Цели: понимать идею сравнения углов с помощью наложения, знать определение биссектрисы угла; уметь выполнять сравнение углов как непосредственным наложением, так и на глаз; выделять биссектрисы среди других лучей, изображенных на составном чертеже, выполнять построение биссектрисы перегибанием листа бумаги и на глаз; закреплять умение выполнять действия с именованными числами, находить часть от числа, закреплять навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа, логическое мышление.
Оборудование: «цепочки» (п. 1, II), кроссворд (п. 3, II), модели углов (п. 3, II).
СРАВНЕНИЕ УГЛОВ
Цели: понимать идею сравнения углов с помощью наложения, знать
определение биссектрисы угла; уметь выполнять сравнение углов как
непосредственным наложением, так и на глаз; выделять биссектрисы среди
других лучей, изображенных на составном чертеже, выполнять построение
биссектрисы перегибанием листа бумаги и на глаз; закреплять умение выполнять
действия с именованными числами, находить часть от числа, закреплять навыки
устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа, логическое
мышление.
О б о р у д о в а н и е : «цепочки» (п. 1, II), кроссворд (п. 3, II), модели углов
(п. 3, II).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Восстановите цепочку вычислений:
2. Порядок действий в выражении.
Расставьте скобки так, чтобы знак равенства сохранился:
60 + 40 16 : 4 = 66;
96 12 6 : 3 = 8;
63 : 9 + 54 = 1.
3. Угол. Виды углов. Разгадайте кроссворд.
П о г о р и з о н т а л и :
2. Точка, из которой выходят лучи, образующие угол.
3. Вид угла (или: угол меньше прямого).
5. Лучи, образующие угол.
П о в е р т и к а л и :
1. Вид угла.
4. Угол, который больше прямого угла.
О т в е т : 1. Прямой.
2. Вершина.
3. Острый.
4. Тупой.
5. Стороны.
Что называют углом?
(Угол фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной
точки.)
Перечислите виды углов, уже известные вам.
(Прямой, тупой, острый.)
Как отличить углы на чертеже? Прокомментируйте.
(Прямой угол находим с помощью угольника. Острый меньше прямого,
тупой больше.)
Какой из углов больше? (Проблема!) Почему возникла проблема?
Как же можно выполнить задание?
Постановка учебной задачи: найти способы сравнения углов.
III. Открытие нового.
1. Сравнение углов.
№ 1, с. 1(учебниктетрадь, III часть) сравнение углов на глаз.
№ 2, с. 1 сравнение с помощью наложения, выбор верного способа.
Как же можно сравнить два угла?
Как правильно сравнивать углы с помощью наложения?
(Наложить так, чтобы одна сторона у обоих углов совпала.)
В каком случае можно утверждать, что углы равны?
(Если при наложении стороны углов совпадают.)
Какой угол при наложении можно считать меньшим?
(Вторая сторона которого находится внутри другого угла.)
2. Биссектриса.
№ 6, с. 2 с комментированием.
Что же мы называем биссектрисой?
Попробуйте дать определение.
Биссектриса луч, который выходит из вершины угла и делит его
пополам.
Примечание: определение выносится на доску и отрабатывается.
Луч будет биссектрисой только в том случае, если одновременно
выполняются оба условия!
№ 7, с. 2 подтверждение выводов.
IV. Первичное закрепление.
Сравнение углов на глаз.№ 8, с. 2 самостоятельно.
О т в е т : ХЕОПС.
V. Повторение и закрепление пройденного материала.
1. Часть числа.
№ 9, с. 3 с комментированием.
2а
3
8b
5
а)
б)
от а, так как в левой части неравенства часть от а;
8
от b, так как 5
неправильная дробь;
11
от с < 3
3
11
от с, так как 3
в) 11
№ 10, с. 3 самостоятельно.
неправильная дробь.
1072, 560, 210, 119, 75, 72.
О т в е т : ДЖОСЕР.
2. Решение задач.
№ 12, с. 3 самостоятельно по вариантам.
В з а и м о п р о в е р к а.
а) 600 : 100 20 = 120 (кг) жира в горбу верблюда;
б) 700 : 100 40 = 280 (кг) масса груза;
700 + 280 = 980 (кг) масса верблюда вместе с грузом.
3. Действия с именованными составными числами.
№ 14, с. 4 с комментированием.
VI. Итог.
Прокомментируйте наши достижения сегодня на уроке.
Что можете отметить?
Что самое важное нужно запомнить?
Почему? Объясните.
Домашнее задание: № 11, с. 3; начертить три угла так, чтобы каждый
следующий угол был больше предыдущего.