Цели: уметь сравнивать дроби с опорой на рисунок или чертеж, а также дроби с одинаковыми числителями, дроби с одинаковыми знаменателями, находить равные дроби; закреплять умение решать задачи разного вида, находить решение неравенств; развивать вычислительные навыки, речь, внимание, память, навыки самоконтроля, самоанализа, логическое мышление.
Оборудование: карточки (см. п. 1, II), набор геометрических фигур (см. п. 2, II), круги (см. п. 1, III), модель числового луча, табличка с представленной формулой стоимости (№ 9, с. 84), модель схемы задачи (№ 10, с. 84), луч, круги (№ 3, с. 82).
СРАВНЕНИЕ ДРОБЕЙ
Ц е л и : уметь сравнивать дроби с опорой на рисунок или чертеж, а также
дроби с одинаковыми числителями, дроби с одинаковыми знаменателями,
находить равные дроби; закреплять умение решать задачи разного вида, находить
решение неравенств; развивать вычислительные навыки, речь, внимание, память,
навыки самоконтроля, самоанализа, логическое мышление.
О б о р у д о в а н и е : карточки (см. п. 1, II), набор геометрических фигур (см.
п. 2, II), круги (см. п. 1, III), модель числового луча, табличка с представленной
формулой стоимости (№ 9, с. 84), модель схемы задачи (№ 10, с. 84), луч, круги
(№ 3, с. 82).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Выполните вычисления удобным способом:
503 + 294 + 97
435 + 176 + 65
43 + 734 + 157
– Какие знания использовали?
(Свойства сложения и умножения.)
– Расшифруйте слово:
2 ∙ 334 ∙ 5
50 ∙ 999 ∙ 2
2 ∙ 2 ∙ 118 ∙ 5 ∙ 5
240 ∙ 2
170 ∙ 3
Ь
Д
180 ∙ 3
250 ∙ 4
Р
Б
330 ∙ 4
Б
510
540
1320 1000
480
– Что получилось в результате? (Дробь.)
2. Дроби.
– Что мы называем дробью? (Дробь – это одна или несколько равных долей
целого.)
– Рассмотрите внимательно рисунок. Назовите фигуры.– Какую часть от всех фигур составляют:
• треугольники;
• квадраты;
• круги;
• овалы;
• заштрихованные фигуры;
• незаштрихованные фигуры;
• не квадраты;
• большие фигуры;
• маленькие?
– Запишите полученные дроби:
– Расположите дроби в порядке возрастания.
(Оставить на доске, вернуться при подведении итога).
(Проблема!)
– Почему возникла трудность? (Не знакомы со способом сравнения дробей.)
=> Постановка учебных задач: познакомиться со способами, правилами
сравнения дробей.
III. Открытие нового.
Сравнение дробей.
– Рассмотрите рисунки внимательно:– На сколько частей разделили круг? (На четыре равные части.)
– Сравните следующие рисунки.
– Что можете сказать?
(Тот же круг, но в первом случае заштриховали три части, а во втором –
одну.)
– Запишите полученные дроби. Сравните их: чем похожи, чем отличаются?
Какая из дробей больше, какая меньше? Почему? Докажите.
3
( 4
1
и 4
– дроби с одинаковыми знаменателями, но с разными
3
числителями. По рисунку видно, что дробь 4
числитель 3 больше числителя 1.)
– Какое правило можно вывести?
(Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой
1
больше, чем дробь 4
, так как
числитель больше, и меньше та, у которой числитель меньше.)
(Открытие!)
– Что можете сказать о следующих фигурах?
(Первая разделена на 4 равные части, три из которых заштрихованы.
Вторая разделена на 8 равных частей, три из которых заштрихованы.)
– Запишите полученные дроби. Проанализируйте запись. Что отметили?
3
( 4
– Сравните данные дроби, используя рисунки. Что получилось? Обоснуйте
=> У данных дробей знаменатели разные, а числители – равные.)
3
и 8
выбор решения:
3
( 4
3
> 8
. Знаменатель 1й дроби меньше знаменателя 2й дроби. Но по
рисунку видно, чем знаменатель меньше, тем большую часть фигуры он
обозначает.)– Какой вывод можно сделать?
(Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой
знаменатель меньше, и меньше та, у которой знаменатель больше.)
(Открытие!)
Р а б о т а с учебником.
№ 1, с. 82 – подтверждение первого вывода. (Числовой луч.)
№ 2, с. 82 – расшифровка.
а) Расположив дроби с одинаковыми знаменателями в порядке возрастания,
получают:
=> ТРАГЕДИЯ;
б) в порядке убывания:
=> КОМЕДИЯ.
№ 3, с. 82 – подтверждение второго вывода. (Числовой луч.)
Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а с демонстрацией у доски.
Получают следующее:
– Что интересного заметили?
1
(В одной точке на числовом луче находятся дроби 6
– Что можно сказать о данных дробях?
(Если возникает трудность, можно предложить проиллюстрировать.)
2
и 12
.)
1
; 3
2
и 6
1
6
2
12
.
Например:1
6
2
12
1
3
2
6
и
Итак,
– Какие дроби называем равными?
(Две равные дроби обозначают одно и то же дробное число.)
.
(Открытие!)
IV. Первичное закрепление.
1. Сравнение дробей.
№ 4, с. 83 – групповая работа или в паре.
а) В порядке возрастания:
=> ТАЛИЯ;
б) в порядке убывания:
=> МЕЛЬПОМЕНА.
№ 5, с. 83 – самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а .
2. Равные дроби.
№ 6, с. 83 (а) – на числовом луче с демонстрацией на доске.
2
= 4
1
( 2
число.)
4
= 8
, так как данные дроби обозначают одно и то же дробное
V. Закрепление пройденного.
Решение задач.
№ 9, с. 84 – формула стоимости, заполняют таблицу.№ 10, с. 84 – самостоятельный анализ задачи, запись условия схемой, выбор
решения.
1) 70 + 20 = 90 (р.) – стоимость книги;
2) 2 ∙ ((70 + 90) : 4) = 80 (р.) – стоимость пластинок;
3) 70 + 90 + 80 = 240 (р.) – стоимость всей покупки;
4) 300 – 240 = 60 (р.) – оставшаяся сумма;
5) 60 : 12 = 5 (шт.).
О т в е т : смогут купить 5 штук мороженого.
VI. Итог.
– Какие открытия совершили? В чем их значимость?
– Какие выводы сделали и запомнили?
– Хорошо ли уяснили сравнение дробей?
– Вернитесь к дробям, полученным нами при работе с геометрическими
фигурами.
– Сможете ли вы сейчас расставить их в порядке возрастания? Выполните
задание.
– Как изображаются равные дроби на координатном луче?
Домашнее задание: № 6 (б), с. 83; № 11 (а), с. 84.