Цели: уметь складывать дробные числа, у которых знаменатели одинаковые; вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; закрепить умение самостоятельно анализировать и решать задачи, сравнивать дроби, находить значение выражений, установив порядок действий; развивать вычислительные навыки, самоконтроль, память, внимание, логическое мышление, познавательные интересы.
Оборудование: «магический» квадрат (п. 2, II), модели числовых лучей (№ 2, № 3 на с. 7), схемы задач (№ 6, с. 8), таблица (см. № 14, № 15 на с. 9).
СЛОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ
Ц е л и :
уметь складывать дробные числа, у которых знаменатели
одинаковые; вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
закрепить умение самостоятельно анализировать и решать задачи, сравнивать
дроби, находить значение выражений, установив порядок действий; развивать
вычислительные навыки, самоконтроль, память, внимание, логическое
мышление, познавательные интересы.
О б о р у д о в а н и е : «магический» квадрат (п. 2, II), модели числовых лучей
(№ 2, № 3 на с. 7), схемы задач (№ 6, с. 8), таблица (см. № 14, № 15 на с. 9).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. «Давайте подумаем».
– Как расставить скобки, чтобы выполнялось каждое равенство?
75 : 15 + 10 ∙ 6 = 1
75 : 15 + 10 ∙ 6 = 18
75 : 15 + 10 ∙ 6 = 90
2. «Магический» квадрат.
– Какие числа пропущены?
75 : (15 + 10 ∙ 6) = 1
75 : (15 + 10) ∙ 6 = 18
(75 : 15 + 10) ∙ 6 = 90
=>
3. Постановка учебных задач.
– Решите данные задачи:
1) На земле существует около 6 тысяч видов папоротников, лишайников на 12
тысяч видов больше, а видов водорослей столько, сколько видов папоротников и
лишайников вместе. Сколько на земле видов водорослей?
2) В одном доме 400 жильцов, а во втором на 68 жильцов больше. Сколько
жителей в двух домах?3) Батон хлеба разрезали на несколько одинаковых кусочков. На одну
4
тарелку положили 9
разложили на обе тарелки вместе? (Проблема! Новый вид задач.)
2
батона, а на другую – 9
батона. Какую часть батона
=> Постановка учебных задач: познакомиться со способом нахождения
суммы дробей с одинаковыми знаменателями.
III. Открытие нового.
1. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
– Сколько долей на одной тарелке? (4 доли.)
– Сколько долей на второй тарелке? (2 доли.)
– Сколько всего долей на обеих тарелках? (4 + 2 = 6 долей.)
Итак,
Р а б о т а с учебником.
№ 1, с. 7.
=> Вывод: Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо
сложить числители, а знаменатель оставить тот же.
а
n
b
n
a b
n
(Открытие!)
2. Сложение дробей с помощью числового луча.
№ 2, с. 7 – с комментированием у доски.
№ 3, с. 7 – с комментированием у доски.IV. Закрепление пройденного.
1. Действия с дробями.
№ 4, с. 7 – самостоятельно. Взаимопроверка.
№ 5, с. 7.
2. Решение задач.
№ 6, с. 8 – самостоятельный анализ.
1)
2) 100 : 10 ∙ 7 = 700 (г) – общая масса овощей.
(кг) – общая масса.
7
О т в е т : 10
б) Как узнать, какая часть занята овощами?
кг или 700 г.
(Вычислить сумму дробей:
– Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: помидоры или огурцы
.)
занимают бо(cid:8) льшую площадь?
6
(Надо сравнить данные дроби: 17
5
> 17
.)
3. Сравнение дробей с одинаковыми числителями.
№ 13, с. 9.
а) Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?(Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой
знаменатель меньше.)
4
> 9
4
5
б) 4 : 5 > 4 : 9, так как с увеличением делителя частное уменьшается.
Задачи похожи, так как числа и действие с ними одинаковые. Дробная черта –
;
это знак деления.
4. Порядок действий в выражении.
№ 11, с. 8.
а) С комментированием.
5. Самостоятельная работа.
№ 14, 15, 16, с. 9 – групповая работа.
Самопроверка, взаимопроверка.
№ 14.
а) В порядке возрастания:
3
25
Г
3
24
Р
3
18
3
20
3
3
22
4
Е Н Л А Н Д И Я
3
10
3
12
3
8
3
6
б) В порядке убывания частных:
8 : 9 8 : 11 8 : 12 8 : 13 8 : 15 8 : 27 8 : 36
В
А
А
И
Н
Т
К№ 15 – анализируя, получают следующее:
у = х – 2
x
у
5
3
7
5
13
11
14
12
32
30
40
38
91
89
№ 16 – поиск закономерности:
V. Итог.
– Что открыли нового?
– К какому выводу пришли?
– Считаете ли вы, что хорошо усвоили правило сложения двух дробей?
№ 7, с. 8 – по вариантам, затем взаимопроверка.
Домашнее задание: № 8, № 11 (б) на с. 8.