Цели: познакомить учащихся с новыми видами диаграмм, научить строить диаграммы; закрепить умение определять координаты точек, анализировать и решать задачи разного вида, находить множество решений неравенства; развивать навыки устных и письменных вычислений, логическое мышление, графические навыки.
Оборудование: чертежи углов (п. 2, II), диаграммы (п. 3, II), (№ 1, с. 4243).
СТОЛБЧАТЫЕ И ЛИНЕЙНЫЕ
ДИАГРАММЫ
Цели: познакомить учащихся с новыми видами диаграмм, научить строить
диаграммы; закрепить умение определять координаты точек, анализировать и
решать задачи разного вида, находить множество решений неравенства;
развивать навыки устных и письменных вычислений, логическое мышление,
графические навыки.
О б о р у д о в а н и е : чертежи углов (п. 2, II), диаграммы (п. 3, II), (№ 1, с.
4243).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Вычислите:
Рассмотрите равенства.
Какие значения могут принимать переменные?
х х =25; z z = 36; a a = 1;
у у = 81; d d = 49; b b b = 0.
2. Величины углов.
Проанализируйте чертежи.
Вычислите градусную меру угла АОВ:
3. Круговые диаграммы.
Постройте круговую диаграмму по условию:В классе 36 учеников. Плаванием занимаются 8 человек, борьбой 12
человек, остальные 16 ничем конкретным не занимаются.
(360 : 36 = 10° 1 ученик;
12 10° = 120° борцы;
8 10° = 80° пловцы;
16 10° = 160° с разными видами занятий.)
Что называется диаграммой?
Как вы построили круговую диаграмму?
Как вы думаете, бывают ли другие виды диаграмм?
(Предположения учащихся.)
Постановка учебной задачи: познакомиться с другими видами
диаграмм.
III. Открытие нового.
Диаграммы.
С. 41 в «рамочке». (Открытие!)
Столбчатая диаграмма изображение в виде столбиков.
Линейная диаграмма изображение в виде отрезков.
Какое значение имеют диаграммы?
(По диаграмме можно легко вывести особенности отношений между
величинами.)
№ 1, с. 4243.
а) Анализ столбчатой диаграммы, ответы на вопросы.
б) Построение столбчатой диаграммы по данным таблицы.
Проанализируйте таблицу.
Что можете сказать?
Какую единицу отсчета возьмем для удобства?
(1 клетка = 10 мм.)в) Анализ линейной диаграммы.
Какого вида диаграмма заинтересовала вас больше? Почему?
IV. Закрепление пройденного материала.
1. Решение задач.
№ 4, с. 44 «Блицтурнир».
Самостоятельно. Проверка по образцу на доске:
а) а : 4 7 (км);
б) (b : 100 24) : 3 (км/ч);
в) с (с : 15 100) (чел.);
г) х у 9 (с.);
д) с + 5 + 4 (л.).
№ 5, с 44 с комментированием.
Какое решение задачи вы можете предложить?
1) 540 000 : 9 10 = 600 000 (ж.) в Голубой стране;
2) (540 000 + 600 000) : 100 40 = 285 000 (ж.) в Желтой стране;
3) 285 000 + 78 000 = 363 000 (ж.) в Фиолетовой стране;
4) 3 000 000 600 000 540 000 285 000 363 000 = 2 212 000 (ж.).
О т в е т : в Изумрудном городе 2 212 000 жителей.
2. Координаты на числовом луче.
№ 2, с. 44 с комментированием.
Чему равен единичный отрезок?2
3
5
,
B
3
2
5
,
D
5
1
5
,
F
.6
,
E
1
,
C
4
5
4
5
1
5
A
3. Решение неравенства.
№ 6, с. 44.
С чего нужно начать?
(Упростим неравенство.)
1) 306; 2) 12;
3) 294; 4) 102 900;
5) 27 881.
1) 807; 2) 48.
58
41
48
;
27 881 : 48 =
268 882 + 73 908 = 342 790;
41 300 : 70 = 590;
342 790 : 590 = 581.
58
41
48
x
581
; х =
581
,61,60,59
...,
,580
.
О т в е т :
V. Итог.
Расскажите об открытиях, сделанных сегодня на уроке.
Что вы узнали нового?
Считаете ли вы данный материал важным?
Заинтересовал ли он вас? Чем именно?
Домашнее задание: № 1 (г), с. 43; № 7, с. 44 (по желанию).