Цели: знать определение развернутого и смежного углов, уметь изображать данные углы, узнавать их на составном чертеже, сравнивать любой угол с развернутым; закреплять умение выполнять построение углов разного вида, находить число по его части, находить корень уравнения; развивать память, внимание, речь, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: «цепочки» (п. 2, II), рисунок углов (п. 4, II), таблички-термины (№ 1, с. 5), счетные палочки (у учащихся), (№ 4, с. 6).
РАЗВЕРНУТЫЙ УГОЛ.
СМЕЖНЫЕ УГЛЫ
Цели: знать определение развернутого и смежного углов, уметь изображать
данные углы, узнавать их на составном чертеже, сравнивать любой угол с
развернутым; закреплять умение выполнять построение углов разного вида,
находить число по его части, находить корень уравнения; развивать память,
внимание, речь, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и
самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : «цепочки» (п. 2, II), рисунок углов (п. 4, II), таблички
термины (№ 1, с. 5), счетные палочки (у учащихся), (№ 4, с. 6).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
– Прочитайте числа:
3 900, 700, 2 001, 787, 54 000.
Сколько единиц в каждом разряде каждого из данных чисел?
Расположите числа в порядке убывания.
Найдите сумму и разность наибольшего и наименьшего из данного ряда
чисел.
– Сравните числа, обоснуйте свое мнение:
76 … 706; а 104 … а 1004;
7006 … 706; 5000 + b … 50 000 + b.
2. Устные вычисления.
Восстановите цепочку вычислений:
3. Решение задач.
Решите задачи, записав решение выражением:
1) Площадь квадрата 49 дм2. Чему равен его периметр?2) Гоночный автомобиль за 6 ч прошёл 720 км, а легковой автомобиль за 4 ч
240 км. Во сколько раз скорость гоночного автомобиля больше?
3) Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два
мотоциклиста и встретились через 10 минут. Скорость одного из них 920 м/мин,
а другого 970 м/мин. Найдите расстояние между городами.
1
4) Длина отреза шелка 85 м. Продали 5
материи осталось в куске?
часть этого куска. Сколько метров
4. Виды углов.
Рассмотрите углы на чертеже.
Что можете сказать? Что вы заметили?
На какие группы можно их разделить?
(I г р у п п а : АВС, РDН острые углы.
II г р у п п а : LTS, MON прямые углы.
III г р у п п а : FEK, XZY тупые углы.)
QRV Проблема!
Что это за фигура?
Что можете о ней сказать?
Постановка учебной задачи: познакомиться с новой геометрической
фигурой.
III. Открытие нового.
Развернутый и смежный углы.
Рассмотрите еще раз внимательно чертеж:
Можно ли данную фигуру назвать углом?
(Предположения учащихся.)
Вспомните, что мы называем углом?
(Угол фигура, образованная двумя лучами, выходящими их одной
точки.) QRV это угол. (Открытие!)
К какой же группе его можно отнести? (Проблема!)
№ 1, с. 5.
Знакомство с понятиями:
Какой угол называют развернутым?
В ы в о д : угол, стороны которого образуют прямую, называется
развернутым углом.
Какие углы называют смежными?
В ы в о д : углы, у которых одна сторона общая, а две другие составляют
прямую, называются смежными.
Что еще вы узнали нового?
(Биссектриса развернутого угла делит его на 2 прямых угла. Любой луч,
проведенный из вершины развернутого угла, кроме биссектрисы, делит его на
два угла: острый и тупой.)
IV. Первичное закрепление.
1. Виды углов.
№ 2, с. 6 работа с моделью циферблата часов.
в 6 ч развернутый угол;
в 14 ч острый угол;
в 15 ч 25 мин острый угол;
в 22 ч 15 мин тупой угол.
№ 4, с. 6 построение из палочек, карандашей моделей углов; нахождение
разных видов углов в окружающей обстановке.
2. Практическая работа.
№ 3, с. 6 самостоятельная работа.
В з а и м о п р о в е р к а.
Обсуждение спорных вопросов.
3. Смежные углы.
№ 6, с. 6 с комментированием.
а) Углы не являются смежными (по определению смежных углов), оба угла
острые;б) углы не являются смежными, так как не имеют общей стороны; угол 1
тупой, угол 2 острый;
в) углы смежные (по определению), прямые;
г) углы смежные (по определению), угол 1 острый, угол 2 тупой.
V. Повторение пройденного материала.
1. Устные вычисления.
№ 8, с. 7.
Учащиеся, выполняя вычисления устно, получают следующее:
2. Нахождение числа по его части.
№ 9, с. 7.
Как найти число по его части?
(Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, надо разделить
эту часть на числитель и умножить на знаменатель дроби.)
72 : 9 11 = 88
105 : 35 12 = 36
96 : 48 100 = 200
В
первых двух случаях число больше своей части, так как дробь, которой
выражена часть, является правильной.
680 : 170 100 = 400
В двух других случаях дробь неправильная.
400 200 88 36
Ф И В Ы
3. Решение задач.
№ 10, с. 8 самостоятельно.
С а м о п р о в е р к а по образцу на доске:
1) 4 : 2 7 = 14 (л) объем канистры;
2) 4 : 2 100 = 200 (л) объем бочки;
а) 200 (4 + 14) = 172 (л);
б) 200 : 4 = 50 (раз);
в) 200 : 14 = 14 канистр и еще 4 л жидкости останется.№ 14, с. 8 с комментированием.
Как будете рассуждать? Прокомментируйте решение задачи.
Vп. = а в с или Vп. = Sосн. с;
Sосн. = Sкв.
Sкв. = а а 1) Sкв. = 13 13 = 169 (см2);
с = V : Sосн. 2) 1352 : 169 = 8 (см).
О т в е т : высота параллелепипеда 8 см.
4. Решение уравнений.
№ 12, с. 8.
б), г) с комментированием.
VI. Итог.
Проанализируйте свою работу на уроке.
Что нового вы узнали, открыли для себя?
Какие углы называются развернутыми?
Какие углы называются смежными?
Какие задания вы выполняли на этапе повторения? Прокомментируйте.
Домашнее задание: № 5, с. 6; № 11, с. 8.