Организационная информация
Автор урока: Наумова Евгения Михайловна
Предмет: музыка
Класс: 1 (32 человека)
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: «Повсюду музыка слышна»
Автор учебника: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка» 5 класс
Тип урока: урок изучения новых знаний (3 урок в разделе "Музыка вокруг нас" из 16 уроков, запланированных на изучение данного раздела, базовая модель обучения, 33 ч. в год, 1 ч. в неделю).
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
В классе учатся 32 человек, из них 14 мальчиков и 18 девочек.
Как таковые, группы выражены слабо. Большинство учащихся объединены по своим группкам, в основном по интересам и по месту жительства, насчитывающим 2-3 человека. В классе преобладает спокойный, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет
В классе почти все хорошисты, отличников нет. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык.Однако, учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел.
Цели урока/ занятия/ мероприятия:
Дидактические: 1. сформировать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель)
Развивающие: 2. Развивать творческое мышление и способность к оценке своих действий
Воспитательные: 3. показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке.
Задачи урока/ занятия/ мероприятия:
· развивать музыкальные творческие способности, чувство ритма и музыкальный слух;
· закрепить понятия – звук, композитор, исполнитель, слушатель;
· прививать навыки эмоционального восприятия музыки и внимательного слушания;
· воспитывать интерес к музыкальным занятиям, к музыкальному творчеству
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:
Универсальные учебные действия формируемые на уроке:
Регулятивные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.
Познавательные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Планируемые результаты:
Предметные: Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
Личностные: Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.
Ролевая игра «Играем в композитора», (Импровизационное музицирование)
Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.
Выражение образного содержания музыкального произведения средствами других видов искусства: в рисунке, в театрализованных этюдах, в ритмопластических, танцевальных импровизациях, поэтическом слове.того, что он делает, и не рассуждает, почему он поступает так, а не иначе, - он действует формально
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Музыкальное приветствие «Я ты он она - вместе целая страна»
2 мин
-Начнем наше занятие с ритмической минутки – выполняем упражнение на развитие чувства ритма, памяти, включаемся в работу. Повторяем за мной и запоминаем.
Погружение в тему "Тематическое стихотворение"
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока
2 мин
Слайд-Шоу сопровождаемое стихами.
Послушай, как щебечут птицы
Послушай, как поет волна,
Как дождь в окно твое стучится,
Повсюду музыка слышна!
- Как вы думайте исходя из слов этого стихотворения о чем может пойти речь сегодня на уроке?
Сегодня на уроке речь пойдет о звуках, которые нас окружают, и тех, без кого бы мир звуков был бы бессмыслен. Тема нашего урока «Повсюду музыка слышна»
Определение ожиданий и опасений «7Я»
Создать благоприятную обстановку для изучения темы, направить детей к осознанию своей работы
5 мин
Исходя из темы урока выберите 1 фразу из красных строк и 1 фразу их зеленых строк и продолжить ее, в соответсвии с вашими ожиданиями и опасениями
Я хочу узнать …
Я хочу научиться
Я смогу ….
Я буду стараться ….
Я не уверен, что смогу ….
Я не хочу….
Я боюсь….
- В повседневной жизни нас окружает множество разных звуков. Что же такое звук?
Звук – это то, что слышат наши уши. На первом уроке вы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные Какие же звуки мы слышим вокруг себя? Одинаковые ли они?
- все звуки делятся на два вида: шумовые и музыкальные.Чем же отличаются эти звуки?
Фаза 2 «Работа над темой»
Инпут «Шумит, поет, играет»
Передача информации
10 минут
Вспомните игру «Шумит, поет, играет» шумит – хлопаем, поет – поем звук А, играет – топаем.
Слова для игры:
автомобиль, певец, самолет, рояль, соловей, ветер, гитара, хоровод, самовар, оркестр и др.
- Что такое музыка? Музыка – это искусство звуков, но не простых, а музыкальных .
- Что значит музыкальный звук?
- Музыкальные звуки – это звуки, которые можно напеть, наиграть на инструменте.
- К музыкальным звукам относятся: пение человека и игра на разных инструментах (фортепьяно, виолончель, гитара, аккордеон, гусли, колокола и т.д.), а шумы и голоса природы являются музыкальными?
Проработка темы «Импровизационное музицирование» «Загадки по теме К-И-С»
Проработка учебного материала
15 мин
Ребята, а сейчас вам предстоит выполнить несколько заданий: сначала индивидуально, затем в парах, а для Начать работу по теме я хочу со стихов Гаджикасимова.
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, ив шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей...
Она везде и вечно спутник мой.
- С кого начинается музыка? С того, кто её сочиняет. А кто сочиняет музыку?
Это композитор. Он сочиняет и записывает ноты.
- Но разве этого достаточно? Кто еще нужен чтоб получилось воспринять в полной мере сочиненную композитором музыку?
- Разгадайте загадки (Слайд 4).
Нужен музыке не только «сочинитель»,
Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)
Тот, кто песни не поет, а слушает,
Называется, ребята, ... (слушатель)
- Три звена одной цепочки, композитор-исполнитель-слушатель, одинаково важны!
Прослушивание: Звучит Вальс Ф. Шуберта
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Понравилась она вам, почему? Кем вы сейчас были?
- А можете ли вы быть исполнителями и композиторами.?
- Люди с давних лет любовались природой, поклонялись ее силам, придумывали различные песни-заклички.
- Давайте посмотрим примерные и попробуем сами придумать мелодию.
- посмотрите, какие инструменты приготовила для нас Муза. (барабарн, бубен, ложки, металлофон). Пробуйте придумать свои мелодии к песням закличкам.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Мультфильм «Гори, гори ясно..»
Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения, понаблюдать над жанрами русских народных песенок-потешек.
7 мин
Многие века бабушки, нянюшки складывали много песен потешек, пестушек. Давайте посмотрим мультфильм в котором много услышим подобных песенок-потешек. Потом вы расскажите, какие услышали, какие знали, а какие новые для вас. А Какие вам больше всего понравились?
Просмотр мультфильма «Гори гори ясно»
Рефлексия «Солнышки»
Самооценка деятельности учащихся на уроке
Время 4 минут
- На доске у меня ваше любимое солнышко, точнее их два, одно улыбается, а другое грустит. Но чего-то у них не хватает? Если вы пойдете с урока с хорошим настроением, и если вам урок понравился и все ваши ожидания были удовлетворены нарисуйте свой лучик улыбающемуся солнышку, если все наоборот, то грустному солнышку
Итог урока
- Где можно услышать музыку?
- Какие бывают звуки?
- Какой музыкальный инструмент есть у каждого человека?
- В роли кого вы сегодня были на уроке? (В роли слушателя, исполнителя и композитора)
- Какая у нас сегодня получалась музыка? Как же зарождается музыка? Легко ли быть композитором?
Домашнее задание
Дома я предлагаю вам найти и разучить свою песенку потешку или закличку, а на следующем уроке посмотрим, что у кого получилось. _____________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.