Цели урока : рассмотреть приемы вычитания в случаях вида 36 – 2, 36 – 20; закреплять изученный на предыдущем уроке приём сложения в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, умение решать задачи изученных видов, знание состава чисел второго десятка.
У р о к 36. Случаи вычитания 36 – 2, 36 – 20
Цели: рассмотреть приемы вычитания в случаях вида 36 – 2, 36 – 20;
закреплять изученный на предыдущем уроке приём сложения в случаях вида:
36 + 2, 36 + 20, умение решать задачи изученных видов, знание состава чисел
второго десятка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
36 36 36 36 36
63 63 63 63 63
– Что хотите сказать о записанных вами числах?
III. Устный счет.
1. Найдите примеры со значением 15.
16 – 1
15 – 2
18 – 5
13 + 0
2. Расположите выражения в порядке возрастания их значений.
16 + 2
13 + 3
3. «Цепочка».
10 + 5
18 – 4
10 + 7
16 – 6
14 – 4
12 + 4
16 + 3
11 + 4
18 – 3
17 – 2
IV. Работа над новым материалом.
1. Работа с учебником.
Учитель подробно разбирает с учащимися рисунки и выражения на с. 49
учебника (часть 1, «Н»).
(30 – 20) + 6 =16
30 + (6 – 2) = 34
– Рассмотрите внимательно, как из числа 36 вычли число 2.
О б ъ я с н е н и е: число 36 представили в виде суммы разрядных
слагаемых 30 и 6. Удобно число 2 вычесть из числа 6, а затем полученный
результат прибавить к числу 30.30 + (6 – 2) = 34
Аналогично разбирается случай вычитания вида 36 – 20.
О б ъ я с н е н и е: число 36 представили в виде суммы разрядных
слагаемых 30 и 6. Удобно из 30 вычесть число 20, а затем к полученному
результату прибавить число 6.
(30 – 20) + 6 = 16
2. Фронтально, с подробным объяснением разбирается задание 1 (с. 49
учебника, часть 1).
3. Затем учащиеся выполняют с комментированием первый, второй и
третий столбики задания 4 (с. 49 учебника, часть 1), последний столбик
выполняется детьми самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
– Как удобно было решать выражения последнего столбика?
V. Закрепление знания состава чисел второго десятка.
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устно выполняется задание 5 (с. 49 учебника, часть 1), в котором дети
представляют данные числа в виде суммы разрядных слагаемых, а затем в
парах или группах задание 6 (с. 49 учебника, часть 1), способствующее
закреплению учащимися знания состава чисел второго десятка.
VI. Работа над задачами.
По кратким записям в задании 3 (с. 49 учебника, часть 1) дети составляют
задачи, а затем решают их. Решение может быть выполнено как по действиям,
так и выражением.
Задача
2 (с. 49 учебника, часть 1) может быть решена детьми
самостоятельно, предварительно разбирается, как будет составлена краткая
запись.
Затем учащиеся выполняют краткую запись и решают задачу по действиям
с пояснением или выражением.
Самопроверка с доски или контрольного листа.
VII. Итог урока.
– Какие новые знания приобрели сегодня на уроке?
– Для чего это важно?
– Что помогало вам на протяжении всего урока?
– Оцените свою работу.