Цели: закрепить умение решать задачи на движение вдогонку с использованием соответствующей формулы, самостоятельно анализировать тексты и схемы задач; повторить меры времени, находить значения выражений с переменной, площади фигур, нумерацию многозначных чисел; развивать память, внимание, речь, логическое мышление, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: неравенства с «окошками» (п. 2, II),
ФОРМУЛА ОДНОВРЕМЕННОГО
ДВИЖЕНИЯ
Цели:
закрепить умение решать задачи на движение вдогонку с
использованием соответствующей формулы, самостоятельно анализировать
тексты и схемы задач; повторить меры времени, находить значения выражений с
переменной, площади фигур, нумерацию многозначных чисел; развивать память,
внимание, речь, логическое мышление, навыки устных и письменных вычислений,
самоконтроля и самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : неравенства с «окошками» (п. 2, II),
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
– Разбейте числа на классы и прочитайте их:
90600, 990606, 90060, 90006, 900600, 900006.
– Расположите данные числа в порядке убывания.
– Назовите соседей каждого числа.
– Вычислите сумму и разность самого большого и самого маленького из
данных чисел.
– Представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых:
36 000, 30 020, 50 160, 40 826, 90 105.
2. Сравнение чисел.
– Какие цифры нужно вставить, чтобы знаки неравенства сохранились?
3. Периметр и площадь.
Ломаная линия состоит из 5 звеньев, длина каждого звена 12 см. Найдите
длину стороны квадрата, периметр которого равен длине этой ломаной.
(12 5 = 60 (см) – длина ломаной линии. Ркв. = а 4,
60 : 4 = 15 (см) – длина стороны квадрата.)
– Вычислите площадь данного квадрата.
– Какую формулу вы используете при решении задачи?
(Sкв. = а а , Sкв. = 15 15 = 225 (см2).)
III. Закрепление пройденного материала.
1. Формула одновременного движения.№ 1, с. 114.
– Запишите формулу одновременного движения для случая движения
вдогонку.
– Объясните смысл данной формулы.
– Как вычислить скорость сближения для данной формулы?
Постановка учебной задачи: закрепить умение решать задачи на
движение вдогонку с использованием данной формулы.
2. Составление задач по схемам.
№ 2, с. 114 – самостоятельно.
П р о в е р к а:
1) в первой задаче неизвестно расстояние между объектами в начале
движения:
(а – b) с или а с – b с;
2) во второй задаче нужно найти время встречи:
а : (b – с);
3) в третьей задаче неизвестна скорость одного из объектов:
в : с + а.
3. Решение задач.
№ 4, с. 114 – с комментированием.
– Проанализируйте текст задачи, схему.
– Что можете сказать?
– Предложите решение задачи.
1) На каком расстоянии друг от друга будут рыбаки через 3 с?
(80 – (10 – 6) 3 = 68 (м).)
2) Через сколько времени щука догонит карася?
(80 : (10 – 6) = 20 (с).)
№ 5, с. 114 – «Блицтурнир».
Самостоятельная работа.
Самоконтроль по образцу на доске:
а) (95 – 80) 3 = 45 (км);
б) 840 : (720 300) = 2 (ч);
в) 12 : 4 + 2 = 5 (км/ч);
г) 120 (14 –10) 25 = 20 (м).IV. Повторение пройденного материала.
1. Меры времени.
№ 9, с. 116 – с комментированием.
1
нед.; 1 мин = 8880
56
нед.; 56 мин = 8880
1
нед.; 1 ч = 148
18
нед.; 18 ч = 148
1
1 сут. = 7
5
5 сут. = 7
№ 10, с. 116.
2. Значение выражений с переменной.
№ 12, с. 116.
Самостоятельно найдите
соответствующие значения переменной.
нед.;
нед.
значения выражений,
подставив
В з а и м о п р о в е р к а, работа над ошибками.
3. Площадь фигур.
№ 13, с. 116.
Найдите площади фигур по размерам, данным на чертеже.
Прокомментируйте решение каждой задачи.
Какие формулы вы использовали?
1) Sф. = S1 пр. тр. + S2 пр. тр.
Sпр. тр. = (а b) : 2
(5 2) : 2 = 5 (дм2) площадь I прямоугольного треугольника;
(3 2) : 2 = 3 (дм2) площадь II прямоугольного треугольника;
5 + 3 = 8 (дм2).
О т в е т : площадь треугольника равна 8 дм2.
2) Sф. = S1 пр. тр. + Sкв. + S2 пр. тр.
Sпр. тр. = (а b) : 2
Sкв. = а а
Учащиеся аналогично предыдущей записывают решение данной задачи.
V. Итог.
Проанализируйте свою работу на уроке.
Что можете сказать?
Какие знания повторили и закрепили?
Какое значение имеют данные знания? Попытайтесь объяснить.
Какие задания заинтересовали вас? Почему?
Над чем еще нужно поработать?Домашнее задание: № 3, с. 114; № 8, с. 116.