Цели: знать определение решения неравенства, уметь выяснять, является ли данное число решением неравенства или не является, знать ответ на вопрос «Что значит решить неравенство?»; учить записывать решение задачи с помощью вопросов; познакомить с понятием «конспект» применительно к тексту правила; повторить знания о нумерации многозначных чисел, порядок действий в выражениях; развивать память, внимание, речь, логическое мышление.
РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА
Ц е л и : знать определение решения неравенства, уметь выяснять, является ли
данное число решением неравенства или не является, знать ответ на вопрос «Что
значит решить неравенство?»; учить записывать решение задачи с помощью
вопросов; познакомить с понятием «конспект» применительно к тексту правила;
повторить знания о нумерации многозначных чисел, порядок действий в
выражениях; развивать память, внимание, речь, логическое мышление.
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
1) Прочитайте числа. Укажите, сколько и какие разрядные единицы
содержатся в каждом из данных чисел:
458, 703, 5104, 19081, 156208, 346, 9775034.
– Какие правила чтения многозначных чисел должны вспомнить?
(1. Разделить число на классы, помня, что в каждом классе три разряда.
2. Начинать чтение с высшего разряда. Помнить, что после прочтения
числа, стоящего в одном классе, надо добавлять название этого класса
(кроме названия класса единиц). Если в классе (или разряде) стоят нули, то
название этого класса (или разряда) надо опускать.)
2) Посчитайте по порядку:
а) от 9995 до 10003;
б) от 89995 до 90001;
в) от 7997 до 8002.
3) Назовите число, которое содержит:
286 ед. класса тысяч;
30 ед. II кл., 6 ед. I кл.;
18 ед. III кл., 18 ед. II кл., 18 ед. I кл.
– Сколько сотен в числе 2900?
– Сколько метров в 1900 см?
– Сколько десятков в числе 532431?
– Сколько центнеров в 70 т 60 ц?
– Число 58600 уменьшить в 100 раз.
– Число 737 увеличить в 1000 раз.
2. Табличное и внетабличное умножение и деление.
Выполнить вычисления устно:75000 : 50
250 ∙ 40
6000 ∙ 200
800 : 40
300 ∙ 40
2000 : 5
1500 : 30
3. Именованные числа.
Переведите в нужные единицы измерения:
6 м 45 см = ... см
3 км 900 м = ... м
4. Равенства и неравенства.
Прочитайте данные записи:
13 + 15 = 28
4 ∙ 9 < 27
– На какие группы можно их разделить? Обоснуйте свое мнение. Сколькими
16 = 3 ∙ 5
72 < 7 + 44 ∙ 2
220 ∙ 300
1 ц 6 кг = ... кг
9 т 4 ц = ... кг
способами?
(I с п о с о б – равенства и неравенства:
13 + 15 = 28
16 = 3 ∙ 5
II с п о с о б – верные и неверные (ложные) равенства и неравенства:
верные: 13 + 15 = 28
72 < 7 + 44 ∙ 2
неверные: 16 = 3 ∙ 5
4 ∙ 9 < 27.)
4 ∙ 9 < 27
72 < 7 + 44 ∙ 2
3 ∙ 6 = 18
13 > 9
– Сравните записи. Что можете сказать?
3 ∙ у = 18
z > 9
(Представлены числовые и буквенные равенства и неравенства.)
– Как подругому можно назвать буквенные равенства и неравенства?
(Равенства и неравенства с переменной.)
– При каком значении у знак равенства в выражении 3 ∙ у = 18 сохранится?
– Почему вы так решили?
– Является ли данное решение единственным?
– Почему?
– Что можете сказать о неравенстве? Является ли число 13 единственным
решением? Почему?
=> Постановка учебной задачи: познакомиться с понятием «решение
неравенства»; уметь выяснять, является ли число решением неравенства или нет.
III. Открытие новых знаний.
Неравенства. Решение неравенства.– При каком значении переменной z, кроме 13, неравенство будет верным?
Докажите.
– Что же мы с вами можем назвать решением неравенства?
(Число, которое при постановке в данное неравенство обращают в верное
неравенство, называется решением неравенства.) (Открытие!)
Понятие решение неравенства выносится на доску.
Р а б о т а с учебником (I часть).
С. 1 – определение, № 1 – работа с текстом правила. Знакомство с понятием
«конспект» на конкретном примере.
Конспект – краткая запись или изложение какоголибо материала.
– Что отмечено знаком ?(Вводная часть: повторяем понятия «верное
неравенство», «неверное неравенство», знакомимся с новыми понятиями
«удовлетворяет неравенству», «не удовлетворяет неравенству».)
– Что обозначено знаком W ? (Главная мысль, то есть само правило.)
– Какая часть текста обозначена знаком ? (Пример, иллюстрирующий
данное правило.)
№ 2, с. 1 – отработка понятий «удовлетворяющие» и «неудовлетворяющие»
неравенству.
№ 3, с. 1 – решить неравенства; объяснить, как следует рассуждать.
IV. Первичное закрепление. Повторение пройденного.
1. Решение неравенства.
№ 4, с. 1 – работа в группах. Взаимопроверка.
(15 + х > 40,
если х = 6, то 15 + 6 > 40.
21 > 40 – это неверное неравенство.
Значит, 6 не является решением данного неравенства и т. д.) № 5, с. 2 –
самостоятельно. Взаимопроверка.
(О б р а з е ц : 8 ∙ b – 7 > 90.
Если b = 6, то 8 ∙ 6 – 7 > 90.
41 > 90 – неверно.
Если b = 9, то 8 ∙ 9 – 7 > 90.
65 > 90 – неверно и т. д.)2. Решение задачи с помощью вопросов.
№ 8, с. 2.
– Прочитайте текст задачи. Проанализируйте. Заполните таблицу.
– Расскажите задачу, используя таблицу.
– Ответьте на поставленные вопросы в учебнике.
– Подумайте и скажите, какая, по вашему мнению, особенность подобной
формы решения задачи.
№ 9, с. 3. Решите задачу с помощью вопросов.
– Прочитайте задачу и заполните схему.
– Можете ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
– Что для этого нужно сделать?
– Запишите решение задачи с вопросами самостоятельно. П р о в е р к а по
образцу на доске:
1) Сколько километров прошли туристы после привала?
14 – 6 = 8 (км).
2) Какое расстояние туристы прошли до ночлега?
14 + 8 = 22 (км).
3) Какое расстояние им осталось пройти?
22 ∙ 3 = 66 (км).
4) Какой длины путь был намечен?
22 + 66 = 88 (км).
О т в е т : было намечено пройти всего 88 км.
3. Порядок действий в выражении.
№ 10, с. 3.
– Обоснуйте выбор порядка действий.
Учащиеся вспоминают правила расстановки порядка действий.
Вычисления учащиеся выполняют самостоятельно.
П р о в е р к а по образцу решения, выполненному на доске одним из учащихся.
V. Итог.
– Что узнали нового?– Чему научились?
– Можете ли утверждать, что прочно овладели новыми знаниями?
№ 6, с. 2.
Домашнее задание:
№ 7, с. 2 (I в. – а, б; II в. – в, г; III в. – д, е). № 11, с. 3 (записать решение
задачи по вопросам). № 10 (б) – на усмотрение учителя ( с учетом уровня
подготовки учащихся).
П р и м е ч а н и е . Задания № 12, 13 на с. 3 можно использовать во внеклассной работе,
предложить выполнить индивидуально.