Цели: уметь строить график в соответствии с заданными данными; анализировать график, на котором изображено движение трех объектов, устанавливать время встречи по точкам пересечения, скорость движения; составлять самостоятельно вопросы по графикам движения, придумывать события; закреплять умение самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида; сравнивать буквенные выражения; устанавливать порядок действий в числовом выражении и находить его значение, использовать соответствующие формулы для решения задач на движение; развивать речь, логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: Приложение, рис. 4 (см. с. 81); карточки с представленными примерами (см. 1, II).
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Цели: уметь строить график в соответствии с заданными данными;
анализировать график, на котором изображено движение трех объектов,
устанавливать время встречи по точкам пересечения, скорость движения;
составлять самостоятельно вопросы по графикам движения, придумывать
события; закреплять умение самостоятельно анализировать и решать задачи
разного вида; сравнивать буквенные выражения; устанавливать порядок
действий в числовом выражении и находить его значение, использовать
соответствующие формулы для решения задач на движение; развивать речь,
логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных
вычислений, самоконтроля и самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : Приложение, рис. 4 (см. с. 81); карточки с
представленными примерами (см. 1, II).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
Вычислите и выберите примеры с одинаковыми результатами.
Что объединяет данные выражения?
(Деление двузначного числа на двузначное способом подбора.)
Вычислите удобным способом:
5297 + 549 + 3; 2 640 5; 4286 99 1186;
2615 + 498 + 185; 4 3849 25; 3803 217 2203.
2. Сравнение.
Сравните. Объясните, как рассуждали:
c + 8 … c + 24; 7 z … z 6 + z;
k 145 … k 165; 0 y … y : y;
52 : m … 28 : m; a a … 0 : a.
3. Решение задач. Запишите решение задач выражением:
а) За 3 мин самолет пролетел 30 км. Какое расстояние он пролетит за 40
мин, если его скорость увеличится на b км/мин?
((30 : 3 + b) 40 (км).)
б) Расстояние х км лыжник прошел за 3 ч, а обратный путь за 2 ч. На
сколько уменьшилась скорость лыжника?
(х : 2 х : 3 (км/ч).)
в) Расстояние между селами 48 км. Через сколько часов встретятся два
велосипедиста, которые вышли одновременно навстречу друг другу, если
скорость одного k км/час, а скорость другого км/час?
(48 : (k + ) (ч).)
г) Два пешехода идут навстречу друг другу со скоростью m км/ч и n км/ч
соответственно. Сейчас между ними 50 км. На каком расстоянии друг от друга
они будут через 3 ч?
(50 (m + n) 3 (км).)
Что общего в задачах?
Что необходимо знать для решения данных задач?
(Это задачи на движение. Для их решения нужно знать следующие
формулы: S = v t ; S = vсбл. t , где vсбл. = v1 + v2.)
Постановка учебных задач.
Как можно использовать графики движения?
(С помощью графика движения можно установить скорость движения
объекта, расстояние, пройденное объектом, время в пути.)
Когда работа с графиком несколько усложняется?
(Когда на нем изображено движение нескольких объектов.)
Какие виды работ по данной теме вы уже знаете, отрабатывали?
(Анализ графика с помощью вопросов в учебнике, его построение по
заданным параметрам.)
Сумеете ли вы самостоятельно придумать вопросы по графику движения,
события, которые отображены графически? (Проблема!)
Постановка учебных задач.
III. Открытие нового.
1. Вопросы к графику движения.
№ 1, с. 81.
Прочитайте описание графиков движения объектов.
Какие вопросы можете придумать? Что вам при этом поможет?(Рисунок, на котором изображены графики.)
П р и м е р н ы е в о п р о с ы:
1. Одновременно ли вышли пешеход и велосипедист из пункта А?
2. В какое время они прибыли в пункт В?
3. С какой скоростью двигался каждый объект?
4. Изменялась ли скорость движения в течение всего пути?
И т. д.
2. Построение графика движения.
№ 2, с. 81.
Чем интересен график? (См. Приложение, рис. 4.)
встреча произойдет в 11 ч 30 мин;
в пункт А придет в 13 ч 45 мин.
3. События и графики.
№ 3, с. 82:
а) – с комментированием;
б) – самостоятельно.
Заслушиваются самые интересные рассказы.
IV. Закрепление и повторение пройденного материала.
1. Анализ графиков.
№ 4, с. 83.
а) С комментированием.
Отправился в путь в 11 ч;
первые 2 ч он шел со скоростью 3 км/ч;
отдыхал в течение 30 мин;
продолжил путь со скоростью 2 км/ч;
добрался до врача в 14 ч 30 мин;
лечился в течение 1 ч 30 мин;
домой пошел со скоростью 4 км/ч;
вернулся к маме в 18 ч;
на все путешествие затратил 7 ч.
б) Самостоятельно, можно в паре.
П р о в е р к а:
побежали со скоростью 150 м/мин;
пробежали 2 мин до остановки на отдых; отдыхали 3 мин;
снизили скорость на 50 м/мин;
мальчики бежали со скоростью 250 м/мин;
догнали через 2 мин;
переговоры длились 5 мин;
вернулись в школу со скоростью 100 м/мин.
Через какое время девочки вернулись в школу? (Через 17 мин.)
Какое время отсутствовали в школе мальчики? (12 мин.)
2. Порядок действий в выражении.
№ 9, с. 84 (а) с комментированием.
V. Итог.
Узнали ли вы сегодня чтонибудь новое, интересное?
Что именно? Прокомментируйте.
Что вам понравилось больше всего? Почему?
В каком случае вы испытывали трудности?
С чем это связано?
Что еще вы успели сделать на уроке? Что повторить?
Домашнее задание: с. 84, № 5(а).