Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коркинская средняя общеобразовательная школа
План - конспект урока музыки
2 класс
«Русские народные инструменты»
Составитель:
Булатова Надежда Ильинична
учитель начальных классов
I квалификационная категория
с. Коркинское, 2015
Конспект урока
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный – это значит важный, существенный для настоящего времени. И если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Современный урок – это урок, который творится учителем в соавторстве с детьми. Это не просто факт встречи ребёнка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребёнке.
Основой уроков музыки в классах, обучающихся в условиях введения ФГОС второго поколения, является взаимодействие учителя и учеников, а также взаимодействие самих учеников.
Процесс знакомства учащихся с русскими народными инструментами протекал в живой форме слухового и игрового общения с музыкой, дети включились в процесс исполнения, был организован «народный» оркестр с помощью несложного набора инструментов, игра на которых по силам практически каждому учащемуся.
Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому позволили каждому ребенку раскрыться на этом уроке.
Формы работы и виды музыкальной деятельности позволяли переключать внимание с одного задания на другое, быстро менять задания, придавали уроку динамичность.
Учитель: Булатова Надежда Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МАОУ Коркинская СОШ
Свердловская обл., Туринский р-он, с.Коркинское
Класс: 2
УМК: «Планета Знаний»
Предмет: Музыка
Тема: «Русские народные инструменты»
Тип урока: комбинированный урок
Цель: Cформировать у учащихся осознанное представление о русских народных инструментов; вызвать интерес общения с музыкой, исполняемой на русских народных инструментах.
Задачи урока:
1. Содействовать знакомству обучающихся с русскими народными инструментами, развитию интереса к музыкальному творчеству русского народа на примере звучания музыкальных инструментов, русских народных песен.
2. Содействовать развитию творческих способностей, фантазии.
3.Содействовать воспитанию уважения к народным традициям и культуре русского народа, любви к родному краю.
Планируемые результаты
Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки.
Коммуникативные УУД: участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса (названия музыкальных инструментов.), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.
Формы работы учащихся
|
работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс. |
Ригина Г.С. Музыка. Учебник для 2 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2013 г. |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) |
текстовый документ, мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийная презентация (см. приложение), музыкальные инструменты: бубен, ложки, свистульки, музыкальный материал: фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, интернет – ресурсы; |
Краткое описание работы с ресурсом ( на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое на усмотрение автора). |
данный урок является третьим в изучении темы «Музыкальные инструменты, певческие голоса». У обучающихся уже имеются определенные теоретические знания. |
Список используемый литературы.
Ссылки на Интернет – источники. |
1. Васильев Ю., А. Широков «Рассказы о русских народных инструментах»Москва «Советский композитор»1986 2. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие.- М.,2007. 3. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки.- М.,1996. 4. Программы общеобразовательных учреждений.- М.,2007. 5. Программы образовательных учреждений «Музыка» 2-8 классы. Авт.кол. подруководством Д.Б.Кабалевского.- М., 2006.
http://www.radost-moscow.ru/?page=narodnye http://ru.wikipedia. http://rodnaya-tropinka.ru/russkie-narodny-e-muzy-kal-ny-e-instrumenty-detyam-o-russkih-traditsiyah/ картинки русских народных инструментов http://ethnodrums.ru/blogi/2011-0ты4-27-19-49-47.html русские национальные инструменты http://900igr.net/zip/muzyka/Russkie-narodnye-instrumenty.html презентация http://music-education.ru/krossvord-na-temu-russkie-narodnye-muzykalnye-instrumenty/ кросворд http://velesovskazes.ucoz.ru/news/volynka_video/2014-12-18-580 русские народные инструменты+ видео
|
План – конспект урока музыки 2 класс
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||
Ι. Организационный – мотивационный момент. Музыкальное приветствие. – «Здравствуйте, ребята!»
ΙΙ. Актуализация знаний. - Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения. Вслушайся: весь мир поёт – Шорох, свист и щебет. Музыка во всём живёт, Мир её волшебен! Как вы думаете, что это за страна? Правильно! Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты. Как мы её назовём? на доску вывешивается плакат:
. |
Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.
поют распевку.
Музыкальная
В ней живут музыкальные инструменты, значит, она называется «Инструментальная»
|
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к музыке.
Личностные: интерес к учебному материалу.
Коммуникативные: выражать свои чувства.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, быть терпимыми к другим мнениям.
|
||||||||||||||||||
ΙΙΙ. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности. 1. Работа в группах. - Но что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем, правильно сложив буквы, которые находятся в конвертах у вас на столах.
2. Проверка групповой работы. ( на доске, на плакате, вывешиваются таблички)
|
Обучающиеся работают в группах. Работа с карточками. Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с буквами. 1-я группа: РУССКИЕ; 2-я группа: НАРОДНЫЕ; 3-я группа: ИНСТРУМЕНТЫ. (Дети складывают из букв слова) (Приложение 1)
Дети выходят группами к доске. 1-я группа с карточками - РУССКИЕ, 2-я группа – НАРОДНЫЕ, 3-я группа – ИНСТРУМЕНТЫ
|
Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
Коммуникативные УУД: умеют контролировать действия партнера.
|
||||||||||||||||||
ΙV. Постановка цели урока. - Ребята, давайте прочитаем, какие же инструменты живут в этой музыкальной стране.
- Молодцы! Значит, какая же цель нашего путешествия? - Правильно! Мы познакомимся с русскими народными инструментами, с их звучанием, а также с музыкальным творчеством русского народа. Слайд 1. - А теперь прочитайте тему нашего урока, вы ее составили на плакате. 1. Сегодня на уроке мы сформируем представление о русских народных инструментах. 2. Посмотрим презентацию об этих инструментах. 3. Будем распеваться и петь. 4. Вы обратили внимание, что у вас на партах лежат различные задания под номерами, в течение урока мы их будем выполнять. |
- Дети читают
- Познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами, их звучанием
|
Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Предметные: понятия о музыкальных инструментах.
|
||||||||||||||||||
V. Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач. - Скажите, ребята, а что такое русское народное творчество? - Что относят к фольклору? А как любил русский народ исполнять песни? (Без аккомпанемента, т.е. акапелла) -Да. Русский народ очень любил исполнять песни акапелла, но не меньше он любил исполнять их под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал. Ребята, а какие русские народные инструменты вы знаете? (Гусли, свирель, флейта) - Молодцы! Ну что ж, тогда пора отправляться нам в путь, чтобы продолжить знакомство с другими музыкальными инструментами русского народа - Сейчас мы с вами послушаем небольшой музыкальный фрагмент. Звучит р. н. п. «Из–под дуба» (исполняет оркестр русских народных инструментов) Слайд 2. - Кто из вас может назвать музыкальное произведение? - Кто автор этой песни? - Какие музыкальные инструменты исполняют это произведение? Работа с инвариативной частью учебника. Работа по учебнику, с рисунком - Рассмотрите в учебнике рисунок на с.35. Расскажите, что изображено на рисунке. -Выберите инструмент, на котором вы сыграли бы эту песню. - Мы друг друга узнаём по окраске голоса, по тембру, музыкальные инструменты мы также определяем по тембру.
VΙ .Физминутка. Слайд 3. Знакомство с инструментами продолжиться, а я вам предлагаю провести физминутку потанцевать под р. н.п. «Из–под дуба» (небольшой фрагмент) сделать упражнение на дыхание массаж «Дождь – дождь» |
- Это фольклор
- Сказки, поговорки, пословицы, частушки, танцы и песни
Учащиеся вспоминают правила слушания (в тишине, молча, внимательно)
Баян, балалайка и др.
Выполнение упражнений для снятия усталости и напряжения |
Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Познавательные УУД: общеучебные – извлекают из необходимую информацию. Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Предметные: умение работать с русским народным оркестром.
Предметные: анализ музыкальных произведений, сравнивание их, определение средств музыкальной выразительности.
Коммуникативные УУД: умеют работать коллективно. Познавательные УУД: общеучебные – ориентируются в учебнике. Коммуникативные: выражать свои чувства во время игры на музыкальных инструментах
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Коммуникативные УУД: способствуют снятию эмоционального и статического физического напряжения. Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
||||||||||||||||||
VΙΙ. Включение нового знания в систему знаний и повторения. 1.Просмотр презентации «Русские народные инструменты» В древней Руси музыка звучала и на боярских, и на княжеских пирах, и на народных гуляньях. Главными музыкантами в те далёкие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах. На каких инструментах играли скоморохи? (Трещётки, бубны, ложки, рожки, гусли, балалайки, домры). Отгадайте загадки: У
неё есть три струны , Слайд 4 - 5 Играет,
а не гитара. Слайд 6 - 7 На
чём в гостях, вдали от дома, Слайд 8 - 9 «То толстеет, то худеет, на весь дом голосит». Что это? Слайд 10 У
нее вся душа нараспашку, Слайд 11 А
на ней пастух играет Слайд 12 - 13
Мы
собрали хоровод. Слайд 14 - 15
- Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских это балалайка и баян. - Какие еще русские народные музыкальные инструменты вы можете назвать? С ними вы познакомитесь на следующем уроке. |
Учащиеся называют музыкальные инструменты
Балалайка
Домра
Гусли
Гармонь
Гармошка
Свирель
Рожок |
Познавательные УУД: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью рисунков, схем. Для решения учебной задачи используют рисунки, схемы, стихотворение. Личностные УУД: умеют выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме на уровне предложения; умеют работать коллективно.
Коммуникативные: принимать участие в работе группами.
|
||||||||||||||||||
VΙΙΙ. Первичное закрепление. 1.Работа с карточками. Ребята, я вам раздаю карточки, где написаны названия музыкальных инструментов. Незнайка перепутал в них все слоги! Давайте исправим эти ошибки. Приложение 2 2.Игра «Отдохнем» Слайд 16 -Посмотрите на экран. На картинках изображены инструменты, но одна картинка – лишняя. Подумайте, какая? - Верно. Почему он лишний? - Правильно. |
Работа с карточками. Обучающиеся соединяют стрелочками слоги и озвучивают получившиеся музыкальные произведения |
Коммуникативные: выражать свои чувства во время игры на музыкальных инструментах Регулятивные: приобретение способа действий по достижению целей. Коммуникативные: принимать участие в работе группами.
|
||||||||||||||||||
ΙХ. Самостоятельная работа.
- У каждого из вас на столах лежит музыкальный домик, давайте заселим его инструментами. На карточках изображены различные музыкальные инструменты. Приложение 3.
- После того как вы сделаете это задание, поменяйтесь с соседом и проверьте правильно ли каждый выполнил. - Оцените работу своего соседа. Подведение итогов задания. |
Слушают задание. Из данных инструментов ребята вырезают русские народные и поселяют их в дом. Приступают к выполнению. Обучающиеся вырезают и заселяют домик, который находится на доске
Обучающиеся дают оценку работе. |
Личностные: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. |
||||||||||||||||||
Х. Итог урока Итак, друзья, в какую страну мы сегодня совершили путешествие? Что нового мы узнали в путешествии? А с какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось? ХΙ. Рефлексия (на доске прикреплены два рисунка: «Улыбающееся личико» и «Грустное личико») Ребята, какое настроение сопровождало вас в путешествии: радостное или грустное? Напишите свои имена на том рисунке, который соответствует вашему настроению. |
Русские народные инструменты
|
Личностные УУД: умение формировать собственное мнение; сохранение учебной задачи;
Регулятивные УУД: оценивают результаты своей деятельности; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
||||||||||||||||||
ХΙΙ. Домашнее задание. - Домашнее задание по желанию. Нарисуйте любой русский народный инструмент, который вам больше всего понравился. Составьте о нем небольшой рассказ |
Приложение 1.
Р |
У |
С |
С |
К |
И |
Е |
|
Н |
А |
Р |
О |
Д |
Н |
Ы |
Е |
И |
Н |
С |
Т |
Р |
У |
М |
Е |
Н |
Т |
Ы |
|
Приложение 2.
БА |
ЛА |
ЛАЙ |
КА |
ГАР |
МОШ |
КА |
|
ГУС |
ЛИ |
|
|
БА |
ЯН |
РО |
|
|
ЖОК |
|
|
СВИ |
РЕЛЬ |
|
|
ВАР |
ГАН |
|
|
Приложение 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.