Цели: уметь строить углы по заданному значению их величины; познакомить учащихся с понятием «вписанный угол», научить находить его на чертеже; закреплять умение пользоваться транспортиром для построения и измерения углов, находить часть числа и число по его части, определять цену деления шкалы координатной прямой, устанавливать координаты точек; развивать речь, логическое мышление, внимание, навыки самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: модели углов (см. п. 4, II), модель транспортира для работы у доски.
ТРАНСПОРТИР
Цели:
уметь строить углы по заданному значению их величины;
познакомить учащихся с понятием «вписанный угол», научить находить его на
чертеже; закреплять умение пользоваться транспортиром для построения и
измерения углов, находить часть числа и число по его части, определять цену
деления шкалы координатной прямой, устанавливать координаты точек;
развивать речь, логическое мышление, внимание, навыки самоконтроля и
самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : модели углов (см. п. 4, II), модель транспортира для
работы у доски.
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
Выполните вычисления:
1500 2; 3300 : 3; 8000 : 40;
2100 4; 1050 : 5; 1200 : 60;
1300 7; 1008 : 2; 4040 : 40.
2. Сравнение единиц массы.
Сравните. Обоснуйте свое мнение:
1
1
2
т … 2
ц;
3
1
кг … 2
4
3. Задачи.
Решите задачи устно:
а) Пригородный электропоезд имеет 360 мест. Сколько осталось свободных
3
ц … 10
3
т … 5
2
5
3
8
кг;
ц;
т.
мест, если в поезде находятся 667 пассажиров?
б) По дороге навстречу друг другу идут два пешехода. Сейчас между ними
расстояние 52 км. Скорость одного пешехода 4 км/ч, а скорость второго 6
км/ч. Какое расстояние между ними будет через 1 час, через 2 ч, через 4 ч? Через
сколько часов пешеходы встретятся?
в) Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. На
сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика
груш?4. Измерение углов.
Назовите углы на чертеже.
Что можете сказать?
Сравните углы.
Что вы заметили?
(Трудность возникает при сравнении углов АКL и МСV, так как на глаз их
сравнить невозможно.)
Какой выход?
(Использовать транспортир для измерения величин данных углов, с
последующим сравнением результатов.)
Как вы думаете, каким образом можно еще использовать транспортир?
(Предположения учащихся строить углы.)
Постановка учебной задачи: учиться строить углы заданной величины с
помощью транспортира.
III. Открытие новых знаний.
1. Построение углов. Алгоритм.
Постройте с помощью транспортира угол в 80°.
Как выполнить построение? (Проблема!)
Введение алгоритма с пошаговым построением:
Как думаете, с чего нужно начать построение?
(Начертить луч произвольно.)
Какой шаг будет следующим?
Подумайте, как правильно использовать транспортир?
(Приложить транспортир так, чтобы начало луча совпадало с меткой
на транспортире, сам луч проходил через начало отсчета на шкале.)
Какой шаг будет заключительным?
(На шкале находим 80°, ставим точку. Проводим луч, соединяющий
начало нашего луча и точку. Получили угол. Измеряем его. Величина
полученного угла 80°.) (Открытие!)
Откройте учебник на с. 30.
Прочитайте выделенный текст. Что можете сказать?
(Выведенный нами алгоритм совпадает с данным образцом.)
2. Способы построения углов.
№ 1, с. 30.
Сделайте вывод.
(Данная задача имеет два решения, так как угол заданной величины
может быть отложен от точки М сверху и снизу.)
Что важно при этом учитывать?
(Если величина угла 25°, значит, он острый.)
№ 2, с. 30.
Получили чертеж:
Проанализируйте чертеж. Что можете сказать?
(При построении получили другие углы:
острые АОВ, АОС, СОВ, DОВ, DОС, ЕОС, ЕОD, МОЕ, МОК,ЕОК;
прямые DОА, КОD, ЕОВ, МОС;
тупые ЕОА, МОА, КОС, КОВ, МОВ;
развернутые КОА, АОК.)
3. Центральный угол.
№ 6, с. 31.
Проанализируйте каждый чертеж. В чем отличие?
с. 32
№ 7, с. 32.
Найдите вписанные углы. Докажите.
(Вписанные углы: А = 45°, В = 90°, D = 105°, Е = 20°, так как
вершины их лежат на окружности, а стороны пересекают ее.)
IV. Первичное закрепление.Построение углов.
№ 3, с. 31.
С а м о с т о я т е л ь н о. Проверка.
Что получилось?
О чем важно помнить?
(Каждому виду угла соответствует своя градусная величина:
прямой угол = 90°;
острый меньше 90°;
тупой больше 90°.)
V. Закрепление пройденного материала.
1. Нумерация многозначных чисел.
№ 9, с. 33 с комментированием.
2. Решение задачи.
№ 12, с. 33.
а) Проанализируйте текст задачи самостоятельно.
Что можете сказать?
Запишите условие схемой. Решите задачу самостоятельно.
Взаимопроверка.
20 % 40 г
40 : 20 100 = 200 (г)
О т в е т : всего 200 грядок.
Какие вопросы еще можно поставить к данной задаче?
(Например: 1) Сколько грядок осталось прополоть?
2) На сколько больше осталось прополоть грядок?
И т. д.)
3. Координатная прямая.
№ 10, с. 33 с комментированием.
1
а) Цена деления = 2; в) Цена деления = 2
1
2
А(4), В(18), С(30). А(1), В(5), С
7
;
.
1
б) Цена деления = 3
; г) Цена деления = 4;
2
3
2
1
3
4
2
3
, В
, С
. А(46), В(32), С(56).
А
№ 11, с. 33 самостоятельно.
Как найти расстояние между точками на координатной прямой?
Вычислите.
Проверка по конечному результату.
(Чтобы найти расстояние между двумя точками числового луча, надо
из большей координаты вычесть меньшую.)
Получаем:
ВА = 3004 879 = 2125; EF = 72954 72 918 = 36;
CD = 20350 9817 = 10533; МК = 5 432 003 546 999 = 4 885 004.
VI. Итог.
Что нового мы открыли на уроке?
Что можете сказать?
Для чего служит транспортир?
Как построить угол заданной величины?
Что еще узнали интересного?
(Угол можно построить по обе стороны от луча
Какой угол называется вписанным? Расскажите.
АОВ = А1ОВ.)