Цели: уметь определять координаты точек на числовом луче, ввести понятие «координатный луч», ориентироваться на координатном луче; закреплять умение самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида, выполнять действия со смешанными числами, устанавливать верные неравенства; развивать навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа, логическое мышление, пространственные представления.
Оборудование: таблицы с представленными буквами (см. п. 2, II), модель числового луча (п. 1, III), таблички-термины (см. с. 61), цепочка с «окошками» (№ 10, с. 63), таблицы (№ 13, с. 64).
КООРДИНАТЫ НА ЛУЧЕ
Цели: уметь определять координаты точек на числовом луче, ввести
понятие «координатный луч», ориентироваться на координатном луче;
закреплять умение самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида,
выполнять действия со смешанными числами, устанавливать верные неравенства;
развивать навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и
самоанализа, логическое мышление, пространственные представления.
О б о р у д о в а н и е : таблицы с представленными буквами (см. п. 2, II),
модель числового луча (п. 1, III), табличкитермины (см. с. 61), цепочка с
«окошками» (№ 10, с. 63), таблицы (№ 13, с. 64).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Математический диктант.
• Запишите число, в котором 53 десятка.
• Какие числа стоят между числами 1597 и 1602?
• Увеличьте 400 в 2 раза, полученное произведение уменьшите на 800,
полученное число увеличьте в 7 раз и прибавьте 62.
• Число 600 уменьшите во столько раз, во сколько 84 больше 7.
• 400 без 48.
• Дан квадрат со стороной 7 дм 2 см. Найдите периметр.
• Увеличьте 18 в 1000 раз.
• Уменьшите 742 на 594.
• Задумали число, вычли его из 200, разность разделили на 11 и получили 11.
Какое число было задумано?
• В доме 72 квартиры, а в соседнем доме на 48 квартир больше. Сколько
квартир в двух домах?
• В магазин завезли 116 кг картофеля. В I день продали 4ю часть груза, во II
день – 47 кг. Сколько килограммов картофеля осталось?
• Велосипедист ехал 4 дня по 5 ч в день со скоростью 12 км/ч. Туристы
прошли то же расстояние за 6 дней, затрачивая по 8 ч в день. Чему равна
скорость туристов?
2. Сложение и вычитание смешанных чисел.
– Расшифруйте:7
3
8
3
3
4
3
4
9
2
1
12
7
5
9
7
2
5
7
5
9
3
7
15
2
1
12
3
2
7
7
3
8
«Числовой луч».
– Что мы называем числовым лучом?
– О чем важно помнить при построении числового луча?
– Выполните построение числового луча с единичным отрезком, равным 2
клеткам (с одновременным комментированием у доски).
– Отметьте на луче число 7. (Проблема!)
Постановка учебной задачи: уметь отмечать на числовом луче точку,
соответствующую заданному числу.
III. Открытие нового.
1. Координаты на луче.
– Как же найти место числа 7 на луче?
(Нужно от начала луча отложить единичный отрезок 7 раз.)
– Обозначьте данную точку буквой латинского алфавита, допустим К.
– Что же мы с вами определили?
(Место точки К на числовом луче.)
– Как это записать? (Проблема !)
С. 61 – в «рамочке».
Знакомство с понятиями «координата точки», «координатный луч».
Таким образом, К (7) – координата точки К равна 7.
(Открытие !)№ 1, с. 61 – Определите координаты точек, отмеченных на луче.
№ 2, с. 61.
а) Найдите координаты точек, в которых расположены нарисованные
пункты;
б) с комментированием.
2. Изображение координат на числовом луче.
№ 3, с. 62. – с комментированием у доски.
IV. Первичное закрепление.
1. Самостоятельная работа.
№ 4, с. 62:
б) с комментированием;
а), в), г) – самостоятельно по вариантам.
Взаимопроверка, самоконтроль по образцу на доске.
2. Ориентирование на числовом луче.
№ 5, с. 62 – устно.
а) Какие числа можно назвать?
(Все числа, которые больше 25.)
б) Все числа, которые меньше 118.
в) Числа, находящиеся в промежутке между числами
2 и 15 2 < x < 15.
г) 7 < x < 8.
– Какие это будут числа? (Смешанные.)
V. Закрепление пройденного материала.
1. Решение задач разного вида.
№ 9, с. 63 – «Блицтурнир».
– Самостоятельно проанализировать и записать решение выражением.
При проверке учащиеся получают следующее:
а) а – а : 4 (ч);
б) (х + х ∙ 3) : 7 (раз);
в) у : 5 ∙ 12 (м);
г) d : (с : 20) (мин);
д) с – а ∙ 4 – в (р.) или с – (а ∙ 4 – в) (р.);
е) (х – у) : 2 (р.).
2. Сложение и вычитание смешанных чисел.№ 10, с. 63.
В ходе работы учащиеся получают следующие цепочки вычислений (с
комментированием или самостоятельно):
8
1
5
4
3
5
так как:
7
6
5
4
3
5
3
3
5
.
5
так как:
3
7
2
7
5
6
7
4
7
2
4
2
2
10
7
9
7
6
7
4
7
;
4
7
5
7
2
4
2
2
3. Табличное и внетабличное умножение и деление.
№ 13, с. 64.
– Расшифруйте слово:
.
а
х
0
54
В
7
57
Е
21
63
Д
35
69
Р
69
Р
65
75
63
О Ж Д
49
75
О
57
Е
70
33
С
84
49
Т
98
65
Ж
33
С
49
Т
54
В
75
О
– Что означает это слово?
(Рождество:
1. Христианский праздник в память рождения Иисуса Христа.
2. Само рождение Иисуса Христа.)
№ 12, с. 63 (по времени).
12150
12150
9:27:
9:27:
20
20
а)
– Что вы заметили?
(Хотя числа и знаки действий одинаковые, результаты будут
1
отличаться, так как изменяется порядок действий.1000
1
81000
– верное неравенство, так как полученная дробь является
правильной. Правильная дробь меньше 1.)
520
520
40
40
305
305
1
:
29120
29120
:
12256
1
15860
б)
– не является верным неравенством, так как данная дробь
правильная. А правильная дробь не может быть больше 1 или равной ей.
VI. Итог.
– О чем вы узнали на этом уроке? Что открыли нового?
– Как подругому называют числовой луч?
– С чем связано данное название?
– Как определить координату точки? Объясните на конкретном примере.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что можете сказать?
– Над чем еще нужно поработать?
Домашнее задание: с. 62, № 6; с. 63, № 11.