Урок 49, 5 класс.
Тема урока: Измерение отрезков.
Цели урока:
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Организация рабочего места.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверочная работа с взаимоконтролем. Ребята выполняют работу, потом меняются листочками с заданием друг с другом и проверяют работу соседа и оценивают её. Работы сдают на проверку учителю. Таким образом у учителя появляется возможность проверить, как справились ребята с обоими вариантами.
1 вариант. Назовите все отрезки с концами в точках А, В и С (рис.1. Слайд 2). Сколько отрезков получилось?
2 вариант. Назовите все лучи с вершиной в точках M, N и K (рис.2. Слайд 2). Сколько лучей получилось?
III. Изучение нового материала.
Сейчас я хочу показать фрагмент всем вам знакомого мультфильма «38 попугаев». Просмотрев его, вы должны будете ответить мне на несколько вопросов.
Вопросы: (слайд 3)
1. Что поступило мотивом к действию?
2. Кто являлся объектом, побудившим героев мультфильма к деятельности?
3. Какую цель поставили перед собой герои мультфильма?
4. Какую задачу они решали, чтобы добиться поставленной цели?
5. С помощью, каких средств они планировали добиться поставленной цели?
6. Каков был результат их деятельности? Добились ли они поставленной перед ними цели?
Внимание на экран (демонстрация мультфильма).(слайд 4)
Итак, ответьте на поставленные вопросы. (дети отвечают на вопросы)
Предполагаемые ответы детей.
1. Удав захотел измерить свор рост.
2. Удав, он попросил помочь зверей измерить его рост.
3. Измерить рост удава.
4. Стали придумывать, как измерить рост удава.
5. Длину удава измеряли в мартышках, в слонёнках и в попугаях.
6. Получилось измерить рост удава. Рост был равен: 2 слонёнка, 5 мартышек и 38 попугаев.
7. Почему так получилось, что рост удава (одного и того же) выражается разными числами, как такое могло случиться? (рост мартышки, слонегка и попугая разные)
В таких случаях говорят, что были использованы различные единицы измерения длины.
Получилось, что мартышек в длину уместилось 5 шт., слоненков всего два, а из-за маленького роста попугая, его уместилось больше всех – 38 шт. Рост каждого героя можно взять за отрезок, с помощью которого измеряли рост удава. Этот отрезок будет единицей измерения роста удава. Отрезок, длина которого принята за единицу измерения, называется единичным отрезком. С его помощью измеряют произвольные отрезки.
Скажите, а почему измерить можно только отрезки, а не прямую или луч? (дети размышляют и высказывают своё мнение, измерить можно только что-то ограниченное, а у прямой и луча нет конца, поэтому их нельзя измерить)
Верно, и поэтому длину отрезка называют ещё расстоянием между точками.
(Слайд 5 - 6.) В государственном Эрмитаже хранится камень с надписью: «В лето 6576 Глеб князь мерил морем по льду от Тьмутороканя до Корчева 14 тысяч сажен».
Как вы думаете, что означает эта запись? (дети высказывают свои предположения)
Эта запись означает, что в XI веке, точнее в 1068 году было измерено расстояние между городами Таманью и Керчью через Керченский пролив по льду. И оно равнялось 14 тысяч сажен.
Тьмуторокань – это современный город Тамань, находится в России
Корчев – это современный город Керчь, находится в Украине
6576 – год от сотворения мира, это же 1068 год от рождества Христова
Обратимся к надписи на камне: 14 тысяч саженей.
Сколько это? Что такое сажень? (высказывают своё предположение)
Какие старые русские меры длины вы еще знаете? (называют известные меры длины)
А вы знаете, что большинство мер одновременно являлись и инструментами, причем они относятся к человеку. Издавна человек мир познавал через себя. Давайте посмотрим видеоролик и узнаем, чем же мерили люди в старину. (Слайд 7. Видеоролик «Чем мерили в старину»)
Удобно ли пользоваться такими мерами длины? А какие современные меры длины и измерительные инструменты вы знаете? (здесь нужно обратить внимание на линейку и циркуль)
Исходя из выше сказанного давайте попробуем сформулировать тему, а исходя из темы и цели нашего урока. (дети пытаются сформулировать тему и цели урока. Возможная формулировка цели урока: сформулировать понятие «длина отрезка», научиться измерять длины разных отрезков, выражать их в удобных единицах, выбирая при этом нужные инструменты) (Слайд 8. Тема урока)
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала.
Проведем небольшой эксперимент: сравните отрезки, указанные на рисунках. (слайд 9 - 16)
Работа в парах, на каждую парту раздаются разные карточки с отрезками. Чтобы все видели, о каких отрезках идет речь, при проверке рисунки демонстрируются на слайде. (Сравнивают отрезки. Делают вывод. Возможный вывод: несовершенство органа зрения человека)
Работа с учебником. Выполнить № 361, № 365, № 366. (Слайд 17.)
№ 361: В тетради постройте три отрезка различной длины. С помощью циркуля и линейки постройте отрезки, им равные. (Построение первого равного отрезка объясняет учитель, следующие два строит ученик у доски с четкой инструкцией построения)
№ 365: Постройте отрезки длиной 7 см, 11 см 4мм, 14 см 6 мм. (задание выполняется с места по цепочке три ученика с комментарием действий)
№ 366: С помощью линейки постройте отрезок, длина которого равна: а) сумме длин отрезков, изображенных на рисунке 52; б) разности длин отрезков, изображенных на рисунке 52. (сначала вместе обсуждаем, как выполнить задание, затем дети самостоятельно выполняют его в тетрадях)
VI. Домашнее задание.
(Слайд 18)
п. 2.2., стр. 81 – 82 , определения выучить,
стр. 82 № 363 и № 364 (устно), № 362 (в тетрадях)
Найти ответы на вопросы (по желанию):
ü Какие ещё меры длины существуют?
ü Посмотрите соответствие старинных и современных мер длины.
ü Какие меры длины использовались и теперь используются в других странах?
VII. Итог урока.
(Слайд 19.)
Подвести итог урока. Дети определяют, насколько смогли достигнуть поставленных целей.
Оценить работу класса. Выставить оценки учащимся.
Использование интернет ресурсов:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.