Цели: уметь решать задачи на нахождение части числа; закрепить умение решать задачи разного вида с предварительным анализом, находить корень уравнения, сравнивать дроби, находить значения числовых выражений, установив предварительно порядок действий; развивать навыки самоконтроля и самоанализа, речь, память; совершенствовать вычислительные навыки.
Оборудование: модели магических квадратов, схемы задач (п. 1, III), формула работы (№ 8, с. 87), карточки с представленными буквами (№ 12, с. 87).
НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ЧИСЛА
Ц е л и : уметь решать задачи на нахождение части числа; закрепить умение
решать задачи разного вида с предварительным анализом, находить корень
уравнения, сравнивать дроби, находить значения числовых выражений, установив
предварительно порядок действий; развивать навыки самоконтроля и
самоанализа, речь, память; совершенствовать вычислительные навыки.
О б о р у д о в а н и е : модели магических квадратов, схемы задач (п. 1, III),
формула работы (№ 8, с. 87), карточки с представленными буквами (№ 12, с. 87).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. «Давайте подумаем».
– Проанализируйте ряды чисел и установите среди них «лишний» ряд:
2, 5, 8, 11, 14 => «Лишним» является третий ряд, так как
1, 4, 7, 10, 13 числа этого ряда последовательно
3, 4, 5, 6, 7 увеличиваются на 1, а в других
3, 6, 9, 12, 15 рядах – на 3.
2. «Магический» квадрат.
Сумма чисел:
Произведение чисел:
3. Решение задач.
Решите задачи устно.
1
1) Задумали число, 5
которого равна 15. Какое число задумали? (15 ∙ 5 = 75.)1
2) Длина проволоки 64 м. От нее отрезали 4
часть. Сколько проволоки
отрезали? (64 : 4 = 16 (м).)
5
3) Сколько месяцев содержит 6
=> Постановка учебных задач: научиться решать задачи на нахождение
года? (Проблема!)
части числа.
III. Открытие нового.
Нахождение части числа.
– Какую часть от числа вы умеете находить?
1
6
=> 1 год = 12 месяцев, 12 : 6 = 2 (м.).
5
– Внимательно посмотрите на дробь 6
. Сравните схемы:
5
– Что заметили? Как узнать сколько месяцев в 6
(12 : 6 ∙ 5 = 10 (м.).)
Р а б о т а в тетради.
С. 85 – знакомство с решением задач.
– Как же найти часть числа?
=> Вывод: чтобы найти часть числа, которая выражена дробью, надо это
года?
число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби. (Открытие!)
№ 1, с. 85 – с комментированием:
3
а) 4
5
б) 7
от числа а – а : 4 ∙ 3;
от числа b – b : 7 ∙ 5;в) 2 % от числа с – с : 100 ∙ 2;
г) 16 % от числа d – d : 100 ∙ 16;
от числа 60 – 60 : n ∙ m.
m
д) n
№ 2, с. 85 – самостоятельно, взаимопроверка.
=> Устанавливают, на сколько хорошо усвоили новую тему.
IV. Повторение и закрепление пройденного.
1. Решение задачи на нахождение части числа.
№ 3, с. 86 – с комментированием.
45 : 5 ∙ 3 = 27 (мин).
О т в е т : диктант длился 27 минут.
2. Сравнение дробей.
№ 7, с. 86 – с комментированием.
– Что важно помнить при сравнении дробей? (Правила сравнения дробей с
одинаковыми знаменателями и с одинаковыми числителями.)
3. Решение задач с использованием формулы работы.
№ 9, с. 87.
где А – работа, υ – работа за единицу времени, t – время.
№ 10, с. 87.
Учащиеся анализируют задачу, заполняют таблицу, оформляют решение
с комментированием.
1) 40 + 5 = 45 (б./мин) – закрывает 2й автомат.
2) 40 + 45 = 85 (б./мин) – закрывают оба автомата.
3) 60 : 4 ∙ 3 = 45 (мин) – время работы.часа.
3
4) 85 ∙ 45 = 3825 (б.) – закрывают за 4
5) 5780 : 85 = 68 (мин) – время выполнения работы.
О т в е т : 3825 банок; 68 минут.
4. Решение уравнений.
№ 11, с. 87 (б) – самостоятельно, взаимопроверка.
5. Программа действий.
№ 12, с. 87.
О
Л
2001
907
К
И
804
1200
804, 907, 1200, 2001
К
Л
И
О
V. Итог.
– Расскажите о своих достижениях сегодня на уроке.
– Что, повашему, является наиболее важным?
– Как найти часть числа? Приведите пример.
Домашнее задание: № 4, 5, с. 86.