Цели: узнать, какой угол называется центральным; закрепить умение строить углы и измерять их величину с помощью транспортира, решать уравнения, выполнять действия со смешанными числами, самостоятельно анализировать и решать задачи; развивать речь, логическое мышление, память, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля.
Оборудование: циркуль, карточки с представленными уравнениями, таблица результатов (см. п. 2, II), формулы (п. 2, II).
ТРАНСПОРТИР
Цели: узнать, какой угол называется центральным; закрепить умение
строить углы и измерять их величину с помощью транспортира, решать
уравнения, выполнять действия со смешанными числами, самостоятельно
анализировать и решать задачи; развивать речь, логическое мышление, память,
навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля.
О б о р у д о в а н и е : циркуль, карточки с представленными уравнениями,
таблица результатов (см. п. 2, II), формулы (п. 2, II).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
Прочитайте число, которое получится, если число 563 написать подряд:
два раза;
три раза;
четыре раза.
Назовите соседей каждого из полученных чисел.
Назовите самое большое число, самое маленькое число.
– Разбейте числа, записанные на доске, на классы. Прочитайте их:
1546835; 47800000; 32844305;
20009000; 3070000; 700000002.
2. Решение уравнений. Формулы.
Решите уравнения и расшифруйте слово, записав ответы в порядке
убывания:
Рассмотрите внимательно запись:
Назовите величины, зависимость между которыми выражается подобной
а = b c
формулой. Докажите:расстояние площадь работа стоимость
Приведите примеры простых задач, которые решаются с помощью данных
формул.
3. Углы.
Начертите круг с центром О и радиусом 3 см. Разделите его на 4 равные
1
части. Заштрихуйте 4
круга. Что можете сказать?
(Получился угол с вершиной в точке О. Величина данного угла 90°,
следовательно, получившийся угол прямой.)
Что еще можете сказать, глядя на чертеж?
(Вершина угла совпадает с центром окружности.)
Как вы думаете, имеет ли данный угол какоелибо определенное
название? Как бы вы его назвали? (Проблема!)
Постановка учебной задачи: познакомиться с новым видом углов.
III. Открытие нового.
1. Центральный угол.
№ 4, с. 34.
В ы в о д : центральным называется угол, вершина которого совпадает с
центром окружности. (Открытие!)
№ 5, с. 34.
Построение центральных углов, выделение дуг, на которые они опираются.
2. Сложение величин углов.
№ 9, с. 35.
Можете ли вы ответить на вопрос, использовав измерение? Почему?
(Это сложно, так как закрашена большая часть круга. Шкалы на
транспортире недостаточно.)
Как же выполнить задание?
(Предположения учащихся, в том числе и рациональное решение:
половина круга равна 180°, так как диаметр делит круг на две равные части,
угол развернутый, равен 180°.)
а) 180° + 55° = 235°;
б) 180° + 130° = 310°;
в) 180° + 90° = 270°.
Как вы думаете, сколько градусов содержит полный круг? Как посчитать быстро?
(180° + 180° = 360°.)
(Проблема!)
АОВ = ВОА развернутый. (Открытие!)
IV. Повторение и закрепление пройденного материала.
1. Измерение углов.
№ 1, 2, 3, с. 34 с комментированием.
2. Решение уравнений.
№ 11, с. 35:
а) – с комментированием;
в) – самостоятельно.
В з а и м о п ро в е р к а.
3. Решение задач.
№ 14, с. 36 «Блицтурнир».
Проверка по образцу на доске:
а) m : 7 15 (шт.); г) n 3 : 5 (к.);
б) b : (а : 4) (шт.); д) k : 2 (2 + 4) (р.);
в) с d 3 (км); е) х 25 (у + (у + 36) (м.) или
х 25 у (у + 36) (м.).
4. Решение неравенства.
№ 16, с. 36 с комментированием.
С чего следует начать? х < 388 100.
Наибольшее решение 388 099.
5. Поиск закономерности.
№ 12, с. 36.
Анализируя каждый ряд,
закономерность:
учащиеся устанавливают следующую
а) 25, 4, 100, 26, 5, 130 … (27, 6, 162, 28, 7, 196).
(25 4 = 100, 26 5 = 130, следовательно, 27 6 = 162,
28 7 = 196.)
V. Итог.
Что нам удалось открыть? Прокомментируйте.
Какой угол называется центральным?
Чему равна сумма всех центральных углов круга? Почему? Объясните.
Домашнее задание: № 7, 11 (б, г) на с. 35.
ТРАНСПОРТИР
Цели: узнать, какой угол называется центральным; закрепить умение
строить углы и измерять их величину с помощью транспортира, решать
уравнения, выполнять действия со смешанными числами, самостоятельно
анализировать и решать задачи; развивать речь, логическое мышление, память,
навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля.
О б о р у д о в а н и е : циркуль, карточки с представленными уравнениями,
таблица результатов (см. п. 2, II), формулы (п. 2, II).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.1. Нумерация многозначных чисел.
Прочитайте число, которое получится, если число 563 написать подряд:
два раза;
три раза;
четыре раза.
Назовите соседей каждого из полученных чисел.
Назовите самое большое число, самое маленькое число.
– Разбейте числа, записанные на доске, на классы. Прочитайте их:
1546835; 47800000; 32844305;
20009000; 3070000; 700000002.
2. Решение уравнений. Формулы.
Решите уравнения и расшифруйте слово, записав ответы в порядке
убывания:
Рассмотрите внимательно запись:
Назовите величины, зависимость между которыми выражается подобной
а = b c
формулой. Докажите:
расстояние площадь работа стоимость
Приведите примеры простых задач, которые решаются с помощью данных
формул.
3. Углы.
Начертите круг с центром О и радиусом 3 см. Разделите его на 4 равные
1
части. Заштрихуйте 4
круга. Что можете сказать?
(Получился угол с вершиной в точке О. Величина данного угла 90°,
следовательно, получившийся угол прямой.) Что еще можете сказать, глядя на чертеж?
(Вершина угла совпадает с центром окружности.)
Как вы думаете, имеет ли данный угол какоелибо определенное
название? Как бы вы его назвали? (Проблема!)
Постановка учебной задачи: познакомиться с новым видом углов.
III. Открытие нового.
1. Центральный угол.
№ 4, с. 34.
В ы в о д : центральным называется угол, вершина которого совпадает с
центром окружности. (Открытие!)
№ 5, с. 34.
Построение центральных углов, выделение дуг, на которые они опираются.
2. Сложение величин углов.
№ 9, с. 35.
Можете ли вы ответить на вопрос, использовав измерение? Почему?
(Это сложно, так как закрашена большая часть круга. Шкалы на
транспортире недостаточно.)
Как же выполнить задание?
(Предположения учащихся, в том числе и рациональное решение:
половина круга равна 180°, так как диаметр делит круг на две равные части,
угол развернутый, равен 180°.)
а) 180° + 55° = 235°;
б) 180° + 130° = 310°;
в) 180° + 90° = 270°.
Как вы думаете, сколько градусов содержит полный круг?
(Проблема!)
Как посчитать быстро?
(180° + 180° = 360°.)
АОВ = ВОА развернутый. (Открытие!)
IV. Повторение и закрепление пройденного материала.1. Измерение углов.
№ 1, 2, 3, с. 34 с комментированием.
2. Решение уравнений.
№ 11, с. 35:
а) – с комментированием;
в) – самостоятельно.
В з а и м о п ро в е р к а.
3. Решение задач.
№ 14, с. 36 «Блицтурнир».
Проверка по образцу на доске:
а) m : 7 15 (шт.); г) n 3 : 5 (к.);
б) b : (а : 4) (шт.); д) k : 2 (2 + 4) (р.);
в) с d 3 (км); е) х 25 (у + (у + 36) (м.) или
х 25 у (у + 36) (м.).
4. Решение неравенства.
№ 16, с. 36 с комментированием.
С чего следует начать?
х < 388 100.
Наибольшее решение 388 099.
5. Поиск закономерности.
№ 12, с. 36.
Анализируя каждый ряд,
закономерность:
учащиеся устанавливают следующую
а) 25, 4, 100, 26, 5, 130 … (27, 6, 162, 28, 7, 196).
(25 4 = 100, 26 5 = 130, следовательно, 27 6 = 162,
28 7 = 196.)V. Итог.
Что нам удалось открыть? Прокомментируйте.
Какой угол называется центральным?
Чему равна сумма всех центральных углов круга? Почему? Объясните.
Домашнее задание: № 7, 11 (б, г) на с. 35.