Цели: закрепить умение решать задачи на нахождение доли числа, числа по доле, анализировать задачи, повторить нумерацию многозначных чисел, решение уравнений; развивать память, речь, навыки самоконтроля, самоанализа, логическое мышление.
Оборудование: примеры с «окошками» (п. 2, II), схемы задач (№ 1, № 3, с. 77), тетрадь «Самостоятельные и контрольные работы», модель числового луча (№ 9, с. 78).
НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ДОЛЕ
Ц е л и : закрепить умение решать задачи на нахождение доли числа, числа по
доле, анализировать задачи, повторить нумерацию многозначных чисел, решение
уравнений; развивать память, речь, навыки самоконтроля, самоанализа,
логическое мышление.
О б о р у д о в а н и е : примеры с «окошками» (п. 2, II), схемы задач (№ 1, № 3,
с. 77), тетрадь «Самостоятельные и контрольные работы», модель числового
луча (№ 9, с. 78).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
– Прочитайте числа. Укажите, сколько и какие разрядные единицы
содержатся в каждом из данных чисел:
456, 708, 5304, 18091, 175208, 7663043, 570000364.
– Посчитайте по порядку:
1) от 9995 до 10004;
2) от 89995 до 90003;
3) от 8005 до 7998.
– Назовите число, которое содержит:
1) 286 ед. класса тысяч;
2) 30 ед. II класса, 6 ед. I кл.;
3) 18 ед. III класса, 18 ед. II кл., 18 ед. I кл.
– Сколько сотен в числе 3800?
– Сколько десятков в числе 532341?
2. Устные вычисления.
– Какие цифры пропущены?
3. Решение задач.
– Запишите только решение и ответ:
1) Найдите половину от 300 метров.(300 : 2 = 150 (м).)
2) Длина дороги равна 24 км. Найдите длину восьмой части дороги.
(24 : 8 = 3 (км).)
3) Для полива огорода израсходовали 20 л воды. Это составляет третью часть
воды в бочке. Сколько литров воды было в бочке?
(20 ∙ 3 = 60 (л).)
4) Длина доски равна 1 метру. От нее отпилили пятую часть. Какова длина
отпиленной части доски?
(100 : 5 = 20 (см).)
– Что объединяет данные задачи?
(Здесь нужно найти долю числа или число по доле.)
=> Постановка учебных задач.
III. Закрепление пройденного.
1. Нахождение доли числа и числа по доле (составные задачи).
Работа в учебнике: № 1, с. 77 – простые задачи.
Учащиеся решают задачи, сравнивают и приходят к выводу, что задачи имеют
разное решение:
12 ∙ 4 = 48 (кв.)
12 : 4 = 3 (г)
О т в е т : масса зверька 3 г. О т в е т : в доме всего 48 квартир.
– Почему задачи решаются поразному?
(В 1й задаче нужно найти долю числа, а во 2й задаче нужно найти число
по доле.)
№ 3, с. 77 – составные задачи.
– На какой вопрос нужно ответить? Что нужно найти? (Часть целого.)
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
– Что сказано про другую часть – съеденные пирожные?часть от всего количества пирожных.)
1
(Съели 6
– Запишите решение задачи.
1) 18 : 6 = 3 (п.) – съели.
2) 18 – 3 = 15 (п.).
О т в е т : осталось 15 пирожных.
б) Заполните схему задачи.
– Что увидели?
– Чем интересна данная задача?
– Чем она отличается от предыдущей? Чем они похожи?
(В представленной задаче нужно тоже найти часть – сколько осталось.
Но в данном случае нужно сначала найти целое.)
– Запишите решение задачи самостоятельно.
П р о в е р к а по образцу на доске:
1) 16 ∙ 8 = 128 (д.) – нужно сделать рабочему.
2) 128 – 16 = 112 (д.).
О т в е т : осталось сделать 112 деталей.
2. Самостоятельная работа.
Тетрадь «Самостоятельные и контрольные работы», с. 25–26 (15 минут).
№ 1, 2, 3 – обязательны для выполнения.
№ 4, 5 – по желанию, по времени.
3. Нумерация многозначных чисел.
№ 5, с. 78 – устно.
4. Решение уравнений.
№ 7, с. 78 – самостоятельно по вариантам.
В з а и м о п р о в е р к а .
5. Числовой луч.№ 9, с. 78 – с подробным анализом и комментированием у доски.
1
(Берем самую маленькую долю – 18
, значит, чтобы было удобно выполнить
построение, единичный отрезок должен быть равен 18 клеточкам:
IV. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что можете сказать?
– Чем интересны задачи, которые мы с вами рассматривали на уроке?
– Удалось ли вам освоить решение подобных задач?
– Проанализируйте результаты самостоятельной работы. Считаете ли вы их
успешными?
– Над чем еще нужно будет поработать?
Домашнее задание: № 4, № 6 на с. 78.