Конспект урока по математике на тему "Понятие обыкновенной дроби" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Базовый учебник - Мерзляк А.Г. "Математика: 5 класс". Конспект на тему "Понятие обыкновенной дроби". Цель урока: познакомить обучающихся с обыкновенными дробями. Планируемые результаты: обучающиеся познакомятся с понятием обыкновенной дроби, научатся читать запись обыкновенной дроби, указывать числитель и знаменатель дроби, записывать обыкновенную дробь.Работу выполнила студента 4 курса СГПИ филиала ПГНИУ Вагина Вероника Витальевна
Иконка файла материала Конспект урока по математике №5.docx
Министерство образования и науки РФ Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования  «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Кафедра математических  и естественнонаучны дисциплин Вагина Вероника Витальевна СФ/О ПДВ­1­2014 НБ Конспект урока по математике ТЕМА Понятие обыкновенной дроби Работу проверил: доцент, кандидат педагогических наук Шестакова Л.Г. СоликамскКласс 5а                                                       Номер урока: 92 2017 Дата проведения урока: 06.02.2018 г. Тема урока: Понятие обыкновенной дроби Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока:  предметные: познакомить обучающихся с обыкновенными дробями;  личностные:   формировать   интерес   к   изучению   темы   и   желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение объективно оценивать труд одноклассников;  метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни. Задачи урока:  поставить цель и задачи урока, замотивировать обучающихся;  актуализировать знания;  изучить новый материал;  закрепить новый материал;  повторить материал из прошлых тем;  подвести итоги урока;  разобрать домашнее задание. Планируемые   результаты:  обучающиеся   познакомятся   с   понятием обыкновенной дроби, научатся читать запись обыкновенной дроби, указывать числитель и знаменатель дроби, записывать обыкновенную дробь. Форма работы: индивидуальная, фронтальная. Основные   понятия:  обыкновенная   дробь,   числитель   дроби, знаменатель дроби, черта дроби. Оборудование и дидактические материалы: учебник. Организационная структура урока 1. Организационный этап. Присутствие обучающихся.  1 минГотовность к уроку. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной  1 мин деятельности обучающихся. 3. Актуализация знаний.  4. Изучение нового материала.  5. Первичное закрепление нового материала.  6. Повторение. 7. Итоги урока. 6. Информация о домашнем задании. 5 мин 10 мин 14 мин 7 мин 5 мин 2 мир Ход урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1. Организационный этап. Присутствие обучающихся. Готовность к уроку Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Приветствуют. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.  Откройте   тетради,   запишите   сегодняшнее   число, классная работа. Тема нашего занятия «Понятие обыкновенной дроби». Вы уже встречались с обыкновенными дробями? 3. Актуализация знаний Откройте учебники и на с. 172 устно выполните № 1, 2. «№1. Сколько граммов: 1) в пятой части килограмма; 2) в десятой части килограмма?» [1, с. 172] Открывают   тетради, записывают   число,   классную работу и тему урока. Да. Открывают   учебники, устно выполняют задание № 1, 2. Решение: 1) в 1 кг = 1000 г, тогда 1000:5=200 г в одной пятой части; 2) 1000 г:10=100 г в десятой части кг. Ответ: 200 г, 100 г. «№2. Сколько килограммов: 1) в четвертой части тонны; 2) в двадцатой части центнера?» [1, с. 172] Решение: 1) в 1 т = 1000 кг, тогда 1000:4=250 кг в четвертой части т.; 2) в 1 ц = 100 кг, тогда 100:20=5 кг в 20­той части центнера. Ответ: 250 кг, 5 кг. 4. Изучение нового материала Как   мы   заметили,   кроме   привычных   нам   натуральных чисел и нуля, еще используют и дробные числа. Дробные   числа   возникают,   когда   один   предмет   или единицу измерения делят на несколько РАВНЫХ частей.  Можете привести пример дробных чисел? Обучающиеся   приводят пример дробных чисел. Молодцы.   Сейчас   я   Вам   предлагают   посмотреть Смотрят мультфильм. небольшой мультфильм. Включает мультфильм. На сколько частей разделили апельсин? Получается, что лесные жители один апельсин разделили на 5 РАВНЫХ частей. А какую дольку получил еж? Правильно. Теперь представьте, что у Вас день рождение и вы пригласили 8 друзей. Торт разделили на 8 частей. На 5 частей Одну пятуюТогда   каждому   гостю   досталась   одна   восьмая   часть торта. Пишут 1/8 (читают: «одна восьмая»). Скажите, а если кто­то   захотел   2   кусочка   торта,   то   какая   часть   торта   ему достанется? ,1 4 9 10   –   это   все Правильно. А если пять? ,1 3 , 3 10 ,   1 2 17 24 ,       обыкновенные дроби. Для   записи   любой   доли   используют   два   натуральных числа   и   горизонтальную   чёрточку.   Её   называют   дробной чертой. Число,   записанное   над   чертой,   называют   числителем дроби; число, записанное под чертой, называют знаменателем дроби. Знаменатель дроби показывает, на сколько равных частях разделили нечто целое, а числитель – сколько таких частей взяли. 1 пример. Вернемся к нашему торту. На сколько равных частей разделили торт? Сколько таких частей взяли? Как тогда будет выглядеть дробное число? 2 пример. Теперь равносторонний треугольник разделили на   4   равны   части   –   4   равных   треугольника.   Три   из   них закрашены. Можно сказать, что площадь закрашенной фигуры составляет ¾ площади треугольника АВС. 3 пример. В саду растут 24 дерева, из них – 7 яблони. Какую часть всех деревьев составляют яблони? Две восьмых Пять восьмых. На восемь Три Три восьмых 1)   Поскольку   в   саду   растут   24   дерева,   то   одна   яблоня составляет / всех деревьев; 2) А 7 яблонь ­ / всех деревьев. Решение: Ответ: /. 5. Первичное закрепление нового материала Обучающиеся   решают упражнения в тетради. Один ученик у доски решает один пример. Открываем учебники и решаем № 674, 675, 676, 680, 678. «№674.   Прочитайте   дроби:   1/5,   7/9,   8/11,   5/16,   6/13, 21/29. Назовите числитель и знаменатель каждой дроби и поясните, что они означают». [1, с. 173] Решение: 1) одна пятая. Числитель один, знаменатель 5. Целое число разделили на 5 равных частей и взяли одну из них. 2) семь девятых. Числитель семь, знаменатель девять. Целое число разделили на девять равных частей и взяли семь из них. 3)­6) аналогично. «№675. Запишите в виде дроби число: 1) две пятых; 2) семь тринадцатых; 3) двадцать две шестидесятых; 4) тридцать четыре сорок третьих; 5) тридцать девять сотых; 6) сто двадцать семь тысячных». [1, с. 173] Решение: 1) 2/5; 2) 7/13;3) 22/60; 4) 34/43; 5) 39/100; 6) 127/1000. «№676.   Запишите   дробью,   какая   часть   фигуры, изображенной на рисунке 189, закрашена». [1, с. 173] Решение: А) ½; Б) 3/8; В) 5/6; Г) 1/8. «№680. В саду росло 56 деревьев, из них – 23 яблони. Какую часть деревьев составляли яблони?» [1, с. 174] Решение: 1)   Поскольку   в   саду   растут   56   дерева,   то   одна   яблоня составляет 1/56 всех деревьев; 2) А 23 яблонь ­ 23/56 всех деревьев. Ответ: 23/56. «№678. Выразите: 1) в метрах: 1 см; 5 см; 24 см; 1 дм; 7 дм; 1 мм; 4 мм; 39 мм; 247 мм; 2) в часах: 1 мин; 7 мин; 19 мин; 39 мин; 1 с; 4 с; 58 с». [1, с. 174] Решение: 1) 1/100; 5/100; 24/100; 1/10; 7/10; 1/1000; 4/1000; 39/1000; 247/1000; 2) 1/60; 7/60; 19/60; 39/60; 1/3600; 4/3600; 58/3600. 6. Повторение «№716 (1). Решите уравнение: 1) 9х­4х+39=94». [1, с. 174] →  5х=55  →  х=55/5  →  х=11 7. Итоги урока. Решение: 1) 9х­4х+39=94  Ответ: 11 →  5х+39=94  Обучающиеся   решают упражнения в тетради. Один ученик у доски решает один пример. Вопросы 1­4 стр. 172. 8. Информация о домашнем задании Открываем   дневники   и   записываем   домашнее   задание: &25, вопросы 1­4, № 677, 679, 681. Спасибо за работу. До свидания. Открывают   дневники   и записывают домашнее задание Литература: 1. Мерзляк   А.Г.   Математика:   5   класс:   учебник   для   учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – 2­е изд., перераб. – М.: Вентана­Граф, 2017. – 304 с. 2. Буцко Е.В. Математика: 5 класс: методическое пособие/ Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. – М.: Вентана­Граф, 2016. – 288 с.