Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
обществознание
5 кл
31.03.2017
Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)
Цели и задачи урока: - развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умение использовать дополнительные источники информации; - развитие письменной и устной речи в процессе подготовки сообщений по данной тематике; - воспитание патриотизма на основе славных традиций Воронежского края; - развитие художественного вкуса учащихся.
Труд и творчество..doc
Урок обществознания в 6 классе. Тема урока: Труд и творчество. Цели и задачи урока:  ­ развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся,            умение использовать дополнительные источники информации; ­ развитие письменной и устной речи в процессе подготовки сообщений по данной тематике; ­ воспитание патриотизма на основе славных традиций Воронежского края; ­ развитие художественного вкуса учащихся. Эпиграф: Трудись, покамест служат руки,                   Не сетуй, не ленись, не трусь,                   Спасибо скажут внуки,                   Когда разбогатеет Русь.                                                           Н.А. Некрасов. Ход урока. План  урока. 1. Что такое творчество. 2. Мастер и ремесленник. 3. Творчество в искусстве (путешествие в прошлое ). I. Опрос учащихся. На прошлом уроке мы познакомились с трудом человека. Вопросы: ­ Что же такое труд? (слайд) ­ Какой бывает труд? (результативным) ­ Бывает ли труд бесцельным?           II. Изучение нового материала.                                                            1.Вступление учителя.                  На  сегодняшнем   уроке  мы  рассмотрим: любой  ли  труд  является творческим?   Может   ли   человек   научиться   работать   творчески?   На   эти вопросы вы ответите мне в конце урока.           Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука   плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной.           Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека (ответ уч­ся). А теперь откроем тетради, запишем тему урока и сделаем таблицу « Отличие труда человека от труда животных ».  Итак, почему же труд животных не похож на груд человека: (слайд) ­животные не могут думать, как они будут работать; ­ не думают ­не ставят цель при работе; ­ нет цели ­какие орудия труда они будут использовать; ­ не использует средств труда ­не умеют планировать работу; ­ не планируют ­   определить,   сколько   времени   понадобиться   на   выполнение   работы.   –   не задумываются о сроках, времени. Какой   же   мы   сделаем  вывод:   Животные   выполняют   одну   и   туже   работу, необходимую для его жизни.         Что же необходимо животным для жизни: ­пища (разыскивает); ­заготавливает корм; ­строит жилище (нору или гнездо). Итак: Этому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.                  А теперь в правой стороне таблицы попытайтесь   написать черты, характерные для труда человека:  (слайд) ­ планирование; ­ создаёт новые машины и механизмы; ­ совершенствует всё вокруг себя.           Правильно, ребята, планирование – это черта деятельности человека. Человек   умеет   создавать   для   своей   деятельности   машины   и   механизмы, используя для этого природные материалы (металл, дерево).       Но люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, т. е. придумывают   всё   новые   и   новые   машины,   дома,   компьютеры,   сотовые телефоны, одежду и многое другое.         ­ Что же такое творчество? Запишите в тетрадь: (слайд) творчество – это создание чего­то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.         (слайд). Выдумка, фантазия, воображение неотделимы от творчества. Вопрос: Кого мы можем назвать людьми творческих профессий? ­ писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов.                  Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. 2.   Вспомните   из   уроков   истории   –   кто   такие   ремесленники   (человек, владеющий ремеслом). ­ А какие вы знаете ремёсла – оружейники, гончары, ювелиры, сапожники, плотники и т. д.(слайд)                       Значит  ремесло  –  это   деятельность   человека   по   производству различных важных и нужных предметов для жизни. (слайд, запись в тетрадь). ­ А как работал ремесленник? (вручную). ­ Важен ли труд ремесленника? (да, они создали очень красивые предметы).              Но из года в год ремесленник усовершенствует своё мастерство. Он становится мастером.(слайд, запись в тетрадь). Мастер – человек, достигший высокого   мастерства   в   своём   деле,   вкладывающий   в   свой   труд   смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.              Велика и прекрасна Россия! Синее небо, голубые озёра, яркие цвета лесов и полей окружали наших предков. Свою любовь к природе и миру люди старались передавать, изготавливая предметы быта: чаши, ложки, подносы, кувшины, самовары…               Но у каждого человека свой характер, настроение. Каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. В разных сёлах возникали свои ремёсла и промыслы. Ребята познакомят вас с наиболее известными    из них (слайды). Сообщения учащихся: Приложение №2. ­ жостово; ­ гжель; ­ золотая хохлома; ­ городецкая роспись. ­ А знаете ли вы, какими народными промыслами и ремёслами занимаются у нас в Воронежской области; ­ ковроткачество – Новохапёрский, Хохольский районы и др. ­   художественное   вязание   (вязание   пуховых   платков   и   кружев)   – Поворинский, Таловский, Новохапёрский, Борисоглебский районы. ­ керамика – Рамонский, Богучарский, Острогожский, Хохольский районы. ­   пряники   –   г.Воронеж,   Бутурлиновский,   Аннинский,   Павловский, Богучарский и Ольховатские районы. ­  ремесло   по   дереву   –  Верхнемамонский,  Калачеевский,   Петропавловский, Аннинский районы и др. ­ работа с учебником стр. 136  – Как вы думаете, какие предметы сделал ремесленник, а какие мастер.  Домашнее задание:  Ребята! А каким увлечением занимаются ваши родители и вы? Кто расскажет нам? (сообщения учащихся).  3. Ребята! А умеете ли вы не только смотреть, но и видеть, замечать вокруг себя   красоту   природы,   человека.   Умеете   ли   вы   не   только   слушать,   но   и слышать,   неповторимый,   захватывающий   полет   звуков,   понимать   красоту музыки, природы? (слайды).              Если человек не способен чувствовать и создавать красоту, то он не может стать хорошим художником, поэтом, музыкантом. Искусство  ­ требует от   человека   умения   творить,  создавать   прекрасные   произведения,   которые поражали бы других своей новизной и необычайностью.               А теперь давайте совершим путешествие в прошлое.   С давних пор поражали   русские   города   своей   красотой   наших   иноземных   соседей. Архитектурные сооружения всегда отличались величием, красотой, хорошо продуманным их местоположением и благоустройством. По законам меры и красоты   созданы   многие   великие   творения   древних   русских   зодчих   и живописцев. И значительная их часть безымянна, т.е. мы не знаем имён их создателей. Опережающее   задание  –   легенда   о   строительстве   деревянной   церкви Преображения на о. Кижи в Онежском озере (слайд). Приложение №1. ­Вывод – беседа: Ребята, вам понравилась церковь, сделанная без единого гвоздя.   Вспоминайте   эту   легенду   каждый   раз,   когда   где­нибудь   увидите вырезанные, нацарапанные слова невежественных   людей: «Здесь был Толя» или «Здесь был Саша из 6а». Расписаться на памятнике истории или культуры, как и на окрашенной стене или живом дереве, ­ значит расписаться в том, что ты не культурный, дикий человек и ничего не понимаешь в красоте. Испортить памятник   культуры   –   значить   оскорбить   мастера,   который   его   создавал, отдавая не только свой труд, но и здоровье, ум, чувства.       Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одним мастером – это Андреем   Рублёвым и его самым знаменитым произведением русской иконописи – «Троице». Все открыли учебник на стр.140 Рассказ   учителя:   Имя   Андрея   Рублёва   –   одно   из   тех,   которые   сохранила история. Жил Андрей Рублёв в XY веке, более 6оо лет назад в средней полосе России, учился в артели московских художников, ушёл в монастырь? чтобы найти утешение в работе живописца. Немного сохранилось творений этого великого русского мастера, ведь он жил так давно. Но, несмотря на время, иконы Андрея Рублёва до сих пор продолжают удивлять и восхищать людей.                       Принято   считать,   что   «Троица»   ­   самая   совершенная   из   всех сохранившихся работ Андрея Рублёва. Икона предназначалась для Троицкого монастыря, который, по словам его основателя, создавался, «дабы взиранием на Пресвятую Троицу побеждался страх  ненавистной розни мира сего».                         Не   перегружая   икону   деталями,   Андрей   Рублёв   добивается удивительного впечатления. Гениальный мастер создаёт собственный стиль, бесконечно  совершенный и глубоко национальный.              Зная, в какие времена жил художник, можно предположить, о чём он думал, создавая светлые образы ангелов. Не кажется ли вам, что ангелы не зря спустились на землю в трудное для народа время? Может быть, они думают о судьбах Родины, готовятся вместе с воинами вынести любые испытания во имя будущего? А может они думают о мире и согласии, о взаимной любви? III.   Закрепление   изученного   материала.   В   конце   нашего   урока   давайте возвратимся к заданию в начале урока. ­Любой ли труд является творческим? ­Может ли человек научиться работать творчески? Что для этого нужно? IY. Выставление оценок. Y. Дом. задание: №13. Приложение №1.                    Легенда рассказывает, что жил когда­то мастер Нестор, который построил   без   единого   гвоздя   удивительной   красоты   деревянную   церковь Преображения на острове Кижи в Онежском озере. В начале XYIII века, когда Россия утверждалась на берегах Балтийского моря и становилась морской державой, мастер возвёл праздничную, жизнерадостную, ни на что не похожую двадцатидвухглавую   церковь.   Она   так   естественно   вписывалась   в окружающую природу, что, казалось, плыла над водой, упиралась куполами в голубое небо, пела, рассказывала всем о таланте русских строителей. Церковь радовала глаз и восхищала. Она звучала как торжественный гимн русскому народу. И вот, закончив работу, мастер бросил свой топор в озеро и сказал: «Не было, нет,  и не будет такой!» Но имя своё запечатлеть для истории не пожелал: не расписался на своём творении. Приложение №2.                                    Ж О С Т О В О.          Более полутора веков мастера подмосковной деревни Жостово создают подносы с великолепной цветочной росписью. Их знают сегодня во всём мире.          Букет, украшающий поднос, прост и выразителен. Крупные цветочные формы делают его плотным, а сквозящий в разрывах фон (чаще всего чёрный) – ажурным, почти прозрачным. Соотношение цветов – больших и маленьких – найдено очень точно. А сочетание цветовых пятен, основных линий  буквально завораживают зрителя! Но главное – сами цветы очень похожи на настоящие, но в то же время сказочные.          В России подносы расписывают с XYIII века. В окрестностях Жостова издавна жили мастера  ­ кузнецы. От них пошло умение работать с железом. Рядом находилось село Федоскино – родина русской лаковой миниатюры.          У соседей жостовцы позаимствовали технологию лаковой живописи. И вскоре разошлись по всей территории России жостовские подносы. Г Ж Е Л Ь .                   Несколько   тысяч   лет   назад   научился   человек   делать   из   глины всевозможные изделия: сосуды для воды, вина и масла, горшки и сковородки для приготовления пищи, игрушки. Слово керамика произошла от греческого слова «керамос» ­ глина.           Во всём мире известны изделия гжельских мастеров из России. Сервизы, чайники,  чашки  расписывали   в сине  –  белых  тонах.  Цветочные  орнаменты наносили на белый фосфор. Использовали голубую или синюю краску, что отличало   гжель   от   других   росписей.   И   сегодня   продолжатели   традиций древних мастеров радуют нас своими изделиями. З О Л О Т А Я                 Х О Х Л О М А.             Хохлома старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое   прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.             Производство деревянной посуды зародилось в Хохломе в 17 веке, но пользоваться   неокрашенной   деревянной   посудой   неудобно:   древесина впитывает в себя жидкость и быстро загрязняется. Вероятно, тогда возникла мысль покрывать посуду варёным льняным маслом – олифой.               Росписью посуды занимались крестьяне, которые жили в деревнях близ Хохломы. В 19 веке стали делать такую посуду в больших количествах. Хохломские изделия продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России, их вывозили в страны Азии и Западной Европы.                            В прошлом веке посуда в основном была деревянной, а потому дешёвой, прочной и доступной каждому деревенскому жителю. Хохламская роспись её делала красивой. Г О Р О Д Е Ц К А Я          Р О С П И С Ь .                            На левом берегу Волги, выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое   село     Городец.   Это   очень   удобное   место   для   торговли:   рядом находилась   крупнейшая   в   России   Макарьевская   ярмарка.   Промыслом занимались   крестьяне   всех   окрестных   деревень   вокруг   Городца:   вырезали ложки, точили миски и чашки, делали орудия труда для прядения и ткачества, посуду покрывали искусным рисунком.                              Городецкая роспись выполнена на золотистом фоне, а края её окаймлены широкой полосой волнистого побега из кудрявой травки. Рисунок кажется простым, но удивительно выразительным и точным в деталях. Вся роспись смотрится как живописное панно, которое можно повесить на стену.

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)

Конспект урока по обществознанию на тему "Труд и творчество" ( 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017