Цели: уметь определять приближенное значение площади, записывать, используя соответствующий символ, выполнять вычисление площади с помощью памятки и по алгоритму; закреплять умение анализировать и решать задачи, уравнения, совершенствовать вычислительные навыки, деление с остатком на 10, 100, 1000; развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес.
Оборудование: «цепочки» примеров (см. п. 1, II), изображение фигур (п. 3, II), палетки, схема выражения.
ПРИБЛИЖЕННОЕ ВЫЧИСЛЕНИЕ
ПЛОЩАДЕЙ
Ц е л и : уметь определять приближенное значение площади, записывать,
используя соответствующий символ, выполнять вычисление площади с помощью
памятки и по алгоритму; закреплять умение анализировать и решать задачи,
уравнения, совершенствовать вычислительные навыки, деление с остатком на 10,
100, 1000; развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный
интерес.
О б о р у д о в а н и е : «цепочки» примеров (см. п. 1, II), изображение фигур (п.
3, II), палетки, схема выражения.
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Вычислите устно:
– Восстановите «цепочки»:
2. Единицы площади.
– Переведите в более крупные единицы площади:6000 дм2 =
70000 см2 =
80000 дм2 =
200000 мм2 =
400 дм2 =
3500 см2 =
– Сравните:
5 см2 ... 50 мм2
60 дм2 ... 6000 см2
3. Сравнение фигур по площади.
– Рассмотрите внимательно закрашенные фигуры. Что можете сказать?
12 м2 ... 12000 см2
900 дм2 ... 900000 мм2
Оцените площади данных фигур.
– Сравните площади данных фигур.
– Каким образом можно сравнивать площади фигур?
(Для этого пользуются разными способами:
1. Наложение изображения одной фигуры на другую.
2. Выражение площадей фигур какимилибо числами и сравнение этих
чисел.)
– Можно ли сравнивать данные фигуры по площади способом наложения?
– А вторым способом? Почему?
(Оценка площади фигур не дает такой возможности. Проблема!)
– Как же поступить? Подумайте.
(Учащиеся приходят к решению о необходимости найти приближенное
значение площади.)
=> Постановка учебных задач: научиться определять приближенное
значение площади.
III. Открытие нового.
1. Приближенное вычисление площадей.
Р а б о т а с учебником:
с. 53 – I часть теории о приближенном вычислении значения площади; работа
с чертежами (п. 3, II).
– Что получили?
S1 – 4 целых клетки и 2 частично
=> 4 + 2 : 2 = 4 + 1 = 5 кв. ед.
S1
5 кв. ед.
≈≈
S2 – 4 целых клетки и 6 частично
4 + 6 : 2 = 4 + 3 = 7 кв. ед.
S2
7 кв. ед.
Значит, S1 < S2.
2. Вычисление площади фигур палеткой.
Палетка – с. 53.
Вычисление площади с помощью палетки по алгоритму.
№ 1, с. 54 – с комментированием.
▲ О б р а з е ц р а с с у ж д е н и й :
а) а (число целых клеток) = 6,
b (число «частичных» клеток) =14,
S
6 + 14 : 2 = 6 + 7 = 13 (см
≈
2).
Остальные задания б), в), г) выполняются по аналогичному рассуждению.
№ 2, с. 54 – работа с палеткой, изготовленной дома.
Работа в паре. Обсуждение результатов.
№ 3, с. 54 – самостоятельная работа.
В з а и м о п р о в е р к а .
IV. Повторение пройденного.
1. Задача на движение. Соотношение между величинами.
№ 8, с. 56.
Выполнить задания а) и б) с комментированием.
Выполняя задание б), заполнить таблицу, найти зависимость между
величинами, записав формулами:
S = υ · t,
где S – расстояние, пройденное велосипедистом, d – расстояние до Москвы, t
d =120 – S,
– время.
2. Деление на 10, 100, 1000.
№ 5, с. 55 – самостоятельно:
а) выполняют деление;
б) выражают в новых единицах счета и измерения.
Анализируют, находят взаимосвязь.
3. Выражение.
– Составьте выражение по данной программе и найдите его значение:(3690 – (3807 + 9997) : (553 – 485) + 65.)
Можно предложить для самостоятельной работы с последующей
самопроверкой по образцу на доске.
V. Итог.
– Что узнали нового на уроке? Расскажите.
– Проанализируйте свою работу.
– Что удалось? Что хорошо уяснили и сможете объяснить другим?
– Над чем еще нужно поработать?
Домашнее задание: № 2 (задание), с. 54; № 6, с. 55.