Цели: уметь правильно употреблять понятие «оценка произведения», находить верхнюю и нижнюю границы произведения; повторить решение задач изученных видов, проводить самостоятельный анализ текстов, уметь устанавливать порядок действий в выражениях, находить множество решений неравенств, определить понятия «объединение», «пересечение» множеств; развивать речь, логическое мышление, память, внимание.
Оборудование: листы для групповой работы, иллюстрации, геометрические фигуры, таблица (см. № 12).
ОЦЕНКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Ц е л и : уметь правильно употреблять понятие «оценка произведения»,
находить верхнюю и нижнюю границы произведения; повторить решение задач
изученных видов, проводить самостоятельный анализ текстов, уметь
устанавливать порядок действий в выражениях, находить множество решений
неравенств, определить понятия «объединение», «пересечение» множеств;
развивать речь, логическое мышление, память, внимание.
О б о р у д о в а н и е :
листы для групповой работы,
иллюстрации,
геометрические фигуры, таблица (см. № 12).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Компоненты действия умножения.
Б е с е д а по вопросам:
– Объясните, что значит умножить число m на число n?
(Умножить число т на число п – значит найти сумму п слагаемых,
каждое из которых равно т.)
– Как называют числа при умножении? Как называют результат умножения?
(Множители, результат – произведение.)
– Чему равно 1 ∙ n? 0 ∙ n? m ∙ 1? m ∙ 0?
2. Устные вычисления. Взаимосвязь между компонентами умножения.
1) Замените сумму произведением:
300 + 300 + 300 + 300;
72 + 72 + 72;
х + х + х + х + х + х.
2) Вычислите устно:
28 ∙ 3 93 ∙ 1 48 – 15 ∙ 2 + 9 7000 ∙ 6 30 м 6 ц ∙ 2
5 ∙ 16 300 ∙ 2 8 ∙ 6 ∙ 2 200 – 15 ∙ 4 6 т 200 кг ∙ 9
3) Вычислите, используя переместительное свойство умножения:
25 ∙ 15 ∙ 4
45 ∙ 8 ∙ 2
– Какой вывод можете сделать? Как изменится произведение, если один из
35 ∙ 9 ∙ 2
125 ∙ 12 ∙ 4
множителей увеличить? Уменьшить?4) Произведение двух чисел равно 405. Чему будет равно произведение, если
один из множителей увеличить в 5 раз?
– Произведение двух чисел равно 500. Чему будет равно новое произведение,
если один из множителей уменьшить в 10 раз?
– Подумайте, нужно ли будет использовать данные выводы при оценке
произведения?
=> Постановка учебных задач: научиться выполнять оценку произведения,
находить нижнюю и верхнюю границы.
III. Открытие нового.
1. Оценка произведения.
Р а б о т а с учебником.
№ 1, с. 22.
=> Вывод: Чтобы найти нижнюю границу произведения, один или несколько
множителей заменяем меньшими числами, чтобы найти верхнюю границу,
множители заменяем большими числами. (Открытие!)
№ 2, с. 22 – с комментированием.
– Сколько множителей нужно заменить? Что получаем?
50 ∙ 9 < 54 ∙ 9 < 60 ∙ 9;
450 < 54 ∙ 9 < 540.
Таким образом, 450 – нижняя граница произведения,
540 – верхняя граница произведения.
– Сколько множителей, по вашему мнению, нужно заменить?
20 ∙ 50 < 27 ∙ 53 < 30 ∙ 60;
1000 < 27 ∙ 53 < 1800.
Таким образом, 1000 – нижняя граница произведения,
1800 – верхняя граница произведения.
2. Самостоятельная работа.
№ 4, с. 23.
– Объясните смысл задания «оценить произведение».
– Выполните задание самостоятельно.
Учащиеся оценивают произведения 35 ∙ 24, 194 ∙ 49.
В з а и м о п р о в е р к а .
– Назовите полученные границы произведений.(30 ∙ 20 < 35 ∙ 24 < 40 ∙ 30,
600 < 35 ∙ 24 < 1200.
Таким образом, 600 – нижняя граница произведения,
1200 – верхняя граница произведения.
100 ∙ 40 < 194 ∙ 49 < 200 ∙ 50,
4000 < 194 ∙ 49 < 10000.
Таким образом, 4000 – нижняя граница произведения,
10000 – верхняя граница произведения.)
г) а – (n ∙ 2 + m ∙ 6) (р.)
или а – n ∙ 2 – m ∙ 6 (р.)
д) (с – d) : 5 (р.)
IV. Повторение пройденного.
1. Решение задач.
№ 5, с. 23 – «Блицтурнир».
– Самостоятельно проанализируйте задачи.
Запишите решение (не более 5–7 минут на работу).
П р о в е р к а :
а) а : 3 ∙ 5 (р.)
б) с : (b : 7) (м)
в) у : 2 – х : 4 (р.)
2. Порядок действий в выражении.
№ 7 (а) – с комментированием у доски.
– Объясните расстановку порядка действий.
3. Множество решений двух неравенств.
№ 8, с. 23.
– Прежде чем выполнить задание, что нужно сделать?
(Первоначально нужно найти множество решений неравенств
=> 3 < х ≤ 7 А = {4, 5, 6, 7};
5 ≤ х ≤ 9 В = {5, 6, 7, 8, 9}.)
– Что является пересечением множеств А и В?
(А В = {5, 6, 7}.)
– Объединением данных множеств?
(А В = {4, 5, 6, 7, 8, 9}.)
4. Викторина «В мире животных».
№ 12, с. 24 – работа в группах (используется иллюстрированный материал).
1) Действие по алгоритму=> 36 + 27 + 37 = 100 (см),
100 см = 10 дм = 1 м – длина бобра.
2) «Распутайте клубок».
О б р а з е ц :
Г е о м е т р и ч е с к и е ф и г у р ы :
окружность, треугольник, прямоугольник, шестиугольник, параллелограмм.
«Лишняя» фигура – окружность, так как все остальные фигуры –
многоугольники.
О т в е т ы на вопросы:
а) 100 больше 39 на 61;
б) 25 меньше 100 в 4 раза;
в) 39 надо умножить на 4;
г) частное от деления – 207.
3) Выполнив устные вычисления, получают таблицу.
а
х
32
25
36
5
40
10
Значит, бобр может находиться под водой 5 минут.
П р о в е р к а групповой работы.
П р и м е ч а н и е . Можно распечатать викторину, увеличив ее, чтобы было
более удобно и интересно работать в группе.
V. Итог.
– Расскажите о своих открытиях на уроке. Что можете сказать?
Проанализируйте свою деятельность.
– Можете ли утверждать, что прочно овладели навыком оценки
произведения?
– Докажите, оценив произведение 8 ∙ 207.
=> 8 ∙ 200 < 8 ∙ 207 < 8 ∙ 300,
1600 < 8 ∙ 207 < 2400.
Таким образом, 1600 – нижняя граница произведения,
2400 – верхняя граница произведения.
Домашнее задание: № 4 (78 ∙ 36, 552 ∙ 896); № 7 (б), с. 23.