Цели: уметь правильно употреблять понятие «оценка разности», находить нижнюю и верхнюю границы разности; повторить решение задач, содержащих понятия «цена», «количество», «стоимость», уравнений; находить значение выражений с переменной; развивать речь, память, внимание, логическое мышление, навыки устных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: таблица (см. п. 1, II), заготовка таблицы (№ 9), счетные палочки и модели палочек, фланелеграф (см. № 14).
ОЦЕНКА РАЗНОСТИ
Ц е л и : уметь правильно употреблять понятие «оценка разности», находить
нижнюю и верхнюю границы разности; повторить решение задач, содержащих
понятия «цена», «количество», «стоимость», уравнений; находить значение
выражений с переменной; развивать речь, память, внимание, логическое
мышление, навыки устных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : таблица (см. п. 1, II), заготовка таблицы (№ 9), счетные
палочки и модели палочек, фланелеграф (см. № 14).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Компоненты вычитания.
1) Заполните таблицу. Прокомментируйте способ нахождения каждого из
компонентов:
р
k
р – k
187
145
589
299
486
154
846
139
999
308
137
482
837
284
2) Уменьшаемое 380, вычитаемое 120. Чему равна разность?
– Чему равна разность 107 и 75?
– На сколько 430 больше 160?
– Назовите числа на 5 единиц меньше, чем 8090, 310845, 16938.
– Вычитаемое 4 м 30 см, разность 8 м. Чему равно уменьшаемое?
– Если из 720 вычесть задуманное число, то получится 290. Какое число
задумано? Как называется искомый компонент?
2. Взаимосвязь между компонентами вычитания.
Найдите значение второго выражения, используя значение первого:
а) 640 – 450 = 190
640 – (450 + 50) =
6) 548 – 224 = 324
548 – (224 – 24) =
– Что заметили? Какой вывод можно сделать?
=> Вывод: При увеличении уменьшаемого на несколько единиц – разность
в) 854 – 143 = 711
(854 + 46) – 143 =
г) 758 – 354 = 404
(758 – 30) – 354 =
увеличивается на столько же единиц.Если уменьшаемое уменьшить на несколько единиц, то разность
уменьшится на такое же количество единиц.
Если вычитаемое увеличить на несколько единиц, то разность
уменьшается на столько же единиц.
Если же вычитаемое уменьшить на несколько единиц, то разность
увеличится на столько же единиц.
– Не вычисляя, расставьте разности в порядке возрастания. Что получилось?
(42 – 32, 67 – 32, 74 – 32, 74 – 15, 82 – 15, 87 – 15.)
3. Постановка учебных задач.
– Какие вопросы рассматривали при изучении темы прошлого урока?
– Как найти границы, в которых заключена какаялибо сумма? Докажите,
оценив сумму:
400 + 800 < 454 + 867 < 500 + 900
1200 < 454 + 867 < 1400
=> 1200 – нижняя граница суммы,
1400 – верхняя граница суммы.
– Как считаете, будет ли чемто отличаться оценка разности? (Проблема!)
=> Постановка учебных задач: научиться находить нижнюю и верхнюю
границы разности.
III. Открытие нового.
1. Оценка разности.
– Еще раз вспомните, как связаны между собой компоненты вычитания? (См.
п. 2, II.)
– Как думаете, какими числами надо заменить уменьшаемое и вычитаемое,
чтобы найти нижнюю и верхнюю границы разности? Оцените разность:
54 – 16
М Б Б М
50 – 20 < 54 – 16 < 60 – 10
30 < 54 – 16 < 50
Таким образом, число 30 – нижняя граница разности, а число 50 – верхняя
граница разности. (Открытие!)
Р а б о т а с учебником.
№ 1, с. 19 – теоретические знания => вывод в «рамочке».№ 2, с. 19 – с комментированием.
П р и м е р : Объясните, как будете выполнять задания?
М Б Б М
=> 90 – 30 < 94 – 27 < 100 – 20
60 < 94 – 27 < 80
60 – нижняя граница разности,
80 – верхняя граница разности;
б) – по аналогии.
2. Самостоятельная работа.
№ 3, с. 20.
– Как вы понимаете выражение «сделать оценку разности»?
Выполните задание самостоятельно.
П р о в е р к а по образцу на доске.
а) 700 – 300 < 711 – 284 < 800 – 300
400 < 711 – 284 < 500
400 – нижняя граница разности,
500 – верхняя граница разности;
б) 800 – 400 < 856 – 397 < 900 – 300
400 < 856 – 397 < 600
400 – нижняя граница разности,
600 – верхняя граница разности;
в) 4000 – 2000 < 4611 – 1315 < 5000 – 1000
2000 < 4611 – 1315 < 4000
2000 – нижняя граница разности,
4000 – верхняя граница разности;
г) 9000 – 4000 < 9568 – 3419 < 10000 – 3000
5000 < 9568 – 3419 < 7000
5000 – нижняя граница разности,
7000 – верхняя граница разности.
IV. Повторение пройденного.
1. Решение задачи.
№ 9, с. 21 – чтение задачи, самостоятельный анализ текста.– Как удобно оформить запись текста задачи?
– Запишите в виде таблицы.
– Что можете сказать?
– Запишите решение задачи самостоятельно.
1) 240 : 8 = 30 (р.) – цена 1 кг помидоров.
2) 240 : 2 = 120 (р.) – стоимость огурцов.
3) 120 : 6 = 20 (р.) – цена 1 кг огурцов.
4) 30 – 20 = 10 (р.).
О т в е т : огурцы дешевле помидоров на 10 рублей.
– Прочитайте второй вопрос задачи.
– Что требуется узнать?
– Какие данные из первой части задачи нужны для ответа на поставленный
вопрос?
– Заполните таблицу.
– Что необходимо знать для ответа на главный вопрос задачи?
(Стоимость 3 кг помидоров и 2 кг огурцов.)
– Запишите решение задачи самостоятельно.
П р о в е р к а по образцу на доске, выполненному учащимся.
1) 30 ∙ 3 = 90 (р.) – стоимость 3 кг помидоров.
2) 20 ∙ 2 = 40 (р.) – стоимость 2 кг огурцов.
3) 90 + 40 = 130 (р.).
О т в е т : вся покупка стоит 130 рублей.
2. Выражения с переменной.
№ 10, с. 21.
а) Рассмотрите значения переменной х.
– Что можете сказать?
– Не вычисляя, скажите, будут ли чемлибо отличаться произведения?(Так как каждое значение х увеличивается в 10 раз, то и произведение
тоже будет увеличиваться во столько же. Значит, достаточно вычислить
только первое.)
Итак, 261294 при х = 407, при х = 4070 – 2612940,
при х = 40700 – 26129400;
б) аналогично – у : 5.
3. Решение уравнений.
№ 11 (а), с. 21 – с комментированием у доски.
Корень уравнения х = 18.
4. «Давайте подумаем».
№ 14, с. 21.
В ходе рассуждений находят следующее решение:
№ 7, с. 20 (по времени).
– Используя свои знания по оценке разности, решите «Головоломки
Стивенса».
– Используем правило «Если уменьшаемое не изменяется, а вычитаемое
уменьшается, следовательно, разность увеличивается, так как 431 > 308, то
ставим знак «<» – меньше.
897 – 431 897 – 308 и т. д.
V. Итог.
– Какое открытие удалось совершить сегодня на уроке?
– Какое значение имеют сделанные нами открытия?
– Итак, что же значит выражение «выполнить оценку разности»? Объясните.
Домашнее задание: № 4, с. 20; № 11 (б), с. 21.