конспект урока по обществознанию 8 класс на тему:"Мораль" учитель на уроке должен сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.• воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям; сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
мораль.docx
Урок обществознания в 8 классе.
Тема урока: Мораль
Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой
норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических
категориях морали.
Задачи.
Образовательные:
познакомить учащихся с понятием «мораль»;
дать представление об основных категориях морали: «добре» и
«зле».
Развивающие:
развивать умения анализировать различные ситуации с позиций
норм морали, проводить анализ сходных явлений;
развивать умение работать с документами, сравнивать различные
точки зрения по проблеме.
Воспитательные:
людям;
воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим
сформировать понимание ценности собственных жизненных целей
и задач при уважении целей и задач других людей.
1
2
Мораль, нравственность.
Добро и зло.
План урока.
Эпиграф урока:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет
делать зло»
В.О.Ключевский.
I.
Проверка домашнего задания.
1 ученик работает у доски задание на соотношение терминов и сфер
общественной жизни;
2 ученик выполняет задание на Смартдоске, составляя анаграмму «Фазы
социализации личности» (проверка на прочность знаний)
68 учащихся выполняют тест «Духовная сфера общества»
Работа с классом:
Какую сферу общественной жизни мы изучали на прошлом уроке? (Сфера
духовной жизни) Какие еще сферы общественной жизни знаете?
Что отличает духовную сферу от других сфер общества?
Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?
( сообщение учащегося)
Актуализация знаний и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду и
объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение, картина
(воображение относится к внутренней культуре, а что еще …?)
Презентация
Слайды 1 2
Прав ли Иммануил Кант (17241804) – нем. Философ, внесший значительный
вклад в разработку проблем нравственности.
Может быть ктото догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
II .Объявление темы и целей урока.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»
Слайды 34.
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что
такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?
Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его
основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия
«мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро
философы в разные времена.
(В тетради записать тему и план урока)
III
. Знакомство с новым материалом.
1.«Корзина идей».
Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль».
Какие ассоциации у вас возникли?
Вывод:
Мораль правила поведения человека в обществе, не закрепленные в
законах.
Мораль и право
Вопросы для сравнения Право
Кто вырабатывает
Мораль
Общество
Государство Где закреплено?
Каковы последствия
нарушения?
Выполнение
Что регулирует?
В законах государства
Наступает юрид.
ответственность
Обязательно
служат для регулирования и оценки поступков человека.
Нет письменного закрепления
Общественное осуждение, критика,
“угрызение” совести
Не обязательно
Слайды 56
Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила,
регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к
окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и
несправедливости (запись в тетради)
Стр. 3738 с опорой на текст учебника – объясните понятие.
Каково происхождение морали?
Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского
юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения
существовали задолго до появления самого термина «мораль».
Опираясь на текст учебника, докажите это.
(стр. 3839 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)
Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое
правило», которое гласит:
Не делай другому того, чего себе не желаешь.
Слайды 710
2.Мораль, нравственность.
Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и
«нравственность» можно поставить знак =, а ктото утверждает, что это не
одно и то же.
А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.
Слайды 1114
Мораль
Нравственность
правила поведения
(как надо поступать)
практические поступки людей
У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали? Основное противоречие морали между знанием и поступком, человек знает
моральные нормы, но склонен поступать зло
3.Стимулы нравственного поведения.
Слайды 1516.
Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное
поведение людей? Выберите вариант ответа:
Боязнь общественного осуждения
Совесть, чувство долга
Одобрение окружающих
Желание делать, как все
Боязнь наказания
Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей
совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными
категориями морали являются добро и зло.
Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали
нравственные поступки людей? (Нет)
Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не
менее, регулируют жизнедеятельность людей.
. Добро и зло.
IV
Слайд 16
1.Прием «мозговой штурм».
Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.
А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова..
2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.
Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории
человечества. Не утихают споры и в наше время.
Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос:
Что вкладывается в понятие добра и зла
Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара
получает по «лучику», на котором нужно написать качество доброго
человека, свойство доброты).
Слайды 1720
V .Закрепление изученного материала.
1.Притча «Ведро яблок»
Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.
Почему в сказках добро всегда побеждает зло? Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают
дурной поступок? Ответить на этот вопрос нам поможет притча «Ведро
яблок».
В чем смысл этой притчи?
3.Портрет доброго человека.
В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?
Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.
(Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна
написать качества доброго человека, прикрепить к доске)
Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из
нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам
человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему
выбрать.
4. Домашнее задание
Слайд 21
Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения
параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен
будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока).
Д/З на выбор:
подобрать материалы из средств массовой информации или
художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло)
или
написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когданибудь делать
выбор между добром и злом?»
VI
.Подведение итогов. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?
Какие выводы вы для себя сделали?
Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на
поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что
окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой
ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:
(хором)
Не делай другому того, чего себе не желаешь!
Притча о мудром Мастере.
Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.
Давнодавно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на
который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий
луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями.
Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время
сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:
Все в твоих руках.
Конспект урока по обществознанию 8 класс
Конспект урока по обществознанию 8 класс
Конспект урока по обществознанию 8 класс
Конспект урока по обществознанию 8 класс
Конспект урока по обществознанию 8 класс
Конспект урока по обществознанию 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.