№ 2, с. 105), схема задачи (№ 4, с. 106), таблица мер длины (№ 10, с. 107).
ФОРМУЛА ОДНОВРЕМЕННОГО
ДВИЖЕНИЯ
Цели: закреплять умение решать задачи на одновременное движение, когда
объекты движутся навстречу друг другу, с использованием соответствующей
формулы; повторить соотношения единиц длины, порядок действий в
выражениях; развивать речь, память, логическое мышление, навыки устных и
письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : схемы задач (см. п. 2, II), таблица, формулы (№ 2, с.
105), схема задачи (№ 4, с. 106), таблица мер длины (№ 10, с. 107).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Вычислите устно.
– Запишите ответы в порядке возрастания.
– Что получилось?
(0, 2, 58, 60.)
– На какие группы можно разделить данные числа? Обоснуйте свое мнение.
– Назовите числа – соседей данных чисел на числовом луче.
– Найдите значения выражений, используя свойства сложения, вычитания и
умножения:
348 + 54 +46; 54 2 50;
543 +89 – 43; 34 8 + 66 8;
427 – 33 – 67; 135 12 – 35 12.
2. Решение задач.
Цена одного волейбольного мяча х рублей, а баскетбольного мяча у рублей.
– Что могут означать данные выражения?
х 3; х 5 + у 2;
у 4; х 15 – у 2.3. Составление задач по схемам.
– Рассмотрите внимательно схемы.
– Что можете сказать?
(Это задачи на встречное движение. В первой задаче неизвестно
расстояние – пройденный путь. Во второй задаче – время встречи.)
– Что еще может объединять данные задачи?
(Решаем с помощью вычисления скорости сближения.)
Постановка учебной задачи: отрабатывать навык решения задач на
встречное движение.
III. Открытие нового.
1. Формула одновременного движения.
№ 1, с. 105.
– Проиллюстрируйте движение транспорта.
– Что можете сказать?
– Как, с какой скоростью изменяется расстояние между ними?
(Расстояние между грузовиком и автобусом уменьшается на 90 км в
час.)
– Через какой промежуток времени произойдет встреча?
(180 : 90 = 2 (ч).)
№ 2, с. 105 – с комментированием.
Анализируя чертеж, отвечая последовательно на вопросы, учащиеся
получают следующее:
t, ч
0
1
2
3
4
t
d, км
а
a – (b + c) 1
a – (b + c) 2
a – (b + c) 3
a – (b + c) 4
a – (b + c) t
vсбл. = b + c (км/ч);
d = a – vсбл. t (км);tвстр. = a : vсбл. (ч).
№ 3, с. 105
В ы в о д : при встречном движении первоначальное расстояние равно
(Открытие!)
скорости сближения, умноженной на время до встречи.
IV. Первичное закрепление.
1. Решение задач.
№ 4, с. 106.
– Какое решение можете предложить?
– Обоснуйте свое мнение, используя чертеж.
vсбл. = 32 + 27 = 59 (км/ч);
354 – 59 2 = 236 (км) – расстояние через 2 часа;
354 : 59 = 6 (ч).
№ 5, с. 106.
– Прочитайте задачи.
– Что можете сказать?
(В первой задаче нужно найти время встречи двух автомобилей. А во
второй задаче неизвестно расстояние между поселками.)
– Какую формулу вы используете для решения задачи?
(S = vсбл. t.)
– Запишите решение задачи.
а) Решение с комментированием у доски.
б) Устно.
V. Самостоятельная работа.
№ 6, с. 106.
а) Р е ш е н и е задач двумя способами.
Взаимопроверка.
– Какие два способа можете предложить?
I с п о с о б .
1) 4 3 = 12 (км) – путь, пройденный первым пешеходом.
2) 27 – 12 = 15 (км) – путь, пройденный другим пешеходом.
3) 15 : 3 = 5 (км/ч) – скорость второго пешехода.II с п о с о б .
1) 27 : 3 = 9 (км/ч) – скорость сближения пешеходов.
2) 9 – 4 = 5 (км/ч) – скорость второго пешехода.
– Какой же способ является рациональным? Почему?
(II способ более рациональный, так как выполняется меньше действий.)
VI. Повторение пройденного материала.
1. Порядок действий в выражении.
№ 8, с. 106 – с комментированием (у доски).
Учащиеся устанавливают, какое действие в каждом выражении является
последним, читают их:
(c – d) – частное произведения чисел m и k и разности чисел c и d;
(t : p) – сумму чисел а и b умножить на частное чисел t и p;
(k + d) – из частного чисел n и s вычесть сумму чисел k и d;
y a – к разности чисел b и m прибавить произведение чисел у и а.
b с – разность числа а и произведения чисел b и с;
d – сумма частного чисел х и у и числа d;
а
х : у
(m k)
(а + b)
n : s
(b – m)
2. Сложение и вычитание единиц длины.
№ 9, с. 107 – самостоятельно, по вариантам:
I в а р и а н т – а, в.
II в а р и а н т – б, г.
Взаимопроверка, обсуждение спорных вопросов.
3. Часть от числа.
№ 10, с. 107.
– Что можно использовать для выполнения задания?
(Таблицу мер длины.)
– Что получилось? Прокомментируйте.
1
1 м = 10 дм 1 дм – это 10
метра;
3
3 дм – это 10
метра.
1
1 м = 100 см 1 см – это 100
метра;
9
9 см – это 100
метра.1
1 м = 1000 мм 1 мм – это 1000
метра;
17
17 мм – это 1000
метра.
4. Программа действий в выражении.
№ 13, с. 107.
VII. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что можете отметить?
– Удалось ли вам чтонибудь открыть? Прокомментируйте.
– Какие знания вы повторили, закрепили?
– Имеет ли это какоелибо практическое значение? Обоснуйте свое мнение.
Домашнее задание: № 6 (б), с. 106 – составить и решить задачи, обратные
данной; № 13 (б), с. 107.