Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
обществознание +1
9 кл—11 кл
02.03.2017
Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)
В современном российском обществе в настоящее время сильно ощущается недостаток правовой культуры граждан, общая политическая пассивность, низкая активность в политических процессах. Таким образом, актуальность изучения Конституции состоит в том, что оно помогает целенаправленному формированию правового сознания подростков, воспитанию у них гражданской позиции, знанию содержания Конституции - основного правового документа Российской Федерации, умению ориентироваться в современной политической ситуации, умению ведения дискуссии по актуальным вопросам современности, развитие исследовательских навыков.Материал можно использовать при проведении уроков в 9 - 11 классах, а также при подготовке к экзаменам.
О Конституции хочу все знать.docx
«О Конституции хочу все знать» Автор: учитель истории и  обществознания Сапожников Сергей Николаевич. Аннотация к уроку.  В   современном   российском   обществе   в   настоящее   время   сильно   ощущается недостаток   правовой культуры   граждан,  общая политическая  пассивность,  низкая активность     в   политических   процессах.   Таким   образом,  актуальность   изучения Конституции   состоит в том, что оно помогает целенаправленному формированию правового   сознания   подростков,   воспитанию   у   них   гражданской   позиции,   знанию содержания Конституции ­ основного правового документа Российской Федерации, умению   ориентироваться   в   современной   политической   ситуации,   умению   ведения дискуссии   по   актуальным   вопросам   современности,   развитие   исследовательских навыков. Необходимость изучения доказывает сама жизнь.  Ведь   в  условиях  развития   демократического   государства   возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору системы ценностей.   Современное   общество   ставит   перед   молодежью   определенные   цели   и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение   защищать   и   отстаивать   свои   права,   интересы,   выполнять   обязанности; проявлять  чувство   толерантности   в   межкультурном   социопространстве.   Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, а также на различных внеклассных мероприятиях и классных часах.  На таких занятиях учащиеся приобретают:   умение   получать   и   критически   осмысливать   социальную   информацию, анализировать,   систематизировать   полученные   данные;   осваивать   способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;  приобретают     опыт   применения   полученных   знаний   и   умений   для   решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности и при подготовке к ГИА и ЕГЭ;  соотносят   свои   действия   и   действий   других   людей   с   нормами   поведения, установленными законом;  приобретают   опыт   совместной   работы   в   коллективе,   ориентированной   на достижение заявленного и ожидаемого результата;   приобретают навыки осуществления рефлексивной   деятельности, адекватной самооценки и многое другое.  Предлагаемый урок рассчитан на тех, кому сегодня 14 ­ 16 лет, т.е. учащихся 9 – 11 классов. Кроме   этого,   предлагаемый   урок   способствует   выработке   универсальных учебных   действий,   так   как,   предусматривает   не   только   использование метапредметных   связей,   но   и   формирование   ключевых   компетенций, способствующих социализации личности ученика и гражданина. На уроке используются активные и интерактивные формы и методы обучения, способствующие не только усвоению материала, но и включению учеников в активную мыслительную,   поисковую,   творческую,   аналитическую   работы.   Именно   это   и является основой мотивации к учебной деятельности. Методическая разработка содержит интерактивную презентацию, видеоролики  и методические рекомендации по изучению предложенной темы урока.  Тема урока: «О Конституции РФ хочу все знать». (урок обществознания (права) – 9 класс) Общая   дидактическая   цель:      формирование   у   обучающихся   опыта   применения полученных знаний и умений для создания учебного мини­проекта.   Образовательный аспект: 1. Сформировать представления об основах конституционализма; показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества. 2. Знать значения терминов: Конституция, референдум, выборы, права и обязанности, государство, полномочия органов власти… 3. Знать этапы создания учебного мини­проекта. Развивающий аспект: 1. Уметь применять правовые нормы на практике; развивать творческое отношение к изученному   материалу;   обеспечить   умения   ставить   цель   и   планировать   свою познавательную деятельность.  2. Уметь работать с разными источниками информации, выделять главное в тексте, преобразовывать учебную информацию в виде схемы, таблицы. 3. Уметь переводить информацию из одной знаковой системы в другую. 4. Владеть   основными   приёмами   устной   речи:   монолог,   диалог,   давать   краткие   и развёрнутые ответы на вопросы, взаимодействовать в группе. Воспитательный аспект: Способствовать формированию и развитию правовой культуры,   гражданственности, осознанному уважению к Конституции РФ как к основному закону государства.   Основные понятия урока:  Конституция, референдум,  выборы, права и обязанности, государство, государственные символы, полномочия органов власти, рисунок, схема… Форма и тип  урока: изучение нового материала, создание учебного проекта (2 часа) Формы организации познавательной деятельности:  Фронтальная  Групповая Методы обучения, используемые на уроке: 1. В зависимости от источника получения знаний:  Словесные (вводное слово учителя, фронтальная беседа, выступления групп)  Наглядные (схемы, иллюстрации, видеоролики, компьютерная презентация)  Практические   (работа   с   текстом   учебника,   документом,     толковым   словарём, создание учебного мини­проекта) 2. В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:  Проблемного изложения  Частично­поисковый  Репродуктивный Учащиеся должны знать:  Конституция ­  это основной закон страны;  Конституция базируется на нравственных ценностях, основах демократии;  перед   Конституцией   стоят   три   задачи:   гарантировать   права   человека; упорядочить государственную власть; утвердить правосудие;  Основные права и обязанности гражданина РФ Учащиеся должны уметь объяснить:  почему Конституцию называют основным законом страны;  смысл основных понятий;  разницу между советскими конституциями;  на каких основах строилась правовая доктрина советского государства; Оборудование:   Конституция РФ.   Рабочий лист урока и карточки с документами для работы в группах.   Словари.  Мультимедийная презентация и видеоролик «Конституции РФ 20 лет»;  ТСО: компьютер и мультимедийный проектор. Ход урока. 1. Мотивация. Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок немного необычен, так как на нем мы  поговорим о том документе, который затрагивает интересы каждого из нас и во многом вам известен.  А начать урок я хочу с отрывка небольшого стихотворения: У государства есть устав. Просты и строги его фразы: Ведь каждый обладатель прав Одновременно с тем обязан Знать всё, что можно, что нельзя, Блюсти законы неуклонно…  Как вы думаете, о чем этот отрывок?  Опираясь на его содержание, попытайтесь определить тему нашего урока. Ответы учащихся: о законе, о роли прав и обязанностей, о Конституции. (при необходимости учитель тему урока конкретизирует) 2.Обсуждение целей и задач урока. Учитель: Итак, сегодня тема нашего урока «О Конституции РФ хочу все знать» (слайд).  Какие же цели и задачи на данный урок мы с вами определим? Ответы учащихся: (при затруднении учитель уточняет цели и задачи) Учитель: Вы правильно определили задачи для себя, но кроме этого мы попытаемся еще создать учебный мини­проект по теме «Конституция в нашей жизни». А решать все эти задачи мы будем с помощью умения находить необходимую информацию в разных источниках,   научимся   не   только   работать   со   схемами,   но   и   составлять   их самостоятельно. Изучать   материал   будем   с   помощью   ключевых   понятий:  «Рисунок,     схема, Конституция» (слайд) 3. Актуализация знаний.   Ребята, а что такое схема? (вариант ответа ­ графическое изображение чего­либо).  Как это понятие раскрыто в словарях: (в Большом Энциклопедическом словаре говорится, что СХЕМА (от греч. schema ­ наружный вид, форма), описание, изложение чего­либо в общих, главных чертах).  Ребята, а вы пользуетесь интернетом при подготовке домашних заданий? Там есть словарь?  Верно, это интернет­энциклопедия  Википедия,  в ней говорится, что  схема  – это графическое представление определения, анализа или метода решения задачи, в котором используются символы для отображения операций, данных.    А   что   такое   рисунок?  (вариант   ответа   –   изображение   чего­либо, иллюстрирование)  Давайте опять обратимся к словарю: (в   большинстве словарей это понятие раскрыто так:  рисунок ­ это  какое­либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна). Выделяют следующие виды художественного рисунка: эскиз, этюд, репродукция.       Ребята,   как   у   нас   на   слайде   оформлен   ответ   на   вопрос   «Что   такое Конституция?: с помощью рисунка или схемы?  Абсолютно верно! Это схема.  Но, что  означает  понятие «Конституция?» (Варианты ответа: источник права, основной закон государства…)  Что означает этот термин?  (В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство) Учитель: Верно, ребята. Вы правильно ответили, что Конституция – это основной закон страны. Вся жизнь государства связана с этим законом. Настанет день, когда и вы станете полноправными гражданами своей страны. Как и к любому ответственному делу, к этому дню надо подготовиться заранее. Что же необходимо знать гражданину, достигшему   совершеннолетия?   Как   вы   думаете?   Но   прежде   чем   вы   ответите,   я предлагаю вам посмотреть видеоролик  «Конституции РФ 20 лет».  Посмотрите его внимательно и выделите всю необходимую вам информацию для ответа и дальнейшей работы. Варианты   ответов:  (необходимо   осознать   свой   правовой   статус;   в   чем состоит   сущность   конституционного   статуса   гражданина?;   какие   нормы     о правах человека зафиксированы в Конституции?)  Учитель:  «Граждане России должны знать» (слайд) Конституция   РФ   ­   важный   правовой   документ,   принятие   которого   было предопределено   логикой   развития   общественно­политической   ситуации   в   России. Была   подведена   черта   под   существовавшим   в   стране   коммунистическим   строем   и заложены основы нового общественного строя, основанного на тех же началах, что и в наиболее процветающих странах. Основной   закон   РФ   закрепил   те   политические,   экономические   и   социальные изменения, которые произошли в результате реформ. В соответствии с Конституцией российское   государство   является   демократическим   и   правовым.   Зафиксирован принцип реального народовластия. Частная собственность признается и находится под защитой   государства   наряду   с   государственной   и   муниципальной.   Признается идеологическое многообразие, многопартийность. Все это внесено в Основной Закон нашего   государства   столь   определенно,   в   единой   логике   впервые   и   знаменует качественно новый этап в развитии российского государства. Одно   из   главных   достоинств   новой   Конституции   Российской   Федерации   ­ закрепление прав и свобод человека и гражданина. Они признаны и гарантированы в строгом соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Это ­ одна из основ демократического строя. Конституция   РФ   гарантирует   каждому   гражданину   неприкосновенность собственности,   которую   он   заработал   своим   трудом,   талантом.   Обеспечивается преемственность собственности между поколениями. Частная собственность, наряду с государственной,   муниципальной   и   другими   видами   собственности,   находится   под защитой государства. Признается идеологическое многообразие и многопартийность. Четко   разделены   функции   Президента,   Федерального   Собрания,   Правительства. Закреплен принцип разделения властей. Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной  власти, она последовательно проводит принцип   разделения   властей,   сделала   серьезный   шаг   по   пути   усовершенствования федеративного устройства России.  Подумайте   и   ответьте:  почему   именно   эти   положения   считаются   основой Конституции?   4. Работа в малых группах Учитель: Вы уже знаете, что такое  Конституция, схема, рисунок  и   теперь я  предлагаю вам поработать в группах непосредственно с  документом. Ваша задача – проанализировать  положения Конституции и представить их в виде схемы или рисунка (слайд)  Первая группа: анализирует преамбулу Конституции.  Вторая группа: анализирует отличительные особенности Конституции.  Третья группа: анализирует главу 1 – основы конституционного строя. (после обсуждения в группах, ученики представляют  результаты своей работы)  Скажите, а почему вы представили результаты работы в виде схемы? Какие факторы   стали   решающими?  (наглядность,   четкость,   доступность,   в   виде рисунка можно изобразить какие­то отдельные права…) 5. Работа по реализации мини­проекта (слайд) Учитель: Вы   уже   многое   знаете   о   Конституции,   а     что   еще   нужно   знать,   чтобы   стать грамотным  гражданином?  (Свои права и обязанности,  законы, повышать уровень культуры…) Правильно,   ребята.   Ведь   вы,   будущее   страны,   а   это   значит,   что   знания, полученные сейчас, вам пригодятся. А   как   вы   лучше   запоминаете:   когда   вам   просто   рассказывают   или   когда   вы добываете   знания   в   совместном   поиске,   а   потом   их   анализируете?  (Конечно,   в совместном поиске) Совместный   поиск  можно   организовать,  работая  над   созданием  проекта.  Кто­ нибудь уже это делал? Что вы знаете об этапах проекта?  Обратите внимание на  слайд, здесь выведены основные этапы учебного мини­ проекта. Скажите, это рисунок или схема? (Схема) Сейчас   на   уроке   мы   постараемся   реализовать   мини­проект:   «Конституция   в нашей жизни», в ходе которого получим определенный продукт нашей совместной деятельности. Начнем с постановки проблемы.   Знаете ли вы  свои права и обязанности? Исходя из этого, мы и определяем цель нашего проекта, то есть то, что мы должны достичь. (Нет – сформировать представления о правах и обязанностях). (Да – конкретизировать и углубить знания о правах и обязанностях).  А что может стать продуктом нашей проектной деятельности? (Создание презентации, справочника или словарика, сценария деловой игры…)  Для достижения цели ставят задачи, это поэтапное решение цели, то есть то, что требует исполнения.  Все термины Конституции вам понятны? (Нет)  Значит, что надо сделать? (Знать терминологию)  Следовательно, что мы можем поместить в наш справочник или презентацию? (Основную терминологию)  Что   ещё   должно   быть   в   справочнике?  (Права   и   обязанности,   основные полномочия органов власти, различные схемы…) Учитель: Сейчас мы вновь разобьемся на  группы и начнем осуществлять сбор и обработку информации.  Первая группа – «социологи»:  они будут работать с материалом соцопроса «Отношение населения страны к своим правам и обязанностям»;  Вторая группа – «политологи»:  подбирают к понятиям их значения  (работа  Третья группа – «юристы»:  анализируют функции и полномочия Президента со словарями) Российской Федерации. Правительства. полномочия судов РФ.  Четвертая   группа   –  «политики»:  анализируют   назначение,   структуру   и полномочия Федерального Собрания.  Пятая группа – «практики»: анализируют назначение, структуру и полномочия  Шестая   группа  –  «юрисконсульты»:  анализируют   назначение,   структуру   и Анализ работы в группе. (все результаты работы учащиеся оформляют в виде схем или рисунков  на ватмане  и вывешивают на доске)  Скажите, незнание прав и обязанностей может повлиять на жизнь человека и гражданина? Слово социологам. (Анализ работы «социологов»)  Порой   незнание   терминов   приводит   к   неправильному   их   толкованию.  Чтобы этого не произошло, мы познакомимся с новыми понятиями и их значением. (Анализ работы «политологов»)   А   теперь   слово   юристам,  которые   проанализировали  функции   и  полномочия Президента Российской Федерации. (Анализ работы «юристов»)   Свой результат представляют «политики», «практики» и «юрисконсульты».    Скажите, ребята, если собрать вместе все то, над чем работала каждая группа, то, что стало результатом нашей деятельности? (Мини­проект: презентация – справочник «Знатока Конституции»)  Реализовали ли мы поставленные цели и задачи? (Да)  Это схема или рисунок? (Схема)  Сможете   вы   самостоятельно,   опираясь   на   данную   схему,   выполнить   другие учебные проекты? (Варианты ответов могут быть разными) 6. Рефлексия. Учитель: Ребята,   назовите   тему   нашего   урока.   Сейчас   вам   предстоит   при   тайном голосовании определить уровень полученных на уроке знаний и сделать свой выбор. Но сначала я предлагаю вспомнить, что же мы изучали?  Чем рисунок отличается от схемы?   Предлагаю игру «Собери пазлы»:    вспомните основные обязанности.  Подберите им в пару соответствующие права (первая группа);  Вспомните основные органы власти в стране и подберите к ним в пару их полномочия (вторая группа).  В какой форме вы получали эти знания на уроке?  Что стало результатом нашей проектной деятельности?  Где мы сможем применить полученные на уроке знания? Вспомните, ребята, в начале занятия я сказал, что наш сегодняшний урок немного необычен.   На   нем   мы     поговорили   о   том   документе,   который   действительно затрагивает интересы каждого из нас. И те знания, которые вы сегодня получили, станут основой для получения знаний новых и применения их не только на уроках обществознания,  но   и   на   уроках   по   другим   предметам.  А   самое   главное,   что   они необходимы нам в жизни. Наш урок подошел  к концу, я предлагаю  вам воспользоваться одним из прав гражданина, т.е. своим избирательным правом  и  проголосовать за ту группу, которая была самой активной. Выполнить тестовое задание: Домашнее задание. Вариант 1 1. Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово «конституция»? а) В 1965 г.;                    б)1918 г.;                     в) 1936 г. 2. Конституция ­ это: а) юридический акт, содержащий все законы страны; б) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека; в) текст законов. 3. Сколько Конституций РСФСР, СССР и РФ было принято после Октябрьской революции 1917 г.? а) 3;                       б) 5;                        в) 8. 4.   Кроме   прав   и   свобод   человека   и   гражданина   во   второй   главе   Конституции закреплены: а) санкции за нарушение прав;        б) меры поощрения за соблюдение прав;            в) обязанности. 5.   Как   характеризуется   российское   государство   в   статье   1   Конституции   РФ? (Ответов может быть несколько.) а) демократическое;                     б) общенародное;                      в) федеративное; г) союзное;                                    д) конфедеративное;                 е) правовое; ж) с республиканской формой правления;               з) с конституционно­монархической формой правления. 6. Допишите. Заполните пропуски. Российская   Федерация   ­   Россия   ­   есть   демократическое,   федератив­     Признание,   соблюдение   и ное,_____________государство с______________________ ___________________формой   правления. защита____________________________________________ ­ обязанность государства.   РФ состоит из республик, краев,  городов федерального значения,___________, _______________ ­   равноправных  субъектов   РФ.   Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми________________________ и несет______________________________, предусмотренные____________________________________. и_________________ равным образом частная,______________________  иные____________________________. В   РФ   признаются и 7. Ответьте «да» или «нет». 1. РФ ­ демократическое федеративное государство, 2.   Государственная   власть   в   РФ   осуществляется   на   основе   разделения   на законодательную и исполнительную власти. 3. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ. 4. Религиозные объединения не отделены от государства и равны перед законом. 5. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. 8. Заполните схему.                                                  Формы правления Вариант 2 1. Когда была принята последняя Конституция СССР?  а) В 1965 г.;                   б)1977 г.;                      в) 1982 г. 2. «Конституция» в переводе с латинского означает:  а) устройство;              б) согласие;                в) договор. 3. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?  а) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны.  б) Все законы страны ориентируются на содержание Конституции. в) Между нормами Конституции и остальных законов существует равенство. 4. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является: а) экономическая сфера;                 б) государство;                          в) человек, его права и свободы. 5.   Как   характеризуется   российское   государство   в   статье   1   Конституции   РФ? (Ответов может быть несколько.) а) демократическое;                     б) общенародное;                      в) федеративное; г) союзное;                                    д) конфедеративное;                 е) правовое; ж) с республиканской формой правления;               з) с конституционно­монархической формой правления. 6. Продолжите суждения. 1. Все равны__________________. 2. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе ________________________. 3.   Граждане   РФ   имеют   право   участвовать   в   управлении   делами   государства _________________. 4.   Каждый   обвиняемый   в   совершении   преступления   считается   невиновным __________________.________ 7. Ответьте «да» или «нет». 1. Президент РФ является главой государства. 2. Президент РФ ­ гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. 3.   Президент   избирается   на   5   лет   гражданами   РФ   на   основе   всеобщего  равного избирательного права. 4. Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет. 5. Президент издает указы и распоряжения. 8. Заполните схемы. Формы государственного устройства Виды политического режима Творческое задание:  для   того   чтобы   понять,   как   непросто   написать   закон,   который   бы   устраивал большинство можно предложить учащимся, предварительно разделившись на группы по   3­5   человек,   подготовить   проект   для   класса   или   для   всей   школы  «Золотые правила   школы»  соблюдая   при   этом   положения   Конституции   РФ.   Важно   учесть интересы всех участников образовательного процесса. Редакционная группа соберет предложения групп и подготовит окончательный вариант. Литература и информационные ресурсы  1. Конституция Российской Федерации (1993) 2. Мы,   народ…Российская   Конституция.   Курс   для   старших   классов   средней школы.   Обществознание.   9   класс./Под   ред.   Л.Н.   Боголюбова   и   А.   Ю. Лазебниковой – М. Просвещение, 2011. 3. Обществознание в схемах и таблицах.   А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2011.  4. Словарь   терминов   и   понятий   по   обществознанию.   Автор   составитель   А.М. Лопухов: вступительное слово А.С. Стрельцов. – 5 изд. – М.: Айриспресс. 2011.  5. Ресурсы сети Интернет.

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "О Конституции хочу все знать" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2017