Цели: знать, что сумма величин углов треугольника равна 180°, четырехугольника 360°; закреплять умение складывать величины углов, находить часть от числа и число по его части, самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида; развивать навыки устных и письменных вычислений, логическое мышление, познавательные интересы.
Оборудование: транспортир, модели «магических» квадратов (п. 1, II), таблички с именованными числами (п. 2, II), раздаточный материал (п. 3, II), таблицы результатов (№ 6, с. 28).
ТРАНСПОРТИР
Цели:
знать, что сумма величин углов треугольника равна 180°,
четырехугольника 360°; закреплять умение складывать величины углов,
находить часть от числа и число по его части, самостоятельно анализировать и
решать задачи разного вида; развивать навыки устных и письменных вычислений,
логическое мышление, познавательные интересы.
О б о р у д о в а н и е : транспортир, модели «магических» квадратов (п. 1,
II), таблички с именованными числами (п. 2, II), раздаточный материал (п. 3, II),
таблицы результатов (№ 6, с. 28).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
«Магический» квадрат.
Сумма чисел
Произведение чисел
2. Соотношение единиц измерения величин.
Рассмотрите запись. Соедините равные значения:
3. Величины углов.
Вычислите устно, сколько градусов содержит угол, если он составляет:
1
2
развернутого угла;
прямого угла.
прямого угла;
1
3 развернутого угла;
5
6
3
5
Возьмите конверт с раздаточным материалом.
(У каждого учащегося на рабочем месте находится конверт, в который
вложены модели: углов разного вида, треугольника, четырехугольника,
пятиугольника.)
Перечислите содержимое конверта.
Измерьте величину каждого угла (модели углов.)
Что можете сказать?
Какие виды углов вы нашли?
Расскажите, каким инструментом пользовались?
Прокомментируйте свои действия.
О чем важно помнить?
Чему равна величина каждого угла в треугольнике?
Чему равна сумма градусных мер?
(Учащиеся измеряют, вычисляют сумму. В результате получают 180°.)
Как вы считаете, если взять модель другого треугольника, чему будет
равна сумма его углов? (Проблема!)
А если взять модели четырехугольника и пятиугольника, чему будут
равна суммы их углов? (Проблема!)
Постановка учебных задач: вычислить сумму углов в каждом из
заданных многоугольников; установить, для каждого ли из них выполняется
условие.
III. Открытие нового.
Сумма углов в многоугольнике.
Работая с моделями фигур из раздаточного материала, выполняя номера
учебникатетради № 15, с. 2627 (с комментированием), учащиеся приходят к
выводу:
Сумма углов в треугольнике равна 180°.
(Это одно из свойств треугольника.)
Сумма углов в четырехугольнике равна 360°.Примечание: в № 3 учащиеся измеряют углы, вычисляют их сумму, а в № 4 им
предложено разделить четырехугольник диагональю, получив при этом два треугольника
180° + 180° = 360°.
Аналогично учащиеся анализируют чертеж пятиугольника: проводят
диагональ и получают треугольник и четырехугольник
180° + 360° = 540°. (Открытие!)
IV. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач.
№ 10, с. 29 (б, в, г) по вариантам.
Самостоятельно проанализируйте задачу. Оформите схемой. Выберите
способ решения.
(После выполнения работы проводится проверка: обсуждается решение
каждой задачи с демонстрацией у доски.)
б) 1) 45 : 5 3 = 27 (шумелок) записала Сова,
2) 45 27 = 18 (шумелок) не успела записать;
в) 1) 4 : 2 9 = 18 (платьев) было у Мальвины,
2) 4 + 18 = 22 (платьев) стало у Мальвины;
г) 1) 40 + 20 = 60 % денег истратил Буратино,
2) 500 : 100 60 = 300 (монет) истратил Буратино,
3) 500 300 = 200 (монет) осталось у Буратино.
2. Викторина «Хочу все знать».
№ 6, с. 28 самостоятельно или в группе (по времени).
П р о в е р к а по конечному результату:
1
а) 4
2
9
от 2800
от 720
17 % от 5000
1
число, 5
4
число, 23
которого равна 42
которого равны 20число, 16 % которого равны 64
400
В
210
А
400
В
700
И
850
Л
115
О
160
Н
69
95
Ш У
105
М
110
Е
116
Р
125
Ы
3. Вычисления.
№ 7, с. 28.
Какие ошибки вы нашли? Прокомментируйте.
3578
635
4213
756
308
6048
2268
232848
6024
258
5766
75200
450
74750
2800
900
; 252000
;
;
;
;
V. Итог.
Расскажите о своих открытиях.
Что вы узнали нового?
Прокомментируйте выводы, которые сделали на уроке.
Что необходимо запомнить? Почему?
Домашнее задание: 1. Начертить треугольник, у которого один из углов
тупой. Измерить углы. Найти сумму величин. Сделать вывод.
2. № 8, 10 (а), с. 29.