Конспект урока по музыке в 1 классе "И Муза вечная со мной!"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи урока: - вызвать интерес к уроку музыки, познакомить с Музой – символом искусства; - познакомить детей с разнообразием видов деятельности на уроках музыки; - увлечь музыкой, развивать интерес и любовь к музыке; - вызвать музыкально-эстетический отклик на музыкальные произведения; - развивать способность размышлять о музыке; - развивать вокальные навыки, музыкально- эстетический вкус; - способствовать становлению позитивного отношения к искусству.
Иконка файла материала муза.docx
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ «И МУЗА ВЕЧНАЯ СО МНОЙ!» по программе Е. Критской Разработка урока: И.В. Мокшанова, учитель I квалификационной категории З а д а ч а:   Вызвать интерес к уроку музыки, познакомить с Музой – символом искусства. Э л е м е н т   с о д е р ж а н и я.   Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – покровительница искусств. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками   чудесный   мир   звуков,   которыми   наполнено   все   вокруг.   Композитор   – исполнитель – слушатель. Дети   знакомятся   с   Музой.   Для   первоклассников   Муза   —   волшебница,   добрая   фея, раскрывающая перед ними чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   П. Чайковский. Па­де­де из балета «Щелкунчик»; Булат Окуджава «Музыкант». Пение: И. Якушенко «Пестрая песенка»; Д. Кабалевский «Песня о школе» I. ОРГМОМЕНТ Вход в класс под музыку песни Кабалевского. Музыкальное приветствие. УЧИТЕЛЬ. Музыка, ребята, у нас с вами будет звучать с самого первого момента каждого урока: и входить в класс, и выходить из него вы будете под музыку. Далее   учитель   обращает   внимание   детей   на   оформление   кабинета   музыки   (портреты композиторов, ноты, книги о музыке и музыкантах, музыкальный инструмент, технические средства обучения). УЧИТЕЛЬ.   На   наших   с   вами   уроках   вы   будете   слушать   музыку,   размышлять   о   её содержании, самостоятельно сочинять несложные мелодии, петь, будете обучаться игре на музыкальных   инструментах,   разучивать   движения   и   увлекательные   игры   под   музыку, узнавать много нового и интересного о музыкальном искусстве.  ­ Скажите, пожалуйста, где в жизни звучит музыка? ­ Как музыка влияет на мысли и чувства людей? II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА УЧИТЕЛЬ.  Сегодня, ребята,  я познакомлю  вас  с  Музой  –  волшебницей,  доброй  феей, которая раскроет перед вами чудесный мир звуков, заполняющими всё вокруг. Подумайте, какое слово напоминает слово «Муза»? ДЕТИ. Музыка. ­ Верно, слова «Муза» и «музыка» являются родственными. Почему?­ Правильно, эти слова имеют один  и тот же корень – «муз­» (записывает на доске). Итак, к нам на урок пришла Муза. Она поведёт нас в в чудесный мир музыки и поможет раскрыть её тайны. (Учитель читает стихи К. Бальмонта): Так как в мире я не знаю Ничего нежнее фей, Ныне Фею выбираю Музою моей. Чтобы   научиться   слушать   и   понимать   музыку,   нужно   стать   настоящими   слушателями. Музыка всегда «возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка. Сели спокойно, прямо, слушаем «тишину». III. РАБОТА ПО ТЕМЕ ­ Послушайте музыку. Как она звучит? Звучит «ПА­ДЕ­ДЕ» ИЗ БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК» П. Чайковского. ВОПРОСЫ: ­ Какое настроение возникло после звучания этой музыки, какие чувства вы испытали? ­ Какими словами можно ее охарактеризовать? ­  Торжественная,   возвышенная,   светлая,   яркая,   насыщенная,   запоминающаяся, праздничная. ­   Музыку   сочиняют   для   нас   композиторы.   Музыку,   которую   вы   только   что   слышали, написал   великий   русский   композитор   19   века   Петр   Ильич   Чайковский  (портрет   на слайде). ­ А сейчас я проверю, какими вы были слушателями. ВОПРОСЫ: ­   Скажите,   кто   исполнял   (играл)   музыку   Чайковского?   Один   исполнитель   или   много исполнителей? ­   Верно,   много   голосов   различных   инструментов   сливались   в   прекрасное,   стройное звучание. ­ Как называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах? ­ Оркестр. ­ Да, это играл оркестр. А может быть, кто­то из вас знает, как называют того человека, который руководит оркестром музыкантов? ­ Это дирижёр. Учитель предлагает детям представить себя дирижерами оркестра (ведь каждый из них хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором) и   откликнуться   на   музыку   с   помощью   выразительных   дирижерских   жестов   (свободное дирижирование вне схемы) – ПОВТОРНОЕ   ПРОСЛУШИВАНИЕ,   ИГРА   В   ДИРИЖЁРА  (дети   дирижируют   со своих мест).  УЧИТЕЛЬ. Ребята, как вы думаете, на композитора надо учиться? На исполнителя? А на слушателя?Учитель   в   беседе   подчеркивает   новый   «социальный   статус»   детей   ­   они   стали школьниками: ­ Вам сейчас предоставляется возможность побывать в роли исполнителей и исполнить хором популярную детскую песню «Улыбка».  Исполнение ПЕСНИ «УЛЫБКА» (муз. Шаинского). ­ Кто из вас обратил внимание, под какую песню вы входили сегодня в класс? О чём она? ­ Это «Песня о школе» композитора Кабалевского. РАЗУЧИВАНИЕ «ПЕСНИ О ШКОЛЕ» (муз. Д.Б. Кабалевского). Работа над вокально­хоровыми навыками: напевность звучания, одновременное начало и   окончание   песни,   мягкое   естественное   звучание   голосов,   вслушивание   в   пение одноклассников, пропевание гласных, отчетливое произношение согласных. УЧИТЕЛЬ. Ребята, мы часто говорим: «Прислушайся», «Послушай». Как же понимать эти слова? Попробуйте дома разученную сегодня «Песню о школе» или какую­нибудь хорошо знакомую песню пропеть про себя. При этом закройте свои глаза — это очень помогает сосредоточиться – и вы сможете услышать музыку мысленно, внутри себя, с помощью «внутреннего слуха». Этот «внутренний слух» есть у каждого, и развить его в себе — значит, научиться слышать музыку вокруг и исполнять её. IV. РАССКАЗ­ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ «МУЗЫ – ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЫ ИСКУССТВ» В   мифах   и   легендах   Древней   Греции   рассказывается   о   9   Музах   ­   богинях, покровительницах поэзии, искусства и наук, — 9 дочерях бога Зевса и богини Мнемозины (слайд). Музы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь, надежду. Зевс — владыка Олимпа, главный древнегреческий бог. Мнемозина (греч. «память») — мать девяти муз, каждая из которых имеет влияние на определенную область творчества. Эрато покровительствует любовной поэзии, ее атрибут — лира. Эвтерпа — покровительница лирической поэзии. Она изображается с флейтой. Каллиопа (греч. «имеющая прекрасный голос») — муза эпоса и знания — изображается с дощечкой и резцом. Свиток и палочка для письма — атрибуты музы истории Клио — «дарующей славу» тем, кого она заносит в свой свиток. Терпсихора («любящая танцы») — муза танцев и хорового пения, в ее руке лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах). Мельпомена («поющая») — муза трагедии, Талия — муза комедии. Атрибут первой — трагическая маска, второй — комическая. Полигимния («богатая гимнами»), муза греческой поэзии, изображается со свитком в руке. Урания покровительствует астрономии, ее атрибуты — небесный свод и циркуль. Любимым   местом   пребывания   муз   считались   горы   Геликон   и   Парнас.   Как   богини пения, музы находились под предводительством Аполлона, в греческой мифологии — бога солнца, мудрости, покровителя музыки, пения, поэзии, бога­воителя, бога предсказаний (рассматриваем Аполлона на здании Большого театра): скульптурная группа (квадрига) —четыре  вздыбленных   коня  в   колеснице  Аполлона,   отлитая  из  красной   меди   по  модели скульптора П. К. Клодта, украшает здание Государственного академического Большого театра России. В росписи потолка зрительного зала — изображение Аполлона с золотой кифарой в окружении девяти муз. V. ОБОБЩЕНИЕ Выход из класса под музыку «Песни о школе» Кабалевского.

Посмотрите также