1. Повторение изученного (вспомнить изученные свойства действий над числами; решение задач, основанных на этих свойствах; решение уравнений изученных видов).
2. Решать текстовые задачи ранее изученных видов: задачи с пропорциональными величинами.
3. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи (понятие истинного и ложного высказывания), учиться составлять высказывания с помощью вспомогательной модели (диаграмма Эйлера–Венна).Арифметические действия над числами
Тема: Арифметические действия над числами (повторение и обобщение ранее изученного
материала)
Цели:
1. Повторение изученного (вспомнить изученные свойства действий над числами; решение задач,
основанных на этих свойствах; решение уравнений изученных видов).
2. Решать текстовые задачи ранее изученных видов: задачи с пропорциональными величинами.
3. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи (понятие истинного и ложного
высказывания), учиться составлять высказывания с помощью вспомогательной модели (диаграмма
Эйлера–Венна).
Этапы
урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология
оценивания учебных
успехов)
I. Мотивация
к
деятельности.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Задание № 9, с. 9.
Перекладываются три палочки:
Перекладываются две палочки:
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно
предполагать, какая
информация нужна для
решения учебной задачи в
один шаг;
2. отбирать необходимые
для решения учебной задачи
источники информации
среди предложенныхПерекладывается одна палочки:
3. Математическая разминка.
Сформулируйте самостоятельно задание:
а) «разбей записи на группы».
15 м; 3 ц; 120 кг; 400 см; 67 л, 10 дм3
Цель: вспомнить, какие величины нам знакомы и какие
единицы используются для измерения этих величин.
б) «подбери записи к каждой фигуре».
Цель: вспомнить алгоритмы поиска периметра и площади
прямоугольника.
в) Предложите классу своё задание, которое вы
приготовили к уроку.
II.
– Давайте попробуем определить, какое ведущее
учителем словарей,
энциклопедий,
справочников;
3. добывать новые знания:
извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.);
4.
перерабатывать
полученную информацию:
сравнивать и группировать
математические факты и
объекты;
5. делать выводы на основе
обобщения умозаключений;
6. преобразовывать
информацию из одной
формы в другую;
7. переходить от условно-
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения;
совместно с классом;
2. совместно с учителемФормулирова
ние
темы и целей
урока.
III.
Повторение и
систематизац
ия ранее
изученного
материала.
предметное умение проверялось в каждом задании.
– А чем мы займёмся сегодня?
– Откройте разворот учебника, с. 10–11.
– Определите тему урока.
Работа в парах.
1. Задание № 1, с. 10.
– Определите предметную цель данного задания.
Последовательность работы:
– читаем и обсуждаем текст в парах;
– записываем выражения, которые показывают, сколько
времени
занимались спортом в понедельник и во вторник Вася и
Петя;
– зачитываем вслух или выносим на доску полученные
выражения;
– читаем вслух и совместно обсуждаем поставленный
вопрос;
– приходим к выводу, что знание переместительного
свойства сложения позволяет нам сравнить значения этих
выражений, не делая вычислений.
2. Задание № 2, с. 10 (первый столбик либо первая
строка).
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему;
3. составлять план решения
отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при
необходимости исправлять
ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
выполнения своей работы и
работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию
до других: оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи
(выражение решения
учебной задачи в
общепринятых формах) с
учётом своих учебных
речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию
до других: высказывать свою
точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя
аргументы;
3. слушать других,Последовательность работы:
– дети самостоятельно (посовещавшись) расставляют знаки
сравнения между выражениями;
– договариваются, кто будет отвечать;
– один представитель от пары зачитывает одно неравенство
и обосновывает свой ответ.
Пример ответа:
589 + 0 < 589 + 78
Здесь мы сравнивали значения двух сумм.
В обеих суммах первые слагаемые равны, а вторые
слагаемые отличаются (разные). Мы знаем, что больше
будет та сумма, где второе слагаемое больше.
Дети в классе оценивают ответ по двум позициям:
а) правильность;
б) логичность.
3. Задание № 3, с. 10.
Решение задач.
Последовательность работы:
– читаются вслух все тексты задач;
– обсуждается следующее: в школе готовились к
проведению спортивных соревнований и решали эти
математические задачи;
пытаться принимать другую
точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
4. читать про себя тексты
учебников и при этом
ставить вопросы к тексту и
искать ответы, проверять
себя, отделять новое от
известного,
выделять главное,
составлять план;
5. договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
сотрудничать в
группе,
совместном
решении
проблемы (задачи).
Личностные результаты
1.
придерживаться
этических норм общения и
сотрудничества
при
совместной работе над
учебной задачей;
2. в созданных совместно с
педагогом на
уроке
ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые
правила поведения, делать
выбор, как себя вести.– решаются и обсуждаются задачи в) и г);
– читаем и анализируем текст задачи в) с опорой на схему:
есть целое – трасса для гонок, длиной 945 м, она состоит из
двух неравных
частей;
– длина каждого участка нам неизвестна, известно только,
что
один участок длиннее другого на 167 м;
– Выскажите свои предположения по решению данной
задачи.
– Обратите внимание, что на схеме показаны две равные
части и разность между ними.
– Какой вывод можно сделать?
– если из целого вычесть эту разность, то останется число,
равное
сумме двух этих одинаковых частей;
– разделив полученное число на два, мы узнаем длину
одной части
шоссе (меньшей);
– самостоятельно в парах записываем решение этой
задачи;
– выносим решение на доску и обсуждаем его;
ТОУУ– исправляем допущенные ошибки;
– читаем и анализируем текст задачи г) с опорой на
рисунок;
– в парах обсуждаем решение;
– проверяем полученное решение.
Проверка решения у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания?
Согласны ли вы с такой самооценкой?
4. Задание № 4, с. 11.
Цель: учиться
– строить логически обоснованное высказывание;
– оценивать ответ с точки зрения его доказательности.
Последовательность работы:
– фронтально разбираем рисунок и подбираем к нему
высказывание, опираясь на ключевые (одинаковые) слована рисунке и в высказывании;
– постараемся понять, истинное оно или ложное;
– договариваемся, кто будет отвечать;
– один представитель от пары зачитывает высказывание,
определяет его истинность или ложность.
(Ответ: высказывания б) и в) – истинные).
5. Задание № 5, с. 11.
В зависимости от уровня подготовки класса можно выбрать
два пути. Наиболее простой – решить 3 уравнения и
ответить на вопрос задания. Второй – наиболее трудный,
но и одновременно наиболее интересный путь.
Последовательность работы:
– Давайте рассмотрим сначала схемы к уравнениям.
– Что вы заметили?
Говорим о том, что в схемах б) и в) значения сумм (целое,
уменьшаемое) равны, а вот слагаемые (части) разные.
– Какой вывод можно сделать?
В таком случае чем больше вычитаемое (известная часть),
тем меньше разность (неизвестная часть, значение х).
– Давайте рассмотрим схему а).
В этом случае и целое наименьшее, и известная часть
(вычитаемое) наибольшее. Значит, значение х будетIV. Тренинг
(выбираем…).
наименьшим.
– Давайте подберём уравнение к этой схеме: 316 + х = 789
– 211
Задачу можно придумать, отталкиваясь от схемы.
Самостоятельная работа.
Задание № 6, с. 11.
Цель работы: отработка вычислительных навыков.
(Ответ: сёрфинг).
Проверка решения индивидуальная либо у доски по
алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания?
Согласны ли вы с такой самооценкой?
ТОУУ
V. Итог урока. – Какую тему мы сформулировали в начале урока?
– Что сумели повторить?
– Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы,планировать свою работу, работать в соответствии с
заданным планом, оценивать результат своей работы,
формулировать высказывания.)
– Всё ли получалось?
– Над чем ещё надо поработать?
Инвариант: задачи № 3 (а, б), с. 10.
Вариант: № 2, с. 10, № 5, с. 11 (придумать задачу).
Содержание домашнего задания обсуждается учителем и
детьми.
VI. Возможное
домашнее
задание.