Цели: познакомиться с задачами на нахождение числа по доле, учиться решать подобные задачи; закреплять умение решать простейшие задачи на нахождение доли числа, процентов, сравнивать доли, составлять программу действий для выражений; развивать память, внимание, речь, вычислительные навыки, навыки самоанализа и самоконтроля, логическое мышление.
Оборудование: примеры с «окошками» (п. 1, II), схемы задач (п. 1, III), модель числового луча (№ 6, с. 76).
НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ДОЛЕ
Ц е л и : познакомиться с задачами на нахождение числа по доле, учиться
решать подобные задачи; закреплять умение решать простейшие задачи на
нахождение доли числа, процентов, сравнивать доли, составлять программу
действий для выражений; развивать память, внимание, речь, вычислительные
навыки, навыки самоанализа и самоконтроля, логическое мышление.
О б о р у д о в а н и е : примеры с «окошками» (п. 1, II), схемы задач (п. 1, III),
модель числового луча (№ 6, с. 76).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Вычислите устно:
– Вставьте пропущенные цифры:
2. Решение задач.
– Запишите решение каждой задачи:
1
1) Длина дороги 20 км. Заасфальтировали 5
заасфальтировали?
20 : 5 = 4 (км).
дороги. Сколько км дороги
1
2) Купили 5 кг 600 г сахара. На варенье израсходовали 8
всего сахара.
Сколько сахара пошло на варенье?
5600 : 8 = 700 (г).1
3) На базу в Антарктиду доставили 88 собак. Из 11
всех собак составили
упряжку, на которой предполагалось отправиться в экспедицию. Сколько собак
определили в упряжку?
88 : 11 = 8 (с.).
1
4) Сережа отрезал от куска проволоки 4 см. Это 3
всего куска. Какой длины
был кусок проволоки?
– Что в задаче нужно найти? Что известно?
(Проблема! Новый вид задач.)
=> Постановка учебных задач: научиться решать задачи на нахождение
числа по его доле.
III. Открытие нового.
Решение задач нового вида.
– Изобразите схему задачи 3.
– Что нужно было найти в данной задаче? (Долю числа.)
– Каким действием находили? (Делением: 88 : 11 = 8 (с.).)
– Выполните схему к задаче 4.
– Что нужно найти в данной задаче? (Нужно найти число.)
– Что известно в задаче? (Известна доля числа.)
– Проанализируйте схему, данные. Как считаете, каким действием можем
найти число? (Умножением: 4 ∙ 3 = 12 (см).)
Р а б о т а с учебником № 1, с. 75.
=> Вывод: чтобы найти неизвестное число, можно его долю умножить на
количество частей. (Открытие!)
Учащиеся сравнивают свой вывод с выводом учебника.№ 2, с. 75 – устно.
в) 400 ∙ 3 = 1200 (м)
а) 400 ∙ 2 = 800 (м)
б) 400 ∙ 5 = 2000 (м)
г) 400 ∙ 100 = 40000 (м)
№ 3, с. 75 – а) с комментированием; б) самостоятельно.
IV. Повторение и закрепление пройденного.
1. Числовой луч.
№ 6, с. 76 – с комментированием у доски.
1
( 24
1
содержит 1 часть, 12
1
– 2 части, 8
– 3 части. И т. д.)
2. Задача.
№ 5, с. 76.
– Прочитайте текст самостоятельно.
– Проанализируйте текст. Заполните схему и расскажите, что дано, что нужно
найти.
– Можем ли ответить на главный вопрос задачи? Почему?
(Неизвестен весь путь.)
– Как можно его найти?
(1 % – это сотая доля пути. Эта доля равна 3 км. Значит, чтобы найти
весь путь, нужно 3 ∙ 100 = 300 км.)
– Запишите решение задачи полностью.
(1. 3 ∙ 100 = 300 (км) – расстояние, которое проехал мотоциклист.
2. 300 – 3 = 273 (км).)
О т в е т : по шоссе мотоциклист проехал 273 км.
3. Сравнение дробей.№ 7, с. 76 – расположить числа в порядке возрастания. Обоснуйте свое
1
, 9
1
, 5
.
1
, 1 %, 75
мнение.
1
(120
Чем больше долей, тем они меньше.)
4. Порядок действий в выражении.
№ 9, с. 76 – самостоятельно, а) или б) – по выбору.
Самопроверка по образцу на доске.
V. Итог.
– С каким новым типом задач познакомились на уроке?
– Чем данный вид отличается от задач, с которыми познакомились на
предыдущих уроках? Прокомментируйте. Приведите примеры подобных задач.
– Есть ли отличие в решении данных задач? Какое? Объясните почему.
Домашнее задание: № 4, с. 75; № 8, с. 76.