Цели: знать определение развернутого и смежного углов, уметь изображать данные углы, узнавать их на составном чертеже, сравнивать любой угол с развернутым; закреплять умение выполнять построение углов разного вида, находить число по его части, находить корень уравнения; развивать память, внимание, речь, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: «цепочки» (п. 2, II), рисунок углов (п. 4, II), таблички-термины (№ 1, с. 5), счетные палочки (у учащихся), (№ 4, с. 6).
            
        
        
        
                    
                
                    РАЗВЕРНУТЫЙ УГОЛ. 
СМЕЖНЫЕ УГЛЫ
Цели: знать определение развернутого и смежного углов, уметь изображать
данные   углы,   узнавать   их   на   составном   чертеже,   сравнивать   любой   угол   с
развернутым;   закреплять   умение   выполнять   построение   углов   разного   вида,
находить   число   по   его   части,   находить   корень   уравнения;   развивать   память,
внимание,   речь,   навыки   устных   и   письменных   вычислений,   самоконтроля   и
самоанализа.
О б о р у д о в а н и е :  «цепочки» (п. 2, II), рисунок углов (п. 4, II), таблички
термины (№ 1, с. 5), счетные палочки (у учащихся), (№ 4, с. 6).
Х о д   у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
– Прочитайте числа:
3 900, 700, 2 001, 787, 54 000.
 Сколько единиц в каждом разряде каждого из данных чисел?
 Расположите числа в порядке убывания.
  Найдите сумму и разность наибольшего и наименьшего из данного ряда
чисел.
– Сравните числа, обоснуйте свое мнение:
76 … 706;               а  104 … а  1004;
7006 … 706;           5000 + b … 50 000 + b.
2. Устные вычисления.
 Восстановите цепочку вычислений:
3. Решение задач.
 Решите задачи, записав решение выражением:
1) Площадь квадрата 49 дм2. Чему равен его периметр?2) Гоночный автомобиль за 6 ч прошёл 720 км, а легковой автомобиль за 4 ч
 240 км. Во сколько раз скорость гоночного автомобиля больше?
3)   Из   двух   городов   одновременно   навстречу   друг   другу   выехали   два
мотоциклиста и встретились через 10 минут. Скорость одного из них 920 м/мин,
а другого  970 м/мин. Найдите расстояние между городами.
1
4) Длина отреза шелка 85 м. Продали  5
материи осталось в куске?
 часть этого куска. Сколько метров
4. Виды углов.
 Рассмотрите углы на чертеже.
 Что можете сказать? Что вы заметили?
 На какие группы можно их разделить?
(I   г р у п п а :  АВС, РDН  острые углы.
II  г р у п п а :  LTS, MON  прямые углы.
III  г р у п п а :  FEK, XZY  тупые углы.)
QRV  Проблема!
 Что это за фигура?
 Что можете о ней сказать?
  Постановка учебной задачи:  познакомиться с новой геометрической
фигурой.
III. Открытие нового.
 Развернутый и смежный углы.
 Рассмотрите еще раз внимательно чертеж:
 Можно ли данную фигуру назвать углом?
(Предположения учащихся.)
 Вспомните, что мы называем углом?
(Угол    фигура,   образованная   двумя   лучами,   выходящими   их   одной
точки.) QRV  это угол.   (Открытие!)
 К какой же группе его можно отнести?   (Проблема!)
№ 1, с. 5.
 Знакомство с понятиями:
  Какой угол называют развернутым?
В ы в о д :   угол,   стороны   которого   образуют   прямую,   называется
развернутым углом.
 Какие углы называют смежными?
В ы в о д :   углы, у которых одна сторона общая, а две другие составляют
прямую, называются смежными.
 Что еще вы узнали нового?
(Биссектриса развернутого угла делит его на 2 прямых угла. Любой луч,
проведенный из вершины развернутого угла, кроме биссектрисы, делит его на
два угла: острый и тупой.)
IV. Первичное закрепление.
1. Виды углов.
№ 2, с. 6  работа с моделью циферблата часов.
 в 6 ч  развернутый угол;
     в 14 ч  острый угол;
     в 15 ч 25 мин  острый угол;
     в 22 ч 15 мин  тупой угол.
№ 4, с. 6  построение из палочек, карандашей моделей углов; нахождение
разных видов углов в окружающей обстановке.
2. Практическая работа.
№ 3, с. 6  самостоятельная работа.
В з а и м о п р о в е р к а.
Обсуждение спорных вопросов.
3. Смежные углы.
№ 6, с. 6  с комментированием.
а) Углы не являются смежными (по определению смежных углов), оба угла
острые;б) углы не являются смежными, так как не имеют общей стороны; угол 1 
тупой, угол 2  острый;
в) углы смежные (по определению), прямые;
г) углы смежные (по определению), угол 1  острый, угол 2  тупой.
V. Повторение пройденного материала.
1. Устные вычисления.
№ 8, с. 7.
Учащиеся, выполняя вычисления устно, получают следующее:
2. Нахождение числа по его части.
№ 9, с. 7.
 Как найти число по его части?
(Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, надо разделить
эту часть на числитель и умножить на знаменатель дроби.)
 72 : 9  11 = 88             
                105 : 35  12 = 36             
       
     96 : 48  100 = 200       
          В
первых   двух   случаях   число   больше   своей   части,   так   как   дробь,   которой
выражена часть, является правильной.
                 680 : 170  100 = 400       
В двух других случаях  дробь неправильная.
400     200     88     36
Ф        И        В      Ы
3. Решение задач.
№ 10, с. 8  самостоятельно.
С а м о п р о в е р к а  по образцу на доске:
1) 4 : 2  7 = 14 (л)  объем канистры;
2) 4 : 2  100 = 200 (л)  объем бочки;
а) 200  (4 + 14) = 172 (л);
б) 200 : 4 = 50 (раз);
в) 200 : 14 = 14 канистр и еще 4 л жидкости останется.№ 14, с. 8  с комментированием.
 Как будете рассуждать? Прокомментируйте решение задачи.
Vп. = а  в  с     или     Vп. = Sосн.  с;
Sосн. = Sкв.
Sкв. = а  а        1) Sкв. = 13  13 = 169 (см2);
с = V : Sосн.       2) 1352 : 169 = 8 (см).
О т в е т :  высота параллелепипеда 8 см. 
4. Решение уравнений. 
№ 12, с. 8.
б), г)  с комментированием.
VI. Итог.
 Проанализируйте свою работу на уроке.
 Что нового вы узнали, открыли для себя?
 Какие углы называются развернутыми?
 Какие углы называются смежными?
 Какие задания вы выполняли на этапе повторения? Прокомментируйте.
Домашнее задание: № 5, с. 6; № 11, с. 8.