Цели: познакомиться с задачами на нахождение доли числа, учиться решать подобные задачи; закреплять умение решать задачи разного вида, предварительно проанализировав их текст, устанавливать порядок действий в выражениях; развивать вычислительные навыки, навыки самоконтроля и самоанализа, память, внимание, логическое мышление.
Оборудование: модель «цепочек» (п. 1, II), конверт с вложенной в него бумажной полоской, ножницы (п. 2, II), схемы (№ 3, с. 71), модели-схемы (№ 8, с. 72), таблица результатов (№ 9, с. 72).
НАХОЖДЕНИЕ ДОЛИ ЧИСЛА
Ц е л и : познакомиться с задачами на нахождение доли числа, учиться решать
подобные задачи; закреплять умение решать задачи разного вида,
предварительно проанализировав их текст, устанавливать порядок действий в
выражениях; развивать вычислительные навыки, навыки самоконтроля и
самоанализа, память, внимание, логическое мышление.
О б о р у д о в а н и е : модель «цепочек» (п. 1, II), конверт с вложенной в него
бумажной полоской, ножницы (п. 2, II), схемы (№ 3, с. 71), моделисхемы (№ 8,
с. 72), таблица результатов (№ 9, с. 72).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Вычислите устно:
– Восстановите «цепочку» вычислений:
2. «Давайте подумаем».
– Необходимо начертить два отрезка так, чтобы один был длиннее другого на
2 см, а вместе они составили бы отрезок длиной 14 см.
– Как это сделать?
(Нужно вспомнить состав числа 14 и найти два числа, одно из которых на
2 см больше другого. Таким образом, 8 + 6 = 14 и 8 > 6 на 2.)
– На сколько частей можно разделить данный отрезок?
(На 2, 7, 14.)
– Какую долю будет составлять одна часть в каждом случае?– Сравните данные доли. Что можете сказать?
– Докажите, что вы рассуждали верно. (Чем больше долей, тем меньше
каждая доля.)
– Возьмите в конверте полоску бумаги. Чему равна ее длина? (15 см.)
1
– От данной полоски нужно отрезать 3
– Чему будет равна длина отрезанного куска полоски?
– Как найти одну третью часть полоски? (Нужно полоску разделить на 3
часть.
равные части и взять одну такую часть.)
Ребята выполняют деление практически: перегибают полоску или делают
отметку карандашом, а затем отрезают одну третью часть.
З а п и с ь решения:
15 : 3 = 5 (см).
О т в е т : 5 см.
– Что мы с вами сейчас находили? (Долю числа.)
=> Постановка учебных задач: научиться решать задачи на нахождение
доли числа.
III. Открытие нового.
Решение задач нового типа.
Р а б о т а с учебником № 1, с. 71.
=> Вывод, который сравнивается с выводом в учебнике. (Открытие!)
№ 2, с. 71 – с комментированием:
1
а) половина часа – 2
ч = 30 мин
(60 : 2 = 30);
1
б) треть часа – 3
ч = 20 мин
1
в) четверть часа – 4
1
г) 6
1
ч = 10 мин; д) 5
(60 : 3 = 20);
ч = 15 мин
(60 : 4 = 15);
1
ч =12 мин; е) 10
ч = 6 мин;1
ч = 4 мин; з) 2
1
ж) 15
№ 3, с. 71 – решение с использованием схемы.
ч = 30 мин.
32 : 4 = 8 (уч.)
120 : 6 = 20 (д.)
№ 4, с. 71 – единицы величин.
Самопроверка. Взаимопроверка.
IV. Закрепление пройденного.
1. Числовой луч.
№ 6, с. 72.
Учащиеся отмечают доли на числовом луче. Работают самостоятельно.
Результат переносят на доску для самопроверки.
2. Взаимосвязь между компонентами действий.
№ 7, с. 72 – с комментированием.
– Какие выводы повторили?
• При увеличении одного из слагаемых сумма увеличивается; при уменьшении
слагаемого – уменьшается;
• при увеличении уменьшаемого разность увеличивается, при уменьшении –
разность уменьшается;
• если вычитаемое увеличивается, то разность уменьшается; если вычитаемое
уменьшается, то разность увеличивается.
3. Порядок действий в выражении.
№ 8, с. 72.4. Вычисления (устные).
№ 9, с. 72.
=>
118 120 121 122 124 126 128
К
П О
Д А
Р О
V. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что можете сказать? Что удалось открыть?
– Расскажите, как найти долю числа.
Домашнее задание: № 5, с. 72.