Цели: закреплять умение решать задачи на встречное движение с использованием формулы одновременного движения, самостоятельно анализировать текст задачи, выбирать ход решения; повторить знания о числовом луче, находить координаты, выбрав единичный отрезок, переводить смешанные числа в неправильные дроби, выделять из дроби целую часть, меры массы, площадь прямоугольного треугольника; развивать речь, логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: схема задачи (п. 3, II), модель числового луча (№ 6, с. 109), модель треугольника (п. 4, IV).
ФОРМУЛА ОДНОВРЕМЕННОГО
ДВИЖЕНИЯ
Цели: закреплять умение решать задачи на встречное движение с
самостоятельно
использованием формулы одновременного движения,
анализировать текст задачи, выбирать ход решения; повторить знания о числовом
луче, находить координаты, выбрав единичный отрезок, переводить смешанные
числа в неправильные дроби, выделять из дроби целую часть, меры массы,
площадь прямоугольного треугольника; развивать речь, логическое мышление,
память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и
самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : схема задачи (п. 3, II), модель числового луча (№ 6, с.
109), модель треугольника (п. 4, IV).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Математический диктант.
1) Запишите только ответы:
15 13; 186 : 3; 18 12; 648 : 81;
168 : 21; 35 7; 8 72; 284 3.
2) Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов
сделает сердце за 11 минут?
(75 11 = 825 (уд.))
3) Заяц в минуты опасности пробегает 12 м в секунду, а еж двигается в 6 раз
медленнее. Какое расстояние пробежит еж, за то же время, за которое заяц
пробегает 192 м?
((12 : 6) (192 : 12) = 32 (м).)
4) В городском парке 128 лип, кленов в 6 раз больше, чем лип, а берез на
254 меньше, чем кленов. Сколько берез растет в городском парке?
(128 6 – 254 = 514 (берез).)
5) 833 г семян огурцов разложили в 7 пакетов поровну. Сколько граммов
семян в каждом пакете?
(833 : 7 = 119 (г).)
6) Увеличьте 227 в 4 раза.
7) Задумали число, уменьшили его в 5 раз, потом увеличили в 16 раз и
получили 400. Какое число было задумано?8) Задумали число, вычли из него 8, потом разделили на 7 и получили 70.
Какое число было задумано?
9) Уменьшите 294 в 7 раз, а 296 в 4 раза.
П р о в е р к а.
2. Устные вычисления.
– Найдите значения выражений:
276 + 49 + 124; 5 17 2;
325 + 512 + 77; 8 4 5;
612 – 270 – 312; 2 6 10 5.
– Что вы заметили? Какие знания использовали при вычислении?
3. Формула встречного движения.
– Рассмотрите чертеж.
– Что можете сказать?
– Предложите решение задачи. Как ответить на вопрос?
– Какую формулу вы использовали для решения задачи?
№ 1, с. 108.
– Запишите формулу одновременного движения для случая встречного
движения.
– Объясните ее смысл.
Постановка учебной задачи: закрепить умение решать задачи с
использованием формулы для случая встречного движения.
III. Закрепление пройденного материала.
1. Составление задач по схемам.
№ 2, с. 108 – устно; учащиеся составляют задачи, подбирают подходящие к
ним выражения:
первая задача – S = ? км
вторая задача – tвстр. = ? ч
третья задача – v1 = ? км/ч
2. Решение задач.
№ 4, с. 108.
– Прочитайте задачу. Самостоятельно проанализируйте ее текст.
– Что можете сказать?
а : (в + с);
в : с – а.– Предложите решение задачи.
1) 70 + 80 = 150 (м/мин) – скорость сближения Лисы и Колобка;
2) 150 2 = 300 (м) – расстояние, пройденное за 2 минуты Лисой и
Колобком;
3) 900 – 300 = 600 (м) – расстояние между ними через 2 минуты;
4) 900 : 150 = 3 (ч) – время встречи.
№ 5, с. 109 – «Блицтурнир».
С а м о с т о я т е л ь н о.
Взаимопроверка, самоконтроль по образцу на доске:
а) (54 + 46) 2 = 200 (км);
б) 180 : (25 + 20) = 4 (ч);
в) (600 : 3) – 90 = 110 (км/ч);
г) 21 – (3 + 4) 2 = 21 – 14 = 7 (км).
– Сравните решение со своими результатами.
– Что можете сказать?
IV. Повторение пройденного материала.
1. Числовой луч.
№ 6, с. 109 – с комментированием у доски.
– Прочитайте задание.
– Какой длины единичный отрезок вы предлагаете? Почему?
(7 клеток – длина единичного отрезка.)
а) Начертить числовой луч с единичным отрезком, равным 7 клеткам.
– Отметьте заданные точки. Что получилось?
2
5
7
10
7
3
1
7
19
7
б)
2. Целая часть дроби.
№ 7, с. 109 – самостоятельно по образцу в учебнике (верхняя строчка
3
2
7
23
7
.
;
;
примеров).
В з а и м о п р о в е р к а.3. Меры массы.
№ 10, с. 110.
Работа по таблице мер массы.
Действия с именованными числами учащиеся выполняют самостоятельно по
вариантам.
В з а и м о п р о в е р к а.
№ 11, с. 110 – учащиеся используют соотношения единиц массы:
12
т; 12 кг = 1000
1
1 ц = 10
8
т; 290 г = 1000000
8 ц = 10
4. Формула площади прямоугольного треугольника.
– Рассмотрите чертеж.
т; 1 г = 1000000
290
1
т;
т.
– Что можете сказать?
(Треугольник АКL является прямоугольным.)
– Необходимо вычислить площадь данного прямоугольного треугольника.
– Что для этого нужно?
(Формула площади прямоугольного треугольника:
Sпр. тр. = (а в) : 2 , где а и в – катеты прямоугольного треугольника.
Нужно знать, чему равны длины сторон АК и КL, образующих прямой угол.)
– Прочитайте задание в учебнике.
№ 14, с. 110.
– Что вы заметили?
(Нужно начертить прямоугольный треугольник.
заключается в том, что дана только площадь треугольника.)
Особенность
– Как будете действовать?
(Используем формулу Sпр. тр. = (а в) : 2.
12 = (а в) : 2, а в = 24 получаем несколько вариантов, так как 24
– это 1 24, 2 12, 3 8, 4 6.)
– Выберите любой из вариантов и начертите прямоугольный треугольник.V. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что можете сказать?
– Какие знания удалось повторить и закрепить? Прокомментируйте.
Домашнее задание: № 3, с. 108; № 7, с. 109 (вторая строчка).