Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
28.05.2017
Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)
Урок по теме "Жанры инструментальной и вокальной музыки" проводится в 5-ом классе 1-ой четверти. Главная проблема урока «В чем родство и отличие вокальной и инструментальной музыки? Ознакомление детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» в вокальной и инструментальной музыке. Показ интонационных возможностей мелодии как главного выразительного средства в музыке. Раскрытие общности жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта.Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)
Жанры инструментальной и вокальной музыки..doc
Тема  урока: «Жанры инструментальной и вокальной музыки» Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через  общность жанров. Задачи:  образовательные:   познакомить детей  с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и в  инструментальной музыке;  показать интонационные возможности  мелодии как главного выразительного  средства в музыке;  раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова,  Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;  разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта;  научить различать жанры по характеру звучания.  развивающие:          развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа;  расширять музыкальный кругозор учащихся;  формировать исполнительские навыки.  воспитательные:  коррекционные:  воспитывать музыкальный вкус;  формировать позитивное отношение к классической музыке.  развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей   развивать в детях чувство прекрасного;  корригировать нежелательные психологические проявления и чувства  (тревожность, агрессивность, страх);  корригировать  особенности поведения с помощью слушания и исполнения   музыкальных произведений. Ожидаемый результат: 1. Владеть понятиями: «вокализ», «песни без слов», «баркарола в инструментальной  музыке. 2. Знать ФИО композиторов,  музыка  которых звучала на уроке. 3. Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп,  динамику, лад. 4. Уметь исполнять вокально­хоровые произведения. 5. 5.Уметь различать жанры по характеру звучания. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ Методы урока: объяснительно­иллюстративный. Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная. Возрастная категория: 5 класс УМК:   Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» ­ М. :Просвещение, 2012. Музыкальный материал:  «Вокализ» С.В.Рахманинова,  «Песня   венецианского   гондольера»  g­moll  Ф.Мендельсона   из   цикла   «Песни   без   слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.  Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр. Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока. Жанры инструментальной и вокальной музыки Учитель.  Ребята, наш сегодняшний урок мы откроем музыкой. Сейчас прозвучат   два   музыкальных   фрагмента.   Внимательно   вслушайтесь   и подумайте: что между ними общего и что их различает.  Слушание р.н.п. «Во поле береза стояла» и  фрагмент из финала 4 симфонии Чайковского Учитель:   прозвучало   два   музыкальных   фрагмента.   Какое   из   них   вам было   знакомо?   Помните   ли   вы   его   название?   (учащиеся   называют название песни).    Посовещайтесь в парах и подумайте, есть ли сходство и  что отличает эти два произведения?  Версии учащихся: Различие: разный характер, жанр. Сходство: одна и та же Песня  «Во поле береза стояла» Учитель:  Я   предлагаю   вам   назвать   тему   нашего   урока.   Как   мы   ее назовем?  Ученики:  инструментальная и вокальная музыка.   Подвести уч­ся к слову «Жанр». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. (Учитель предлагает ученикам разбиться на группы по 4 человека,   и каждая группа предлагает свой главный вопрос урока). Группы     вносят   свои   предложения,   и   после   корректировки   учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока):  «В чем родство и отличие вокальной и инструментальной музыки? Учитель:  Мы   с   вами   знаем,   что   композиторы   используют   разные средства   музыкальной   выразительности,   чтобы   передать   различные образы.  Одним   из   главных   выразительных   средств   в   музыке   является мелодия. ­ Как вы думаете, почему? Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём­то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками. 1 В   обычной   нашей   речи   свои   мысли   мы   передаём   словами,   они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько   звуков   образуют   мотив   –   маленькую   частицу   мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому   так   важно   внимательно   вслушиваться   в   музыкальную   речь. Понятно,   что   проще   понять   музыкальное   произведение,   когда   есть название или стихотворный текст, например в песне. ­ Что стало бы с песней без стихотворного текста? Песня превратилась бы в музыку, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. Но останется самое главное. Что?  (Мелодия) ­ А её можно будет пропеть без слов? (Да) ­ А сыграть на каком­нибудь инструменте? (Да)  Какой же жанр у нас получится?  (Песня без слов) Послушайте   фрагмент   музыкального   произведения   и   подумайте   над жанром. (Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова) ­ Что это за жанр? Придумайте своё название такому жанру. (Гласная песня, песня­буква…) ­ Такие песни назвали вокализами.  Вокализ – это произведение для голоса без слов с инструментальным  сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке  (обычно «а»). Автором   данного   вокализа   является   русский   композитор   Сергей Васильевич Рахманинов. Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова ­ это уже концертное произведение, вокальный шедевр. ­ Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? (Провести синквейн) ­ Нужны ли здесь слова?  (Нет) Рахманинов посвятил этот вокализ  певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы   своим   голосом   и   исполнением   сможете   выразить   всё   лучше   и значительно   больше,   чем   кто­нибудь   словами».     И   действительно,   как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».  Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов связанные с другим жанром.  2 Прежде чем послушать пример, выполним задание. Учитель: я раздала вам карточки. Разбейтесь на группы. Ознакомьтесь  с содержанием, придумайте свой вопрос и задайте его друг другу.  Победит та группа, которая задаст больше вопросов. Работаем быстро. Немецкий композитор XIX в. Феликс Мендельсон сочинил цикл  фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть  «Песни венецианских гондольеров» (лодочники и гребцы). Эти песни без  слов написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра  – Италия, город Венеция. Barka  в переводе с итальянского означает  лодка. Баркаролы сочиняли многие другие композиторы: Глинка,  Рахманинов, Чайковский, Шопен. В баркароле воспевается любовь к  природе, красота окружающего мира. Задание: 1.Кто сочинил цикл фортепианных пьес? 2.Назовите одну  из  пьес. 3.Кто такие Гондольеры? 4.ЧТО ТАКОЕ BARKA?   А   теперь   послушайте   одну   из   «Песен   венецианских   гондольеров»   и подумайте что это за жанр?   (Звучит   «Песня   венецианского   гондольера»   из   фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.) Это баркарола. ­ Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке? Верно. Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную мелодию. Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола». Послушайте   романс   и   подумайте,   почему   композитор   назвал произведение «Баркарола»? (Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта) Словно как лебедь по влаге  прозрачной, Тихо качаясь, плывет наш  челнок, О, как на сердце легко и  спокойно, Нет и следа в нем минувших  тревог (2 раза).  В небе заката лучи догорают, Розовым блеском осыпан челнок  (2 раза). Час незаметно за часом  проходит, ­Так почему романс назван «Баркаролой»? Дальше скользим мы по  зеркалу вод. О, как на сердце легко и  спокойно,  Нет в нем и тени минувших  забот (2 раза). О, неужели на крыльях  туманных Утро с собой их опять  принесет? О, неужели опять принесет?   О, неужели опять принесет! 3 ­ Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде? ­   Что   общего   между   «Песнями   без   слов»   Мендельсона   и   баркаролой Шуберта?   (Выразительная красивая мелодия, плеск воды, покачивание волн) Учитель: ­ О каких общих жанрах инструментальной и вокальной  музыки мы сегодня говорили? (Песни без слов, баркарола) ­ Что такое вокализ? ­ Что такое баркарола? ­ Что такое песни без слов? ­ С какими композиторами встретились сегодня на уроке? ­ Какое выразительное средство музыки объединяет эти жанры?  (Мелодия­душа музыки) Теперь   обратимся   к   главному   вопросу   нашего   урока:   что   общего   и различного в вокальной и инструментальной музыке?  (Яркие мелодии, использование одинаковых песен или мелодий в разных жанрах, чувства. Различие: музыка для голоса и для инструмента, разные характеры Рефлексия:­ Что для вас было: самое понятное… самое новое… самое интересное… самое полезное… самое бесполезное… самое затруднительное… Домашнее задание:  ­выяснить: Какие названия инструментальных песен без слов  заимствованы у песенных жанров? 4

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)

Конспект урока по музыке на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017