Цели: уметь выполнять прикидку результатов арифметических действий; научиться использовать символ ≈ (приближенно равно); закреплять умение решать задачи, уравнения, сравнивать числовые выражения; повторить виды углов; развивать речь, память, внимание, логическое мышление, навыки самоконтроля.
Оборудование: модель треугольника (см. п. 2, II), схема задачи (№ 6, с. 29).
ПРИКИДКА РЕЗУЛЬТАТОВ
АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Ц е л и : уметь выполнять прикидку результатов арифметических действий;
(приближенно равно); закреплять умение
научиться использовать символ
решать задачи, уравнения, сравнивать числовые выражения; повторить виды
углов; развивать речь, память, внимание, логическое мышление, навыки
самоконтроля.
≈
О б о р у д о в а н и е : модель треугольника (см. п. 2, II), схема задачи (№ 6,
с. 29).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
1) Вычислите устно:
2) Замените звездочки цифрами:
2. Виды углов.
– Рассмотрите чертеж.
– Что можете сказать?
– Назовите, какие углы видите на чертеже.
Прямые: АВС, ВNС, ВNА.
Тупые: ВМА.Острые: ВАС, ВМС, ВСА, АВМ, АВN, NВС, АСВ, ВМN.
3. Оценка арифметических действий.
– Выполните оценку данных выражений:
53 + 49 452 – 226 354 ∙ 26 427 : 7
(• 50 + 40 < 53 + 49 < 60 + 50,
90 < 53 + 49 < 110.
90 – нижняя граница суммы,
110 – верхняя граница суммы.
• 400 – 300 < 452 – 226 < 500 – 200,
100 < 452 – 226 < 300.
100 – нижняя граница разности,
300 – верхняя граница разности.
• 300 ∙ 20 < 354 ∙ 26 < 400 ∙ 30,
6000 < 354 ∙ 26 < 12000.
6000 – нижняя граница произведения,
12000 – верхняя граница произведения.
• 420 : 7 < 427 : 7 < 490 : 7,
60 < 427 : 7 < 70.
60 – нижняя граница частного,
70 – верхняя граница частного.)
– Проверьте, выполнив вычисления. Что получили?
• 53 + 49 = 102
(90 < 102 < 110)
• 452 – 226 = 226
(100 < 226 < 300)
верно верно
• 354 ∙ 26 = 9204
(6000 < 9204 < 12000)
• 427 : 7 = 61
(60 < 61 < 70)
верно верно
– Что можете сказать о границах и результатах действий?
(Границы получаются слишком широкие. Не всегда удобно использовать
данный способ.) (Проблема!)
=> Постановка учебных задач: найти новый способ для определения более
узких границ в оценке результатов действий.
III. Открытие нового.
Прикидка результатов арифметических действий.
– Рассмотрите еще раз результаты и границы.Например, в частном: при делении 427 на 7. При округлении 427 наибольшее
круглое число – 420. При делении 420 : 7 получили 60. Этот результат более
близок к действительному – 61.
Таким образом, для более точной прикидки результата, без определения
границ, используют наиболее близкие круглые числа. Для обозначения
используют символ « » – приближенно равно.
≈
≈
420 : 7 = 60
(Открытие!)
З а п и с ь выглядит так:
427 : 7
Р а б о т а с учебником, № 1, с. 28 – теория.
№ 2, с. 28.
– Используя полученные знания, приходят к решению, что при округлении
чисел частного 26312 : 46 получаем: 30000 : 50 = 600. Этот результат наиболее
близок к истинному ответу – 572.
(Проверяют, выполнив деление в столбик.)
IV. Первичное закрепление.
1. Прикидка умножения.
№ 3, с. 29 – с комментированием.
603 ∙ 490 – заменим множители наиболее близкими круглыми числами.
Получим:
≈
603 ∙ 490
Выполним вычисления и определим, верно ли выполнили прикидку
600 ∙ 500 = 300000.
результата.
603 ∙ 490 = 295470. Таким образом, 300000 – наиболее близкое к истинному
результату.
≈
≈
≈
700 ∙ 8000 = 5600000,
9000 ∙ 5000 = 45000000,
708 ∙ 8009
708 ∙ 8009 = 5670372.
9025 ∙ 5090
9025 ∙ 5090 = 45937250.
7103 ∙ 703
7103 ∙ 703 = 4993409.
(Последние два произведения можно предложить для самостоятельной
7000 ∙ 700 = 4900000,
работы по вариантам. Затем – взаимопроверка.)
2. Прикидка деления.
№ 4, с. 29 (1й столбик).
422814 : 7 – заменим делимое ближайшим круглым числом 420000. Получим:≈
422814 : 7
– Выполним вычисления: 422814 : 7 = 60402. Следовательно, прикидку
420000 : 7 = 60000.
сделали верно.
≈
180020 : 2 ≈ 180000 : 2 = 90000,
180020 : 2 = 90010.
163680 : 8
163680 : 8 = 20460.
160000 : 8 = 20000,
V. Повторение пройденного.
1. Решение задач.
№ 6, с. 29.
а) Проанализируйте задачу самостоятельно.
– Запишите ее в виде схемы.
– Запишите решение задачи по вопросам.
1) Сколько в роще было кленов?
240 – 93 = 147 (д.)
2) Сколько в роще сосен?
147 ∙ 2 = 294 (д.)
3) Сколько в роще сосен и берез?
240 + 294 = 534 (д.)
4) Сколько в роще елей?
534 : 3 = 178 (д.)
5) Сколько всего деревьев в роще?
240 + 147 + 294 + 178 = 859 (д.)
О т в е т : всего в роще 859 деревьев.
2. Решение уравнения.
№ 8, с. 29 – а) с комментированием.
(920 – х) : 20 + 25 = 63
(920 – х) : 20 = 63 – 25(920 – х) : 20 = 38
920 – х = 38 ∙ 20
920 – х = 760
х = 920 – 760
х = 160
(920 – 160) : 20 + 25 = 63
760 : 20 + 25 = 63
38 + 25 = 63
63 = 63
6) Самостоятельно. В з а и м о п р о в е р к а .
3. Сравнение числовых выражений.
№ 12, с. 30 – самостоятельно.
– Какой знак поставили? Почему? Докажите.
4. Виды углов.
№ 14, с. 30 – работа в паре.
В з а и м о п р о в е р к а .
VI. Итог.
– Что узнали нового? Расскажите.
– Имеет ли какоелибо значение сделанное нами открытие? Обоснуйте свое
мнение.
Домашнее задание: № 4 (2й столбик); № 6 (б), с. 29.