Урок завершает изучение главы 2 «Экономика». Его содержание тесно связано с пройденными ранее темами «Товар и деньги», «Рынок», «Роль государства в экономике». Вопросы, изучаемые в рамках данного занятия, работают на все последующие уроки обществознания, частично истории, входят в задания ОГЭ.
Конспект урока по обществознанию.
ТЕМА: «Безработица».
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с проблемами безработицы; выявить, какие люди
классифицируются как безработные, показать отличие между понятиями «безработный» и
«неработающий»; проанализировать социальноэкономические последствия безработицы.
Развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, работать со статистическими
данными;
Воспитательные: воспитывать интерес к экономическим явлениям, происходящим в нашем
районе; в городе, в стране.
Оборудование: компьютер; проектор; карточки с задачами для проверки домашнего задания;
раздаточный материал «Сведения о количестве безработных на территории
Краснооктябрьского района за 2017год, за 2018год». Трудовой Кодекс РФ
Понятия: безработица, трудоспособное и нетрудоспособное население, рабочая сила
(экономически активное население), добровольно незанятые, занятые, безработные, уровень
безработицы.
I. Организационный момент
Ход урока:
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Работа с классом
Итак, мы изучаем тему «Рынок ». Кто является главными действующими лицами на рынке
труда?
Перед вами 10 качеств, которыми должен обладать работник ( на экране слова):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
честность,
надежность,
квалификация,
коммуникабельность,
лидерство,
исполнительность,
деловитость,
внешние данные,
уровень образования,
аккуратность
Расположите их по степени важности для каждого из вас. Работу выполните в тетрадях,
записывая только номера.
Проверка выполненного задания
Чем руководствовались при расстановке качеств по порядку? Скорее всего, вы составили
рейтинг предпочтений работников, которых бы вы взяли на работу в свою фирму.
Почему ответы такие разные?
Учитель делает вывод: действительно, все мы разные, у каждого из нас субъективное
мнение относительно характера и поведения людей.
Всё же, как добиться, чтобы человек, которого вы только что представляли , работал
хорошо? Ваши предложения.Учащиеся читают сообщение, подготовленное к уроку дома на тему «Как добиться,
чтобы человек работал хорошо». Учитель и дети, анализируя их, оценивают
выступающих.
Зачем и кому нужно, чтобы человек трудился на совесть, с высокой производительностью
и качеством?
К сожалению, в жизни бывают непредсказуемые вещи: он и честный, и надежный, и
исполнительный, а работы для него нет. Почему? И для многих таких, как он нет… Итак,
разговор на уроке у нас сегодня пойдет о … Безработице. (слайд №1 – тема урока).
и нетрудоспособное. Не все люди могут участвовать в
III. Объяснение нового материала
В начале года мы с вами говорили о том, что экономика как наука делится на два
больших раздела. Каких?
Безработица – это микро или макро экономическая проблема? Почему? Чтобы ответить
на все поставленные вопросы, необходимо прежде всего рассмотреть структуру населения
страны.
Все население страны делится на две большие
группы: трудоспособное
производстве товаров и услуг. По ст. 53 Трудового Кодекса РФ заключать трудовой
договор допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, следовательно, статистика к
трудоспособному населению относит лиц 16 лет и старше, до достижения ими пенсионного
возраста. Ктонибудь из вас работал летом или работает сейчас?
Если ребенок получил основное общее образование, либо оставил ОУ, договор может
быть заключен с 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) – с 14 лет.
Соответственно, кого отнесём к нетрудоспособному населению? Безработица —
социальноэкономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в
производстве товаров и услуг.
Рабочая сила — это состав занятых и безработных
Трудоспособное население — часть населения, которая по возрасту и по состоянию
здоровья способны работать.
Безработные — лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют
работы, но ведут её активный поиск.
Фрикционная
Структурная
Институциональная
Циклическая
Сезонная
Среди видов безработицы можно выделить следующие:
Среди трудоспособных выделяют экономически активную часть населения (рабочую
силу). (Пишут определение в тетрадь).
Но, к сожалению, не все люди, которые могут и хотели бы работать, трудятся на
государственной службе, в частных фирмах или заняты своим частным бизнесом. Какаято
часть работы не имеет, поэтому следует различать группы: занятые
и безработные.
Необходимо разобраться, кто такие занятые, а кто такие безработные. Как вы считаете,
кто такие занятые?
Согласно ст. 2 закона РФ «О занятости населения в РФ» это: (слайд №2):
работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени,
включая сезонные, временные работы;
отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т.д.;
самостоятельно обеспечивающие себя работой, в т.ч. предприниматели;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу
в органах внутренних дел;
обучающиеся в образовательных школах, профессиональнотехнических училищах,
высших и средних специальных учебных заведениях.
Учитель делает вывод. Занятые – та часть экономически активного населения страны,
которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной
службе или учится.
Кто же такие безработные? Обратитесь к учебнику.
Оказывается, согласно Российскому законодательству, человек признается безработным,
если (слайд №3): не имеет работы и заработка; зарегистрированы в Службе занятости в
целях поиска подходящей работы; готовы приступить к работе в любой момент.
Учитель делает вывод, дети записывают определение:
Безработные – люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут ее найти по той
или иной причине.
Куда обращаются жители нашего города и района?
Полное наименование: государственное учреждение «Центр занятости населения
Краснооктябрьского района».
Основная функциональная обязанность Центра занятости – содействие в трудоустройстве
граждан, материальная поддержка, реализация соц. программ.
Любой ли человек может быть отнесен к категории безработных? Продолжим работу по
исследованию структуры населения страны. Существуют, правильно вы
сказали, добровольно незанятые, которые не включаются в состав рабочей силы. Они
потенциально имеют возможность работать, но не работают и не ищут работу. К ним
относят пенсионеров, но трудоспособного возраста, домохозяек, людей, отчаявшихся
найти работу и прекративших ее поиски, лиц, отбывающих срок наказания в тюрьмах или
находящихся в спец.лечебницах.
Что такое безработица. Обратимся к учебнику. (Учащиеся высказывают свое мнение).
Учитель обобщает ответы детей: безработица – это наличие в экономике определенного
числа безработных. (Ученики пишут определение в тетрадь).
Учитель читает отрывок из сказки. «Пришел в одну деревню – никто не нанимает, в
другую пришел – и там работники не нужны. Пошел Иванушка дальше. Шелшел и пришел
в дальнее село. Ходит от избы к избе, спрашивает:
Не нужен ли кому работник? Вышел из одной избы мужик и говорит:
Не наймешься ли овец пасти?
Наймусь, дело нехитрое…
Задание детям: отгадать, из какой сказки отрывок. («Пастушья дудочка», русская народная
сказка).Назовите какие еще сказки вы знаете по теме?
Почему и в те далекие времена и теперь эта проблема волнует всех нас? Чем же
порождается её острота?
Учащиеся работают с учебником. Задание: перечислите социальноэкономические
последствия безработицы.Проверка задания. Учитель обобщает ответы детей: недопроизводство благ; снижается
жизненный уровень семьи; человек теряет квалификацию; это всегда психологическая
травма; рост преступности; снижается спрос на товары и услуги на внутреннем рынке.
Учителем сообщается информация о размере пособия по безработице.
IV. Закрепление полученных знаний
Ребята, что такое безработица? Как с ней бороться? Последствия безработицы? и.т.д.
V. Домашнее задание
Подготовить проект по теме: «Безработица как макроэкономическая проблема».
VI. Подведение итога урока
Мы сегодня с вами затронули очень важную проблему на уроке. Вернемся к двум
большим разделам экономики: макро и микро . Теперь, я уверена, что вы сможете дать
ответ на вопрос: «Безработица – это макро или микро экономическая проблема».
Почему?
И в заключение – мне очень хочется, чтобы проблема безработицы в будущем не
коснулась вас, чтобы у всех у вас всегда была бы любимая работа. Чтобы вы на работу,
ходили с удовольствием.