Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)
Оценка 4.9

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
06.05.2018
Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)
Конспект урока обществознания рассчитан на учащихся 9 классов. На уроке ребята знакомятся с понятием семьи, семейными отношениями, семейным законодательством, ролью семьи в жизни каждого человека, функциями семьи, семейными ролями, условиями заключения брака, семейными традициями, воспитывается преемственность поколений и уважительное отношение к семье
Конспект урока обществознанияпо в 9 классе по теме Семейные правоотношения.docx
урока по обществознанию Конспект 9 класс Тема  «Семейные правоотношения» Тип урока: комбинированный с элементами практической работы Технологии: развитие критического мышления Цели урока: Цель   урока:  сформировать   представление   учащихся   о   значении   семьи   в   жизни человека и семейном  законодательстве. Задачи урока формирование   представления   о   социальной   ценности   семьи,   важности законодательного регулирования семейных отношений. воспитательные:  • образовательные: • • развивающие: • • • знакомство с семейным законодательством; формирование базовых знаний в области семейных правоотношений; формирование коммуникативных способностей, внимания, логического мышления; формирование навыков обобщения и анализа; приобщение   к   самостоятельной   деятельности   и   работе   в   группе   и   работе   с документами. Методы   и   приёмы   обучения:   словесный,   частично­поисковый,   практический,   групповая работа.  Оборудование:  выдержки  из Семейного кодекса РФ, конституция РФ,  карточки с заданиями, мультимедийный проектор. Планируемые результаты: Учащиеся   узнают,   что:  основные   аспекты   семейной   жизни   регулируются   законом   и Семейным   кодексом   РФ;   семья   находится   под   защитой   государства,   так   же   как   и материнство, отцовство и детство. Учащиеся научатся: объяснять понятия семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные   права   и   обязанности   супругов,   брачный   договор,   порядок  расторжения брака. Учащиеся получат возможность   научиться:  аргументировать свои ответы;  осуществлять поиск   нужной   информации,   систематизировать     её   и   выделять   главное;  высказывать собственную точку зрения. Основные понятия и термины: Семья, брак, фиктивный брак, гражданский брак, церковный браки, брачный договор, Семейный кодекс РФ. Основные источники информации: 1. Базовый учебник Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев « Обществознание» 9 класс, Москва, «Просвещение», 2015 г. Ход урока Эпиграф: «Жениться ­ это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». А.Шопенгауэр. (проецируется на экран) I. Организационный момент Здравствуйте,   ребята.   Сегодня   на   уроке   мы   рассмотрим   очень   важную   для   каждого человека тему «Семейные правоотношения». На  протяжении   своей   жизни  человек   входит  в  состав   множества   самых   разнообразных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Эпиграфом к нашему   уроку   послужит   высказывание   Артура   Шопенгауэра   «Жениться   это   значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». В конце урока вам предстоит дать ответ, как вы понимаете это высказывание и согласны ли вы с ним. Какие бы вопросы вы поставили перед собой, чтобы разобраться с заданной темой? II. Изучение нового материала. План урока. 1. Юридические понятия семьи и брака. 2. Условия и порядок заключения брака 3. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов. 4. Брачный договор.  1.  Юридические понятия семьи и брака. 1.1 Учитель:     ­         Давайте     вспомним,   почему   семью   называют   особой     малой   группой,   ячейкой общества?      ­    Почему семья является важной в жизни каждого человека? (ответы учеников)          ­     Какие важнейшие потребности людей она удовлетворяет? Перечислите функции семьи. (ответы учеников)      ­   Может ли существовать семья без брака, а брак, без семьи? (ответы учеников) Обобщаем выводы учащихся, даем определение семьи, проецируем на экран.    обязанностями, вытекающими, прежде всего из официально оформленного брака.  Учитель:  ­ Что объединяет членов семьи? Что дает  человеку семья? Что дает государству семья? Государство защищает семью с помощью закона. Основная роль в регулировании семейных отношений принадлежит праву. В Конституции РФ говорится, что семья, материнство и детство   находятся   под   защитой   государства.   Важнейшим   документом,   который регулирует семейные взаимоотношения супругов, детей и родителей является Семейный кодекс РФ. В нем установлены правила вступления в брак, его расторжения, указаны права и обязанности членов семьи, которые носят как личный, так и имущественный характер.  В   юридическом   смысле   семья   –   это   союз   лиц,   соединенных   правами   и     ­     Понятие брак проецируется на экран. Брак ­ это добровольный, равноправный союз женщины   и   мужчины,  зарегистрированный   в   органах   ЗАГСа,  заключаемый   для создания семьи  и порождающий взаимные права и обязанности супругов. 1.2 Индивидуальная работа с текстом учебника (виды брака). Стр. 154­155 Учитель: ­Вопрос: О каких браках вы знаете? Чем они различаются? Ответы: гражданский брак, фиктивный брак, церковный брак. Гражданский ­это официальный, законный брак.  Фиктивный брак­брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений. Такой брак признаётся недействительным. Церковный брак­это венчание в церкви. Различие в том, что только гражданский брак, т.е. государственная регистрация порождает юридические права и обязанности супругов.     Учитель: Как   вы   думаете,   какие   юридические   документы   регулируют   семейные ­ отношения? (Обсуждение детей) Ответы проецируются на экран: ­Конституция РФ ­Гражданский кодекс РФ ­Уголовный кодекс РФ ­Жилищный кодекс РФ ­Семейный кодекс РФ и другие правовые акты. II. Условия и порядок заключения брака. Работа в парах.  Работа с главой 3 Семейного кодекса «Условия и порядок заключения брака».   Задание для группы 1.   1. Каков порядок заключения брака? Задание для группы 2.   2. Каковы условия вступления в брак? Задание для группы 3.   3. Каковы обстоятельства препятствующие браку? После обсуждения информация проецируются на экран:      Приложение №2        Приложение №3        Приложение №1    условия заключения брака  ­ взаимное добровольное согласие, достижение брачного возраста, отсутствие других браков, отсутствие близкого родства, дееспособность;   обстоятельства,   препятствующих   заключению   брака   ­     не   должны   состоять   в   не   должны   быть   близкими   родственниками, зарегистрированном   браке,   недееспособность, признанная  по суду.  порядок вступления в брак   ­ подача заявления в ЗАГС, обязательное присутствие жениха   и   невесты,   подписи   в   книге   актов   гражданского   состояния,   отметка   в паспорте, выдача свидетельства о браке (на русском и другом языках).         11 законами субъектов Учитель: ­ Почему брачный возраст в России устанавливается  с 18 лет? Свой ответ аргументируйте. ­Субъекты   РФ   могут   самостоятельно   решать   вопрос   о   возможности   заключать   брак лицами моложе 18 лет. В настоящий момент возможность вступления в брак до 16 лет предусмотрена РФ: в Ростовской, Московской, Вологодской, Владимирской, Самарской, Калужской областях разрешается снижать брачный возраст до 14 лет, Тверской, Мурманской и Рязанской — до 15   лет, Новгородской, Орловской,   а   также Башкортостане —   без   ограничений,   связи   с исключительными обстоятельствами. III. Сущность и особенности семейных правоотношений.  Работа с документом  Семейный кодекс РФ. 1. Учитель: ­ Снова обратимся к Семейного Кодекса РФ (статьи 31­37).     1) В чем сущность и каковы особенности семейных правоотношений?       Семейные правоотношения – это урегулированные нормами отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и других оснований. Задание для группы 1      Что такое личные права и обязанности супругов? ст.31 и 32 СК РФ Задание для группы 2  Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества? ст.33 ­35 СК РФ.    Задание для группы 3 Какие права и обязанности имеют супруги в отношении   личного имущества?  ст.36 ­37 СК РФ. Учащиеся делают вывод: брак – ответственное событие в жизни людей, порождающее новые права и обязанности. IV. Брачный договор. Учитель: ­   Как   можно   защитить   интересы   и   законные   права   супругов,   вступающих   или   уже вступивших в брак?   Учащимся предлагается изучить статьи 41­42 СК (приложение 5) и ответить на вопросы: Вопросы:  1. Где заключается брачный договор? 2. В какой период времени можно заключить брачный договор? 3. Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован? 4. Каково содержание брачного договора? 5. Чего нельзя писать в брачном договоре? Разбившись на пары, составить брачный контракт. V. Рефлексия:  Учитель: ­ Итак, мы с вами познакомились с правовым регулированием семейно­брачных отношений. Для закрепления я предлагаю вам решить несколько задач  1. ЗАГС: на прием приходят юноша и девушка в возрасте 17 лет и просят расписать их. Работник ЗАГСа отказывает. Молодые люди идут на прием к юристу, который объясняет, что исключения из данной нормы нет. Какую норму использовал работник ЗАГС? 2.   Татьяна   составила   с   Олегом   брачный   контракт,   согласно   которому   все   имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за   ней после развода. Однако через 2 года   совместной   жизни   супруги   развелись,   и   Олег   потребовал,   чтобы   недвижимое имущество   было   разделено   поровну.   Он   ссылался   на   нормы   СК   РФ.   Как   разрешить конфликт? Учитель: ­Заканчивая высказыванию философа А.Шопенгауэра эпиграфу   нашего   урока:   «Жениться   это   значит   наполовину  уменьшить   свои   права   и   вдвое   увеличить   свои   обязанности».   Как   вы   понимаете   это высказывания, опираясь на знания, полученные на уроке?  ­Сегодня мы сумели ответить на поставленные вопросы ? Справились с заданиями? Что ещё надо разобрать? ­Вопросы,   касающиеся   порядка   расторжения   брака,   правового   регулирования   прав   и обязанностей родителей и детей, а также воспитания детей, оставшихся без попечения родителей мы рассмотрим на следующем уроке. обратимся наш   урок,     раз к       еще   Домашнее задание: параграф 18. Приложение 1.  Семейный кодекс     Статья 10. Заключение брака. 1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. 2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации  заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. Статья 11. Порядок заключения брака. 1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по  истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского  состояния. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту  государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до  истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной  угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления. 2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. 3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть  обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них). Приложение 2.  Семейный кодекс     Статья 12. Условия заключения брака. 1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и  женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14  настоящего Кодекса. Статья 13. Брачный возраст. 1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. 2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту  жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить  вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом  особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет,  могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации. Приложение 3.  Семейный кодекс     Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии  (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными  (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом  недееспособным вследствие психического расстройства. Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак. 1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по  медико­генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства  бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак. 2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и  могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия  лица, прошедшего обследование. 3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической  болезни или ВИЧ­инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (статьи 27 Приложение   4.   Статья   36   Семейного   кодекса   Российской   Федерации "Имущество каждого из супругов" 1.   Имущество,   принадлежавшее   каждому   из   супругов   до   вступления   в   брак,   а   также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или   по   иным   безвозмездным   сделкам   (имущество   каждого   из   супругов),   является   его собственностью.  2.   Вещи   индивидуального   пользования   (одежда,   обувь   и   другие),   за   исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих   средств   супругов,   признаются   собственностью   того   супруга,   который   ими пользовался.  3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата.     "Заключение брачного договора" Приложение 5. Семейный кодекс РФ Статья 41 Семейного кодекса РФ   1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.  2.   Брачный   договор   заключается   в   письменной   форме   и   подлежит   нотариальному удостоверению. Статья 42 Семейного кодекса Российской Федерации   1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Брачный договор может   быть   заключен   как   в   отношении   имеющегося,   так   и   в   отношении   будущего имущества супругов.  Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию,   способы   участия   в   доходах   друг   друга,   порядок   несения   каждым   из   них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов     "Содержание брачного договора" имущественных     отношений   предусматривать   положения, в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся супругов.  3.   Брачный   договор   не   может   ограничивать   правоспособность   или   дееспособность супругов,   их   право   на   обращение   в   суд   за   защитой   своих   прав;   регулировать   личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей;   ограничивающие   право   етрудоспособного нуждающегося   супруга   на   получение   содержания;   содержать   другие   условия,   которые ставят   одного   из   супругов   в   крайне   неблагоприятное   положение   или   противоречат основным началам семейного законодательства. Статья 43 Семейного кодекса Российской Федерации   договора" 1. Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается.      "Изменение и расторжение брачного

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)

Конспект урока по обществознанию на тему " Семейные правоотношения"( 9 класс, обществознание)
Скачать файл