Цели: иметь представление о шкале, цене деления; уметь находить штрих или точку, соответствующую заданному числу, название числа, соответствующего заданному штриху; закреплять умение находить корень уравнения, выполнять действия с дробными, смешанными числами, самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида; развивать устные и письменные вычисления, логическое мышление, навыки самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: «цепочки», примеры с «окошками» (п. 1, II), таблички с терминами (п. 1, III), рисунки, модели приборов, шкалы, таблица для задачи (№ 11, с. 56 (б)).
ШКАЛЫ
соответствующую заданному числу,
Цели: иметь представление о шкале, цене деления; уметь находить штрих
или точку,
название числа,
соответствующего заданному штриху; закреплять умение находить корень
уравнения,
выполнять действия с дробными, смешанными числами,
самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида; развивать устные и
письменные вычисления, логическое мышление, навыки самоконтроля и
самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : «цепочки», примеры с «окошками» (п. 1, II), таблички с
терминами (п. 1, III), рисунки, модели приборов, шкалы, таблица для задачи (№
11, с. 56 (б)).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Заполните «цепочку».
«Арифметические ребусы».
– Какие цифры пропущены? Восстановите запись:
2. Логические задачи.
1) На прямой взяли 4 точки. Сколько всего получилось отрезков, концами
которых являются данные точки? (Всего получится 6 отрезков.)
2) На весы поставили чемодан и рюкзак. Масса чемодана 27 кг. Рюкзак
тяжелее чемодана на 19 кг. Что покажут весы? (Весы покажут 73 кг.)– Какими должны быть весы, чтобы измерить массу чемодана и рюкзака?
(Ребята могут вспомнить весы в аэропорту, на складе. Можно предложить
рисунки.)
– Как же определить, какой вес показывают весы? (На весах есть деления с
цифрами. Стрелка покажет цифру, соответствующую весу предмета.)
– Где вы еще встречали весы? Для чего необходимы данные приборы?
– Что еще можно измерить, используя какиелибо приборы? Как их
использовать?
(Учащиеся называют термометр для
измерения температуры тела, воздуха воды; линейку для измерения длины;
часы для измерения времени и т. д.)
(Проблема!)
Постановка учебной задачи: уметь определять показания различных
приборов для измерения различных величин.
III. Открытие нового.
1. Шкалы.
С. 53, в «рамочке».
Деления и числа образуют ШКАЛУ, которая помогает определять
значение измеряемой величины.
Любому делению шкалы соответствует число – ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ.
Цена деления – это длина деления в единицах шкалы.
– Чему равна цена деления каждого прибора?
На линейке – 1 мм; на термометре – 1 °С;
на весах – 50 г; на часах – 1 мин.
№ 1, с. 53.
2. Определение цены деления шкалы.
№ 2, с. 54 – с комментированием.
– Как определить цену деления шкалы на числовом луче? (Проблема!)
– Рассмотрите внимательно шкалу. Что можете сказать?
(Рассмотрим два соседних штриха, около которых стоят числа – это 0
и 100. Пересчитаем деления, которые заключены между этими штрихами.
Их оказалось 2. На эти два деления приходится 100 100 : 2 = 50. Значит,
одно деление – 50.)
Задания (б), (в) выполните по аналогичному рассуждению.
б) Цена деления равна 5;в) цена деления равна 2.
– Какой вывод можно сделать?
В ы в о д : чтобы определить цену деления, нужно посмотреть, сколько
делений заключено между соседними штрихами, пересчитать их. Найти разницу
между соседними числами и разделить ее на количество делений. (Открытие!)
IV. Первичное закрепление.
1. Упражнение в определении цены деления на числовом отрезке.
№ 3, с. 54 – с комментированием.
а) А – 40 км/ч, С – 100 км/ч, Е – 150 км/ч,
В – 70 км/ч, D – 130 км/ч,
так как 1 деление – 10 км/ч.
б) Анализируя шкалу, учащиеся приходят к выводу:
160 : 8 = 20 (км/ч) – цена деления между большими штрихами;
20 : 2 = 10 (км/ч) – цена деления между числами.
2. Самостоятельная работа.
№ 4, с. 54.
Проверка по образцу на доске:
а)
б)
в)
V. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач.
№ 11, с. 56 – с комментированием.
Цена деления – 1 км.
Цена деления – 15 км.
Цена деления – 8 км.а) Мотоциклист выехал из г. Кострома и едет со скоростью 45 км/ч.
Во Владимир прибудет через 5 часов.
Через 3 часа будет на расстоянии 135 км от Костромы и от Владимира
б)
0
0
0
225
1
45
45
180
2
90
90
135
3
135
135
90
4
180
180
45
5
225
225
0
t
v ? t
v ? t
225 – v ? t
t, ч
S, км
d, км
D, км
S = v ∙ t ;
d = S ;
D = 225 – d .
№ 10, с. 55 – самостоятельно.
С а м о п р о в е р к а по образцу на доске.
59
3
4
3
4
518
59
1)
2)
3)
4
1
4
63
64
123
4
4
3
4
(км) – автомобиль проехал за второй час;
(км) – автомобиль проехал за первые два часа;
1
4
123
3
4
184
5
4
123
3
4
61
2
4
(км).
61
2
4
км.
О т в е т : за третий час автомобиль проехал
2. Вычисления.
№ 13, с. 56 – работа в паре.
1) 530 002 – 511 886 = 18 116;
2) 207 ? 708 = 146 556;
3) 3 090 ? 95 = 293 550; «Пишут не пером, а умом».
4) 451 840 : 640 = 706;
5) 425 340 : 85 = 5 004.
3. Решение уравнений.
№ 8, с. 55 (по времени).Верхняя строчка уравнений – с комментированием.
VI. Итог.
– Расскажите об открытиях, сделанных на уроке.
– Что можете сказать?
– Какое значение могут иметь сделанные открытия? Прокомментируйте.
– К какому выводу вы пришли, анализируя различные шкалы?
Домашнее задание: с. 54, № 6; с. 55, № 9.