Конспект урока по музыке "Русские народные инструменты!" (2 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по музыке "Русские народные инструменты!" (2 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
2 кл
20.01.2017
Конспект урока по музыке "Русские народные инструменты!" (2 класс)
Данный урок является третьим в изучении темы «Музыкальные инструменты, певческие голоса». У обучающихся уже имеются определенные теоретические знания. Учебник Ригина Г.С. Музыка. Учебник для 2 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2013 г. На уроке используются текстовый документ, мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийная презентация , музыкальные инструменты: бубен, ложки, свистульки, музыкальный материал: фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, интернет – ресурсы;
Конспект урока на конкурс.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 Коркинская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

План - конспект урока музыки

2 класс

«Русские народные инструменты»

 

 

 

Составитель:

Булатова Надежда Ильинична

   учитель начальных классов

I квалификационная категория

 

 

 

 

с. Коркинское, 2015

 

Конспект  урока

 

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный – это значит важный, существенный для настоящего времени. И если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Современный урок – это урок, который творится учителем в соавторстве с детьми. Это не просто факт встречи ребёнка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребёнке.

Основой уроков музыки в классах, обучающихся в условиях введения ФГОС второго поколения, является взаимодействие учителя и учеников, а также взаимодействие самих учеников.

Процесс знакомства учащихся с русскими народными инструментами протекал в живой форме слухового и игрового общения с музыкой, дети включились в процесс исполнения, был организован «народный» оркестр с помощью несложного набора инструментов, игра на которых по силам практически каждому учащемуся.

         Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому позволили каждому ребенку раскрыться на этом уроке.

            Формы работы и виды музыкальной деятельности позволяли переключать внимание с одного задания на другое, быстро менять задания, придавали уроку динамичность.

 

 

Учитель:  Булатова Надежда Ильинична

Должность: учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МАОУ Коркинская СОШ

                                                        Свердловская обл., Туринский р-он, с.Коркинское

Класс: 2

УМК: «Планета Знаний»

Предмет: Музыка

Тема: «Русские народные инструменты»

Тип урока: комбинированный урок

Цель: Cформировать у учащихся осознанное представление о  русских   народных инструментов; вызвать интерес  общения  с музыкой,   исполняемой  на русских народных инструментах.   

Задачи урока:

1. Содействовать знакомству обучающихся с русскими народными инструментами, развитию интереса к музыкальному творчеству русского народа на примере звучания музыкальных инструментов, русских народных песен.

2. Содействовать развитию творческих способностей, фантазии.

3.Содействовать воспитанию уважения к народным традициям и культуре русского народа, любви к родному краю.

 

Планируемые результаты

Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к  музыкальным  традициям и истории родного края, формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки.

 

Коммуникативные УУД:  участие в ансамблевом  исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление)  расширение словарного запаса (названия музыкальных инструментов.), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

 

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание  музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

 

Познавательные УУД: формирование интереса к  музыкальным занятиям и  позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки,  о голосах и разнообразии мира народной музыки.

Формы работы учащихся

 

работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс.

 Ригина Г.С. Музыка. Учебник для 2 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2013 г.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

текстовый документ, мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийная презентация (см. приложение),

музыкальные инструменты: бубен, ложки,  свистульки,

музыкальный материал: фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, интернет – ресурсы;

Краткое описание работы с ресурсом ( на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое на усмотрение автора).

данный урок является  третьим  в изучении темы «Музыкальные инструменты, певческие голоса».

У обучающихся уже имеются определенные теоретические знания.

Список используемый литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылки на Интернет – источники.

1.     Васильев Ю.,  А. Широков «Рассказы о русских народных инструментах»Москва «Советский композитор»1986

2.     Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие.- М.,2007.

3.     Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки.-  М.,1996.

4.     Программы общеобразовательных учреждений.-  М.,2007.

5.     Программы образовательных учреждений «Музыка»  2-8 классы. Авт.кол. подруководством Д.Б.Кабалевского.-  М., 2006.

 

 

 

http://www.radost-moscow.ru/?page=narodnye

http://ru.wikipedia.

http://rodnaya-tropinka.ru/russkie-narodny-e-muzy-kal-ny-e-instrumenty-detyam-o-russkih-traditsiyah/ картинки русских народных инструментов

http://ethnodrums.ru/blogi/2011-0ты4-27-19-49-47.html  русские национальные инструменты

http://900igr.net/zip/muzyka/Russkie-narodnye-instrumenty.html презентация

http://music-education.ru/krossvord-na-temu-russkie-narodnye-muzykalnye-instrumenty/ кросворд

http://velesovskazes.ucoz.ru/news/volynka_video/2014-12-18-580 русские народные инструменты+ видео

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект урока музыки 2 класс

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Ι. Организационный – мотивационный  момент.

 Музыкальное  приветствие.

– «Здравствуйте, ребята!»

 

 

 

 

 

 

ΙΙ. Актуализация знаний.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок.

Мы с вами совершим путешествие в

 волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения.

Вслушайся: весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт,

Мир её волшебен!

Как вы думаете, что это за страна? Правильно! Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты. Как мы её назовём?

на доску вывешивается плакат:

Инструментальная
 

 


.

Учащиеся получают эмоциональный

настрой на восприятие.

 

  поют распевку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальная

 

 

 

 

 

 

В ней живут музыкальные инструменты, значит, она называется «Инструментальная»

 

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к музыке.

 

Личностные: интерес к учебному материалу.

 

Коммуникативные: выражать свои чувства.

 

 

 

 

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, быть терпимыми к другим мнениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙΙ. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности.

1.     Работа в группах.

- Но что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем, правильно сложив буквы, которые находятся в конвертах у вас на столах.

 

 

 

 2. Проверка групповой работы.

 ( на доске, на плакате, вывешиваются таблички)

русские
народные инструменты
 

 

 

 

 


Обучающиеся работают в группах. Работа с карточками. Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с буквами.

1-я группа: РУССКИЕ;

 2-я группа: НАРОДНЫЕ;

3-я группа: ИНСТРУМЕНТЫ.

(Дети складывают из букв слова)

(Приложение 1)

 

Дети выходят группами к доске.

 1-я группа с карточками - РУССКИЕ,

 2-я группа – НАРОДНЫЕ,

3-я группа – ИНСТРУМЕНТЫ

 

 

Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

 

Коммуникативные УУД: умеют контролировать действия партнера.

 

ΙV. Постановка цели урока.

- Ребята, давайте прочитаем, какие же инструменты живут в этой музыкальной стране.

 

- Молодцы! Значит, какая же цель нашего путешествия?

- Правильно! Мы познакомимся с русскими народными инструментами, с их звучанием,

 а также с музыкальным творчеством русского народа.                                                 

Слайд 1.

- А теперь прочитайте тему нашего урока, вы ее составили на плакате.

1. Сегодня на уроке мы сформируем представление о русских народных инструментах.

2. Посмотрим презентацию об этих инструментах.

3. Будем распеваться и петь.

4. Вы обратили внимание, что у вас на партах лежат различные задания под номерами, в течение урока мы их будем выполнять.

 

 

Дети читают

 

 

 

- Познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами, их звучанием

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Предметные: понятия о музыкальных инструментах.

 

V. Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач.

- Скажите, ребята, а что такое русское народное творчество?

- Что относят к фольклору?

 А как любил русский народ исполнять песни? (Без аккомпанемента, т.е. акапелла)

-Да. Русский народ очень любил исполнять песни акапелла, но не меньше он любил исполнять их под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал. Ребята, а какие русские народные инструменты вы знаете? (Гусли, свирель, флейта)

- Молодцы! Ну что ж, тогда пора отправляться нам в путь, чтобы продолжить знакомство с другими музыкальными инструментами русского народа

- Сейчас мы с вами послушаем небольшой музыкальный фрагмент.

Звучит р. н. п. «Из–под дуба»

(исполняет оркестр русских народных инструментов)

Слайд  2.

- Кто из вас может назвать музыкальное произведение?

- Кто автор этой песни?

- Какие музыкальные инструменты исполняют это произведение?

Работа с  инвариативной частью учебника.

Работа по учебнику, с рисунком

- Рассмотрите в учебнике рисунок на с.35. Расскажите, что изображено на рисунке.

-Выберите инструмент,  на котором вы сыграли бы эту песню.

- Мы друг друга узнаём по окраске голоса, по тембру, музыкальные инструменты мы также определяем по тембру.

 

VΙ .Физминутка.

Слайд 3.

Знакомство с инструментами продолжиться, а я вам предлагаю провести физминутку

потанцевать под р. н.п. «Из–под дуба»              (небольшой фрагмент)

 сделать упражнение на дыхание

массаж «Дождь – дождь»

 

 

 

- Это фольклор

 

- Сказки, поговорки, пословицы, частушки, танцы и песни

 

 

 

 

 

 

Учащиеся вспоминают правила слушания (в тишине, молча, внимательно)

 

 

 

 

 

Баян, балалайка и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение упражнений для снятия усталости и напряжения

 

Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Познавательные УУД: общеучебные – извлекают из  необходимую  информацию.

Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

 

 

 

 

 

 

 

Предметные: умение работать с русским народным  оркестром.

 

Предметные: анализ музыкальных произведений, сравнивание их, определение средств музыкальной выразительности.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: умеют работать коллективно.

Познавательные УУД: общеучебные – ориентируются в учебнике.

Коммуникативные: выражать свои чувства во время игры на музыкальных инструментах

 

 

 

 

Регулятивные УУД: осуществляют  пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Коммуникативные УУД: способствуют снятию эмоционального и статического физического  напряжения.

Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

VΙΙ. Включение нового знания в систему знаний и повторения.

1.Просмотр презентации «Русские народные инструменты»

В древней Руси музыка звучала и на боярских, и на княжеских пирах, и на народных гуляньях. Главными музыкантами в те далёкие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах. На каких инструментах играли скоморохи? (Трещётки, бубны, ложки, рожки, гусли, балалайки, домры).

Отгадайте загадки:

У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё  плясать
И по-русски приседать.

Слайд  4 - 5

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка

Слайд 6 - 7

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент

Слайд 8 - 9

«То толстеет, то худеет, на весь дом голосит». Что это?

Слайд  10

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.

Слайд  11

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху
 

Слайд 12 - 13

 

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок

Слайд  14 - 15

 

- Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских это балалайка и баян. 

- Какие еще русские народные музыкальные инструменты вы  можете назвать? С ними вы познакомитесь на следующем уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют музыкальные инструменты

 

 

Балалайка

 

 

 

 

Домра

 

 

 

 

Гусли

 

Гармонь

 

 

 

 

 

Гармошка

 

 

 

 

Свирель

 

 

 

 

 

 

Рожок

Познавательные УУД: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных  заданий с помощью рисунков, схем.

Для решения учебной задачи используют рисунки, схемы, стихотворение.

Личностные УУД: умеют выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме на уровне предложения; умеют работать коллективно.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: принимать участие в работе группами.

 

 

VΙΙΙ.  Первичное закрепление.

1.Работа с карточками.

Ребята, я вам раздаю карточки, где написаны названия музыкальных инструментов. Незнайка перепутал в них все слоги! Давайте исправим эти ошибки.

Приложение 2

2.Игра «Отдохнем»   

Слайд 16

-Посмотрите на экран. На картинках изображены инструменты,  но одна  картинка – лишняя. Подумайте, какая?

- Верно. Почему он лишний?

- Правильно.  

 

Работа с карточками. Обучающиеся соединяют стрелочками слоги и озвучивают получившиеся музыкальные произведения

 

Коммуникативные: выражать свои чувства во время игры на музыкальных инструментах

Регулятивные: приобретение способа действий по достижению целей.

Коммуникативные: принимать участие в работе группами.

 

ΙХ. Самостоятельная работа.

 

- У каждого из  вас на столах лежит музыкальный домик, давайте  заселим  его инструментами.

На карточках изображены различные музыкальные инструменты.

Приложение 3.

 

- После того как вы сделаете это задание, поменяйтесь с соседом и проверьте правильно ли каждый выполнил.

- Оцените работу своего соседа.

Подведение итогов задания.

 

Слушают задание.

Из данных инструментов ребята вырезают русские народные  и поселяют их в дом.

Приступают к выполнению.

Обучающиеся  вырезают и заселяют домик, который находится на доске

 

 

Обучающиеся дают оценку работе.

 

Личностные: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Х.  Итог урока

Итак, друзья, в какую страну мы сегодня совершили путешествие?

Что нового мы узнали в путешествии?

А с какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?

Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось?

ХΙ. Рефлексия (на доске прикреплены два рисунка: «Улыбающееся личико» и «Грустное личико»)

Ребята, какое настроение сопровождало вас в путешествии: радостное или грустное?

Напишите свои имена на том рисунке, который соответствует вашему настроению.

 

 

 

 

Русские народные инструменты

 

 

 

 

Личностные УУД:  умение формировать собственное мнение; сохранение учебной задачи;

 

Регулятивные УУД: оценивают результаты своей деятельности; умение  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

ХΙΙ. Домашнее задание.

- Домашнее задание по желанию.

Нарисуйте любой русский народный инструмент, который вам больше всего понравился. Составьте о нем небольшой рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Р

У

С

С

К

И

Е

 

Н

А

Р

О

Д

Н

Ы

Е

И

Н

С

Т

Р

У

М

Е

Н

Т

Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

БА

ЛА

ЛАЙ

КА

ГАР

МОШ

КА

 

ГУС

ЛИ

 

 

БА

ЯН

РО

 

 

ЖОК

 

 

СВИ

РЕЛЬ

 

 

ВАР

ГАН

 

 

 

 

 

Приложение 3

buben1 treshchotki trechotka_bogor lojki_instr1b_107330варган

s45007_1 svirel1  дух нар инстр 62049 vl_rozhok11 баян

080515_071055_702 домра балалайка garmoshka


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Конспект урока Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач

Конспект урока Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач

Тема: «Русские народные инструменты»

Тема: «Русские народные инструменты»

Формы работы учащихся работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа

Формы работы учащихся работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа

Список используемый литературы

Список используемый литературы

План – конспект урока музыки 2 класс

План – конспект урока музыки 2 класс

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие

Молодцы! Значит, какая же цель нашего путешествия? -

Молодцы! Значит, какая же цель нашего путешествия? -

Ребята, а какие русские народные инструменты вы знаете? (

Ребята, а какие русские народные инструменты вы знаете? (

VΙ .Физминутка. Слайд 3.

VΙ .Физминутка. Слайд 3.

У неё есть три струны , Их рукой щипать должны,

У неё есть три струны , Их рукой щипать должны,

Слайд 12 - 13 Мы собрали хоровод

Слайд 12 - 13 Мы собрали хоровод

Х. Самостоятельная работа. -

Х. Самостоятельная работа. -

Х. Итог урока Итак, друзья, в какую страну мы сегодня совершили путешествие?

Х. Итог урока Итак, друзья, в какую страну мы сегодня совершили путешествие?

Приложение 1. Р

Приложение 1. Р

И Н С Т

И Н С Т

Приложение 2. БА

Приложение 2. БА

БА ЯН РО

БА ЯН РО

Приложение 3

Приложение 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017