Цели: познакомиться с термином «проценты», знать определение процента, уметь читать и писать знак процента (%), решать задачи, в которых требуется найти несколько процентов какой-либо величины; закреплять умение решать задачи разного вида, сравнивать выражения, находить корень уравнения, составить программу действий в выражении; развивать логическое и ассоциативное мышление, память, внимание, речь, навыки самоанализа, самоконтроля.
Оборудование: схемы задач (№ 3, с. 73), таблица (№ 7, с. 74).
ПРОЦЕНТЫ
Ц е л и : познакомиться с термином «проценты», знать определение процента,
уметь читать и писать знак процента (%), решать задачи, в которых требуется
найти несколько процентов какойлибо величины; закреплять умение решать
задачи разного вида, сравнивать выражения, находить корень уравнения,
составить программу действий в выражении; развивать логическое и
ассоциативное мышление, память, внимание, речь, навыки самоанализа,
самоконтроля.
О б о р у д о в а н и е : схемы задач (№ 3, с. 73), таблица (№ 7, с. 74).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Математический диктант.
– Запишите только ответ:
• Найти частное от деления 1500 на 50.
• На сколько 1 т больше 350 кг?
• На сколько 1 км больше 340 м?
• Найдите шестую часть числа 3600.
• Сколько сотен в числе 6490?
• Напишите число, которое больше 15 в 200 раз.
• Сколько кг 5 ц 37 кг?
• Школьники работали на участке 3 ч 40 мин. Сколько это минут?
• Разделите 780 на 4.
• Увеличьте 140 в 6 раз.
• У Ромы в коллекции 125 открыток, а вкладышей в 5 раз меньше. У Димы
вкладышей в 7 раз больше, чем у Ромы. Сколько вкладышей у Димы?
2. Доли числа.
– Определите:
1
сколько см в 2
1
м; в 4
1
м; в 3
1
ч; в 5
м?
1
ч; в 6
1
сколько минут в 2
Соотношение единиц измерения величин:
1 м = ... дм
ч?
=> Чему равна одна сотая метра?Чему равна десятая часть метра?
Чему равна десятая доля тонны?
1 м = ... см
1 дм = ... см
1 кг = ... г
1 ц = ... кг
1 т = ... ц
1 т = ... кг
– Запишите доли: одна десятая, одна сотая, одна тысячная.
=> Чему равна тысячная доля тонны?
Чему равна сотая доля центнера?
– Подумайте, если бы нужно было их сравнить между собой, что бы у нас
получилось?
– Что можете сказать? (Тысячные доли очень маленькие, десятые доли
самые большие.)
– При решении практических задач чаще всего используют сотые доли. Их
называют проценты. (Проблема! Новое понятие.)
=> Постановка учебных задач: познакомиться с новым термином, узнать,
что он означает, научиться читать и писать.
III. Открытие нового.
Проценты.
Р а б о т а с учебником.
№ 1, с. 73 – объяснение термина.
№ 2, с. 73.
– Что значит найти 1 % от числа?
(1 % – это сотая доля числа, значит, надо число разделить на 100.)
(Открытие!)
=> а) 500 г
б) 8000 км
в) 42000 р.
г) 7300 л
д) 1 т
е) 3 ц
500 : 100 = 5 г
8000 : 100 = 80 км
42000 : 100 = 420 р.
7300 : 100 = 73 л
1000 кг : 100 = 10 кг
300 кг : 100 = 3 кг
№ 3, с. 73 – решение практических задач.
а) Нужно найти сотую долю от 5000 р.5000 : 100 = 50 (р.)
О т в е т : торт стоил 50 рублей.
1 ч = 3600 с;
3600 : 100 = 36 (с).
О т в е т : бой продолжается 36 с.
IV. Повторение пройденного.
1. Задача на движение. Соотношение между величинами.
№ 7, с. 74 – с комментированием.
Учащиеся заполняют таблицу.
t ч
S км
d км
0
0
72
1
12
60
2
24
48
3
36
36
4
48
24
5
60
12
6
72
0
=> S = t · υ,
d = 72 – S.
2. Сравнение числовых выражений.
№ 6, с. 74 – сравните, не вычисляя.
– Докажите правильность, выполнив действия.
3. Решение уравнений.
№ 8, с. 74 – самостоятельно, по вариантам.
В з а и м о п р о в е р к а .
4. «Давайте подумаем».
№ 10, с. 74.
Учащиеся могут решение предложить в виде схемы:Меньше всех проехал Роман.
№ 11, с. 74, вычисление (по времени).
V. Итог.
– Что открыли для себя нового?
– Что называют процентом?
– Как называют 1 % от центнера, метра?
№ 4, с. 73 (найти 1 % от чисел).
– Что показалось наиболее трудным? Почему?
– Что заинтересовало? Почему?
Домашнее задание: № 5, № 9 на с. 74.