Цели: знать устройство транспортира, уметь измерять углы с помощью транспортира, строить углы по заданному значению их величины; закреплять умение анализировать и самостоятельно решать задачи разного вида, выполнять действия со смешанными и дробными числами, находить часть от числа; развивать логическое мышление, память, внимание, речь, математические способности.
Оборудование: цепочка (п. 1, II), углы (п 4, II), транспортир, таблица результатов (№ 15, с. 21).
ТРАНСПОРТИР
Цели: знать устройство транспортира, уметь измерять углы с помощью
транспортира, строить углы по заданному значению их величины; закреплять
умение анализировать и самостоятельно решать задачи разного вида, выполнять
действия со смешанными и дробными числами, находить часть от числа;
развивать логическое мышление, память, внимание, речь, математические
способности.
О б о р у д о в а н и е : цепочка (п. 1, II), углы (п 4, II), транспортир, таблица
результатов (№ 15, с. 21).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
Вычислите:
– Восстановите цепочку вычислений:
2. Частные случаи умножения и деления.
При каком значении переменной данные равенства будут верны?
26 : а = 26; р : 1 = 1;
m : 15 = 1; n : 5 = 0;
1 : k = 1; с : с = 1.
3. Решение задач.
Проанализируйте тексты задач. Укажите способ решения:
1) Длина поля прямоугольной формы 300 м, а ширина 200 м. Найдите
площадь поля. Выразите результат в арах и гектарах.
(300 200 = 60 000 (м2) 600 а 6 га.)2) Садоводам для их участков выделили 6 га земли. Сколько человек
получили участки, если площадь каждого 12 соток?
(600 : 12 = 50 (чел.).)
3) Ученик выполнил задание за 8 ч, изготавливая 18 деталей за час. За какое
время выполнит то же задание мастер, если его производительность труда на 6
деталей больше, чем у ученика?
(18 8 : (18 + 6) = 6 (ч).)
4. Виды углов.
Сравните данные углы.
Что можете сказать?
В каком случае возникает проблема?
(Углы АОВ и QZY на глаз сравнить нельзя, так как внешне они почти
одинаковые.)
величины углов.
Постановка учебной задачи: найти способ более точного измерения
III. Открытие нового.
1. Транспортир. Знакомство.
Что же нам необходимо для измерения величины угла?
(Учащиеся вспоминают, что существуют различные приборы для
измерения различных величин, например:
линейка для измерения длины;
весы для измерения массы;
будильник для измерения времени и т. д.)
Знакомство с транспортиром.
С. 1718 – в «рамочке» теоретические сведения.
Что вы узнали нового?
Как пользоваться транспортиром?
2. Измерение углов с помощью транспортира.
№ 1, с. 18 практическое использование транспортира.
IV. Первичное закрепление.
1. Алгоритм измерения угла с помощью транспортира.
№ 3, с. 19.
Какую ошибку допустил Олег?(На чертеже изображен тупой угол, значит, его величину нужно
смотреть на нижней шкале транспортира 130°.)
2. Величины углов.
3. Самостоятельная работа.
№ 8, 9, с. 20 самостоятельно.
С а м о к о н т р о л ь по образцу на доске.
Были ли ошибки?
Попробуйте объяснить их причину.
V. Повторение пройденного материала.
1. Нахождение части числа и числа по его чести.
№ 10, с. 20.
Как найти часть числа? Объясните.
а) 90 : 2 = 45°;
б) 180 : 5 3 = 108°;
в) 68 : 17 4 = 16°.
№ 11, с. 20.
Как найти число по его части?
а) 72 : 8 15 = 135°;
б) 60 : 2 3 = 90°;
в) 280 : 7 4 = 160°.
2. Вычисления.
Групповая работа. Проверка по конечному результату.
№ 15, с. 21.
96 27 17 20 36 17 500
А Л Е К С Е Й
7
27 36 56
56
7 500
Т О Л С Т О Й
200 150 96 56 71
40 140
Б Р А Т Ь Я Ж Е М Ч У Ж Н И К О В Ы
14 17 91 18 43 14
3 720 20 7
5№ 16, с. 21.
1
счастливым;
6
им.
хочешь; 4) 2 будь;
4
быть; 5) 5
5
1
1) 8
2
5
2) 3
9
3) 11
VI. Итог.
Прокомментируйте достижения на уроке.
Для чего служит транспортир?
На сколько делений разделена шкала транспортира?
Что такое градус? Как его обозначают?
Расскажите, как измеряют углы транспортиром.
Домашнее задание: № 5, с. 19; № 13, с. 21.