Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок завершает изучение главы 2 «Экономика». Его содержание тесно связано с пройденными ранее темами «Товар и деньги», «Рынок», «Роль государства в экономике». Вопросы, изучаемые в рамках данного занятия, работают на все последующие уроки обществознания, частично истории, входят в задания ОГЭ.
Иконка файла материала Конспект урока по теме Безработица.doc
Конспект урока по  обществознанию.   ТЕМА:  «Безработица». Задачи урока:    Образовательные: познакомить учащихся с проблемами безработицы; выявить, какие люди  классифицируются как безработные, показать отличие между понятиями «безработный» и  «неработающий»; проанализировать социально­экономические последствия безработицы.   Развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, работать со статистическими  данными;   Воспитательные: воспитывать интерес к экономическим явлениям, происходящим в нашем районе; в городе, в стране. Оборудование: компьютер; проектор; карточки с задачами для проверки домашнего задания; раздаточный материал «Сведения о количестве безработных на территории  Краснооктябрьского района за 2017год, за 2018год». Трудовой Кодекс РФ Понятия: безработица,   трудоспособное   и   нетрудоспособное   население,   рабочая   сила (экономически активное население), добровольно незанятые, занятые, безработные, уровень безработицы. I. Организационный момент Ход урока: II. Актуализация опорных знаний учащихся Работа с классом ­ Итак, мы изучаем тему «Рынок ». Кто является главными действующими лицами на рынке труда? ­ Перед вами 10 качеств, которыми должен обладать работник ( на экране слова): 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. честность, надежность, квалификация, коммуникабельность, лидерство, исполнительность, деловитость, внешние данные, уровень образования, аккуратность Расположите их по степени важности для каждого из вас. Работу выполните в тетрадях,  записывая только номера. Проверка выполненного задания ­ Чем руководствовались при расстановке качеств по порядку? Скорее всего, вы составили рейтинг предпочтений работников, которых бы вы взяли на работу в свою фирму. ­ Почему ответы такие разные? Учитель делает вывод: действительно, все мы разные, у каждого из нас субъективное  мнение относительно характера и поведения людей. ­ Всё же, как добиться, чтобы человек, которого вы только что представляли , работал  хорошо? Ваши предложения.Учащиеся читают сообщение, подготовленное к уроку дома на тему «Как добиться,  чтобы человек работал хорошо». Учитель и дети, анализируя их, оценивают  выступающих. ­ Зачем и кому нужно, чтобы человек трудился на совесть, с высокой производительностью и качеством? ­ К сожалению, в жизни бывают непредсказуемые вещи: он и честный, и надежный, и  исполнительный, а работы для него нет. Почему? И для многих таких, как он нет… Итак,  разговор на уроке у нас сегодня пойдет о … Безработице. (слайд №1 – тема урока).     и нетрудоспособное. Не все люди могут участвовать в  III. Объяснение нового материала ­ В начале года мы с вами говорили о том, что экономика как наука делится на два  больших раздела. Каких? ­ Безработица – это микро­ или макро­ экономическая проблема? Почему? Чтобы ответить на все поставленные вопросы, необходимо прежде всего рассмотреть структуру населения  страны. ­ Все население страны делится на две большие  группы: трудоспособное производстве товаров и услуг. По ст. 53 Трудового Кодекса РФ заключать трудовой  договор допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, следовательно, статистика к  трудоспособному населению относит лиц 16 лет и старше, до достижения ими пенсионного возраста. Кто­нибудь из вас работал летом или работает сейчас? ­ Если ребенок получил основное общее образование, либо оставил ОУ, договор может  быть заключен с 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) – с 14 лет. Соответственно, кого отнесём к нетрудоспособному населению? Безработица —  социально­экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в  производстве товаров и услуг. Рабочая сила — это состав занятых и безработных Трудоспособное население — часть населения, которая по возрасту и по состоянию  здоровья способны работать. Безработные — лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют  работы, но ведут её активный поиск. Фрикционная Структурная Институциональная Циклическая Сезонная Среди видов безработицы можно выделить следующие:      ­Среди трудоспособных выделяют экономически активную часть населения (рабочую  силу). (Пишут определение в тетрадь). ­ Но, к сожалению, не все люди, которые могут и хотели бы работать, трудятся на  государственной службе, в частных фирмах или заняты своим частным бизнесом. Какая­то  часть работы не имеет, поэтому следует различать группы: занятые   и безработные.   ­Необходимо разобраться, кто такие занятые, а кто такие безработные. Как вы считаете,  кто такие занятые? ­ Согласно ст. 2 закона РФ «О занятости населения в РФ» это: (слайд №2):     работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени,  включая сезонные, временные работы; отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т.д.; самостоятельно обеспечивающие себя работой, в т.ч. предприниматели; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел; обучающиеся в образовательных школах, профессионально­технических училищах,  высших и средних специальных учебных заведениях. Учитель делает вывод. Занятые – та часть экономически активного населения страны,  которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной  службе или учится. ­Кто же такие безработные? Обратитесь к учебнику. ­Оказывается, согласно Российскому законодательству, человек признается безработным,  если (слайд №3): не имеет работы и заработка; зарегистрированы в Службе занятости в  целях поиска подходящей работы; готовы приступить к работе в любой момент. Учитель делает вывод, дети записывают определение: Безработные – люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут ее найти по той или иной причине. ­Куда обращаются жители нашего города и района? Полное наименование: государственное учреждение «Центр занятости населения  Краснооктябрьского района».  Основная функциональная обязанность Центра занятости – содействие в трудоустройстве  граждан, материальная поддержка, реализация соц. программ. ­Любой ли человек может быть отнесен к категории безработных? Продолжим работу по  исследованию структуры населения страны. Существуют, правильно вы  сказали, добровольно незанятые, которые не включаются в состав рабочей силы. Они  потенциально имеют возможность работать, но не работают и не ищут работу. К ним  относят пенсионеров, но трудоспособного возраста, домохозяек, людей, отчаявшихся  найти работу и прекративших ее поиски, лиц, отбывающих срок наказания в тюрьмах или  находящихся в спец.лечебницах. ­Что такое безработица. Обратимся к учебнику. (Учащиеся высказывают свое мнение).  Учитель обобщает ответы детей: безработица – это наличие в экономике определенного  числа безработных. (Ученики пишут определение в тетрадь).  Учитель читает отрывок из сказки. «Пришел в одну деревню – никто не нанимает, в  другую пришел – и там работники не нужны. Пошел Иванушка дальше. Шел­шел и пришел  в дальнее село. Ходит от избы к избе, спрашивает: ­ Не нужен ли кому работник? Вышел из одной избы мужик и говорит: ­ Не наймешься ли овец пасти? ­ Наймусь, дело нехитрое… Задание детям: отгадать, из какой сказки отрывок. («Пастушья дудочка», русская народная сказка).Назовите какие еще сказки вы знаете по теме? ­Почему и в те далекие времена и теперь эта проблема волнует всех нас? Чем же  порождается её острота? Учащиеся работают с учебником. Задание: перечислите социально­экономические последствия безработицы.Проверка задания. Учитель обобщает ответы детей: недопроизводство благ; снижается  жизненный уровень семьи; человек теряет квалификацию; это всегда психологическая  травма; рост преступности; снижается спрос на товары и услуги на внутреннем рынке. Учителем сообщается информация о размере пособия по безработице. IV. Закрепление полученных знаний Ребята, что такое безработица? Как с ней бороться? Последствия безработицы? и.т.д. V. Домашнее задание Подготовить проект по теме: «Безработица как макроэкономическая проблема». VI. Подведение итога урока     Мы сегодня с вами затронули очень важную проблему на уроке. Вернемся к двум  большим разделам экономики: макро­ и микро­ . Теперь, я уверена, что  вы сможете дать  ответ на вопрос: «Безработица – это макро­ или микро­ экономическая проблема».  Почему?     И в заключение – мне очень хочется, чтобы проблема безработицы в будущем не  коснулась вас, чтобы у всех у вас всегда была бы любимая работа. Чтобы вы на работу,  ходили  с удовольствием.