Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"
Оценка 5

Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
обществознание
8 кл—9 кл
18.03.2019
Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"
Урок завершает изучение главы 2 «Экономика». Его содержание тесно связано с пройденными ранее темами «Товар и деньги», «Рынок», «Роль государства в экономике». Вопросы, изучаемые в рамках данного занятия, работают на все последующие уроки обществознания, частично истории, входят в задания ОГЭ.
Конспект урока по теме Безработица.doc
Конспект урока по  обществознанию.   ТЕМА:  «Безработица». Задачи урока:    Образовательные: познакомить учащихся с проблемами безработицы; выявить, какие люди  классифицируются как безработные, показать отличие между понятиями «безработный» и  «неработающий»; проанализировать социально­экономические последствия безработицы.   Развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, работать со статистическими  данными;   Воспитательные: воспитывать интерес к экономическим явлениям, происходящим в нашем районе; в городе, в стране. Оборудование: компьютер; проектор; карточки с задачами для проверки домашнего задания; раздаточный материал «Сведения о количестве безработных на территории  Краснооктябрьского района за 2017год, за 2018год». Трудовой Кодекс РФ Понятия: безработица,   трудоспособное   и   нетрудоспособное   население,   рабочая   сила (экономически активное население), добровольно незанятые, занятые, безработные, уровень безработицы. I. Организационный момент Ход урока: II. Актуализация опорных знаний учащихся Работа с классом ­ Итак, мы изучаем тему «Рынок ». Кто является главными действующими лицами на рынке труда? ­ Перед вами 10 качеств, которыми должен обладать работник ( на экране слова): 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. честность, надежность, квалификация, коммуникабельность, лидерство, исполнительность, деловитость, внешние данные, уровень образования, аккуратность Расположите их по степени важности для каждого из вас. Работу выполните в тетрадях,  записывая только номера. Проверка выполненного задания ­ Чем руководствовались при расстановке качеств по порядку? Скорее всего, вы составили рейтинг предпочтений работников, которых бы вы взяли на работу в свою фирму. ­ Почему ответы такие разные? Учитель делает вывод: действительно, все мы разные, у каждого из нас субъективное  мнение относительно характера и поведения людей. ­ Всё же, как добиться, чтобы человек, которого вы только что представляли , работал  хорошо? Ваши предложения. Учащиеся читают сообщение, подготовленное к уроку дома на тему «Как добиться,  чтобы человек работал хорошо». Учитель и дети, анализируя их, оценивают  выступающих. ­ Зачем и кому нужно, чтобы человек трудился на совесть, с высокой производительностью и качеством? ­ К сожалению, в жизни бывают непредсказуемые вещи: он и честный, и надежный, и  исполнительный, а работы для него нет. Почему? И для многих таких, как он нет… Итак,  разговор на уроке у нас сегодня пойдет о … Безработице. (слайд №1 – тема урока).     и нетрудоспособное. Не все люди могут участвовать в  III. Объяснение нового материала ­ В начале года мы с вами говорили о том, что экономика как наука делится на два  больших раздела. Каких? ­ Безработица – это микро­ или макро­ экономическая проблема? Почему? Чтобы ответить на все поставленные вопросы, необходимо прежде всего рассмотреть структуру населения  страны. ­ Все население страны делится на две большие  группы: трудоспособное производстве товаров и услуг. По ст. 53 Трудового Кодекса РФ заключать трудовой  договор допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, следовательно, статистика к  трудоспособному населению относит лиц 16 лет и старше, до достижения ими пенсионного возраста. Кто­нибудь из вас работал летом или работает сейчас? ­ Если ребенок получил основное общее образование, либо оставил ОУ, договор может  быть заключен с 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) – с 14 лет. Соответственно, кого отнесём к нетрудоспособному населению? Безработица —  социально­экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в  производстве товаров и услуг. Рабочая сила — это состав занятых и безработных Трудоспособное население — часть населения, которая по возрасту и по состоянию  здоровья способны работать. Безработные — лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют  работы, но ведут её активный поиск. Фрикционная Структурная Институциональная Циклическая Сезонная Среди видов безработицы можно выделить следующие:      ­Среди трудоспособных выделяют экономически активную часть населения (рабочую  силу). (Пишут определение в тетрадь). ­ Но, к сожалению, не все люди, которые могут и хотели бы работать, трудятся на  государственной службе, в частных фирмах или заняты своим частным бизнесом. Какая­то  часть работы не имеет, поэтому следует различать группы: занятые   и безработные.   ­Необходимо разобраться, кто такие занятые, а кто такие безработные. Как вы считаете,  кто такие занятые? ­ Согласно ст. 2 закона РФ «О занятости населения в РФ» это: (слайд №2):      работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени,  включая сезонные, временные работы; отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т.д.; самостоятельно обеспечивающие себя работой, в т.ч. предприниматели; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел; обучающиеся в образовательных школах, профессионально­технических училищах,  высших и средних специальных учебных заведениях. Учитель делает вывод. Занятые – та часть экономически активного населения страны,  которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной  службе или учится. ­Кто же такие безработные? Обратитесь к учебнику. ­Оказывается, согласно Российскому законодательству, человек признается безработным,  если (слайд №3): не имеет работы и заработка; зарегистрированы в Службе занятости в  целях поиска подходящей работы; готовы приступить к работе в любой момент. Учитель делает вывод, дети записывают определение: Безработные – люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут ее найти по той или иной причине. ­Куда обращаются жители нашего города и района? Полное наименование: государственное учреждение «Центр занятости населения  Краснооктябрьского района».  Основная функциональная обязанность Центра занятости – содействие в трудоустройстве  граждан, материальная поддержка, реализация соц. программ. ­Любой ли человек может быть отнесен к категории безработных? Продолжим работу по  исследованию структуры населения страны. Существуют, правильно вы  сказали, добровольно незанятые, которые не включаются в состав рабочей силы. Они  потенциально имеют возможность работать, но не работают и не ищут работу. К ним  относят пенсионеров, но трудоспособного возраста, домохозяек, людей, отчаявшихся  найти работу и прекративших ее поиски, лиц, отбывающих срок наказания в тюрьмах или  находящихся в спец.лечебницах. ­Что такое безработица. Обратимся к учебнику. (Учащиеся высказывают свое мнение).  Учитель обобщает ответы детей: безработица – это наличие в экономике определенного  числа безработных. (Ученики пишут определение в тетрадь).  Учитель читает отрывок из сказки. «Пришел в одну деревню – никто не нанимает, в  другую пришел – и там работники не нужны. Пошел Иванушка дальше. Шел­шел и пришел  в дальнее село. Ходит от избы к избе, спрашивает: ­ Не нужен ли кому работник? Вышел из одной избы мужик и говорит: ­ Не наймешься ли овец пасти? ­ Наймусь, дело нехитрое… Задание детям: отгадать, из какой сказки отрывок. («Пастушья дудочка», русская народная сказка).Назовите какие еще сказки вы знаете по теме? ­Почему и в те далекие времена и теперь эта проблема волнует всех нас? Чем же  порождается её острота? Учащиеся работают с учебником. Задание: перечислите социально­экономические последствия безработицы. Проверка задания. Учитель обобщает ответы детей: недопроизводство благ; снижается  жизненный уровень семьи; человек теряет квалификацию; это всегда психологическая  травма; рост преступности; снижается спрос на товары и услуги на внутреннем рынке. Учителем сообщается информация о размере пособия по безработице. IV. Закрепление полученных знаний Ребята, что такое безработица? Как с ней бороться? Последствия безработицы? и.т.д. V. Домашнее задание Подготовить проект по теме: «Безработица как макроэкономическая проблема». VI. Подведение итога урока     Мы сегодня с вами затронули очень важную проблему на уроке. Вернемся к двум  большим разделам экономики: макро­ и микро­ . Теперь, я уверена, что  вы сможете дать  ответ на вопрос: «Безработица – это макро­ или микро­ экономическая проблема».  Почему?     И в заключение – мне очень хочется, чтобы проблема безработицы в будущем не  коснулась вас, чтобы у всех у вас всегда была бы любимая работа. Чтобы вы на работу,  ходили  с удовольствием.

Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"

Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"

Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"

Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"

Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"

Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"

Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"

Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"

Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"

Конспект урока по обществознанию на тему "Безработица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2019