Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"
Оценка 4.8

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
6 кл
04.04.2017
Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"
Тема открытого урока по обществознанию в 5А «Труд и творчество». Цель урока: дать представление о том, какое значение имеет творческое начало в ходе трудовой деятельности; объяснить причины появления творчества у людей; охарактеризовать виды творчества; раскрыть значение понятий творчество, ремесленник, мастер. Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты трудовой деятельности человека; объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы; метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления; личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.
открытый урок.docx
Тема открытого урока по обществознанию в 5А «Труд и творчество». Цель урока: дать представление о том, какое значение имеет творческое начало в ходе трудовой  деятельности;  объяснить причины появления творчества у людей; охарактеризовать виды творчества;  раскрыть значение понятий творчество, ремесленник, мастер. Планируемые результаты:  предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты трудовой деятельности человека;  объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение;  систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы; метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных  совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов  библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления; личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в  общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива. Оборудование: проектор, презентация, корзина с цветами, рабочие листы Тип урока: урок открытия новых  знаний.                                    Ход  урока:                      I. Организационный момент (приветствие гостей, проверка готовности класса к уроку) (1  минута) Сегодня нас ждет необычный урок. Я предлагаю вам настроится на него. Пожелаем друг другу  успешной работы и хорошего настроения. II. Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё в порядке, Ручка, книжка и тетрадки?  Учитель: мы переходим  к повторению. II.Преемственность  обществоведческого  учебного  материала:  взаимосвязь  пройденного   материала  с  новыми  знаниями. (4 минуты) Учитель:                                                                         1. Что же такое труд? 2. Что дает человеку труд? 3. Что такое товар и услуга? Приведите примеры 4. Как оценивается труд людей? На дом я давала составить синквейн со словом труд.  III. Мотивационно­целевой этап Давайте подумаем, Какие качества необходимы для составления синквейна? (ответы детей) (СЛАЙД 3) Вы называли слова выдумка, фантазия, воображение. А каким одним словом можно назвать эти понятия?  (ответы детей предполагают «творчество»)  Учитель: А теперь запишем на рабочих листах тему нашего урока.   Это тайный шифр. Кто  догадается, какое предложение зашифровано? «ТУРД И ЧЕСТВОТВОР» (СЛАЙД 4)          «ТРУД И ТВОРЧЕСТВО»   (СЛАЙД 5)                    ­ Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке? ­ Как вы думаете на какие вопросы нам предстоит ответить? 1.Трудовая деятельность человека 2. Мастер и ремесленник (ответы детей) План урока: (СЛАЙД 6) 3.Что такое творчество? Что же нам важно выяснить на сегодняшнем уроке?  Чему будем учиться?  (ответы детей) Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?  Обсудим эти  вопросы на нашем уроке. Учитель: Правильно. Труд и творчество неразделимы. Каждое дело надо делать с любовью и  творчеством. Работа по теме урока III. 1. Трудовая деятельность человека Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьев в муравейнике, или паука  плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся?  Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека? Давайте рассмотрим слайды. Слайд 7. (Изображения муравейника, пчелиного улья, бобров, строящих плотину, птицы, строящей гнездо.) Слайд 8. (Изображения людей, возводящих здание, работающих на поле, программиста, создающего программу, врача, проводящего операцию, учителя, ведущего урок.) Слайд9.   Пользуясь   представленными   слайдами   и   текстом на   с.   81—82   учебника,   ответьте   на следующие вопросы. —    Можно ли сделать вывод о том, что животные тоже трудятся? —    Что лежит в основе деятельности животного? —    Что лежит в основе деятельности человека? —    В чем отличия от деятельности человека и животного? А теперь давайте все оформим в таблицу. Рабочий лист задание № Слайд 10 Планирование , цели Использование подручных материалов Использование механизмов , орудий труда В основе поведения –инстинкты  Создание нового, усовершенствование и  изменение природы Труд человека Труд животных Труд человека Труд животных Планирование , цели Использование подручных материалов Использование механизмов , орудий труда В основе поведения –инстинкты  Создание нового, усовершенствование и изменение  природы + + + ­ + ­ + ­ + ­ Проверим… слайд 11 2. Мастер и ремесленник          слайд 12 Часто можно услышать фразу: « Ты настоящий мастер своего дела». На уроках по курсу  «Окружающий мир» вы уже знакомились с понятиями ремесленник и мастер. Чем отличается мастер от ремесленника? Мы сейчас об этом с вами поговорим. Дети, издревле существовала такая группа людей, занимающаяся особой трудовой деятельностью ­  ремеслом. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях  натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в)  ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и  развитие городов как ремесленно­торговых центров. Издавна человечество знало такие ремёсла, как: • • • • • Людей, которые занимались ремеслом называли ремесленниками.  Найдите, пожалуйста, на с.83  в  разделе «Мастер и ремесленник» ответ на вопросы: 1.Какого человека  в настоящее время мы можем назвать ремесленником? 2. Какое еще значение имеет слово «ремесленник»? (СЛАЙД 13) кузнечное гончарное плотницкое столярное портняжное. Учитель: А как  мы назовём ремесленника, создающего самые лучшие творения, считающиеся  знаменитыми  произведениями  искусства, шедеврами,  эталонами, образцами изделий?     Это слово у нас зашифровано на доске:  М_ _ _ _Р.  (МАСТЕР)  слад 14 Ученик: Это слово «МАСТЕР».     Учитель:   Кто же такой мастер?   Слайд 15  (Ответ ученика) Учитель: Давайте посмотрим на с. 83 общую характеристику понятия «МАСТЕР».  (Читаем определение)       (СЛАЙД 17) Мастер – это человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в  свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные оригинальные. Давайте мы с вами определим черты свойственны мастеру, и черты свойственные  ремесленнику.  Слайд 18 Ремесленник Мастер Работает по шлаблону и трафарету Пользуется известным набором инструментом Вкладывает в свой труд смекалку и творчество Выполняет поручения мастера Умеет создавать новые инструменты, которые идеально подходят  для решения конкретной задачи Задумывает и проектирует продукт труда Воспроизводит идеи мастера Каждый раз может создавать нечто новое, уникальное, подходит к  решению задач творчески Неспособен находить решения при затруднениях При трудностях находит новые варианты и новые пути достижения цели Работает по шлаблону и трафарету Пользуется известным набором инструментом Вкладывает в свой труд смекалку и творчество Выполняет поручения мастера Умеет создавать новые инструменты, которые идеально подходят  для решения конкретной задачи Задумывает и проектирует продукт труда Воспроизводит идеи мастера Каждый раз может создавать нечто новое, уникальное, подходит к  решению задач творчески Неспособен находить решения при затруднениях При трудностях находит новые варианты и новые пути достижения цели Ремесленник + + Мастер + + + + + + + + Рабочий лист задание№ Учитель:  Рассмотрите иллюстрации на стр.84 учебника. ­ Как вы думаете какие предметы сделал ремесленник, а какие мастер? ­ Объясните, почему вы так думаете? ­ какое слово лишнее в перечне и почему? Фантазия, шаблон, воображение, мастерство.  Слайд 18 Означают ли наши рассуждения, что ремесленники – это люди неинтересные, не заслуживающие  уважения? (Предположения учеников.) Конечно,   рассуждать   подобным   образом   в   высшей   степени   неверно.   Ведь   среди   ремесленников встречаются   такие,   которые восхищают   окружающих   отношением   к   своему   делу,   погружая   их в приятное созерцание созданных предметов. Об этих ремесленниках говорят: «У них золотые руки». Учитель: А сейчас немного отдохнем. V. Физкультминутка. Ветерок спросил, пролетая: (руки вверх – машем руками) ­ От чего ты, рожь,  золотая? (разводим руки в стороны)    А в ответ колоски шелестят:  (руки вверх – машем руками) ­ Золотые руки растят!   (движение кисти) 3. Творчество Ребята, чем больше человек знает и умеет, тем интереснее и разнообразнее его труд. Чем бы ни  занимался, работая человек, он создаёт творения, под которыми  мы подразумеваем результаты   его  трудовой деятельности. А как известно, именно от слов «творение» (существительное), «творить»  (глагол) происходит слово «творчество». Давайте попробуем сейчас найти разные определения понятия «творчество»: Сейчас мы с вами поработаем с толковым словарем и найдем это определение. 1.   Толковый   словарь   Владимир   Владимирович   Лопатин  Владимир   Владимирович Лопатин   советский и российский лингвист, доктор филологических наук. творчество ­а, ср. Деятельность человека, направленная на создание качественно новых, неповторимых духовных  и материальных ценностей. 2. Толковый словарь Анастасии Петровной Евгеньевой. А. П. Евгеньева – известный знаток русской словесности   своего   времени ... Словарь   под   руководством Анастасии Петровны Евгеньевой был выпущен в 1953 году. творчество    ­а, ср Деятельность человека, направленна на создание культурных или материальных ценностей Художественное творчество о Стремление к самостоятельному оригинальному творчеству присуще каждому   талантливому   человеку   То,   что   создано   в   результате   этой   деятельности,   совокупность созданного, сотворенного кем­л. Толковый словарь А.П.Евгеньевой Я предлагаю выполнить задание на листочках. Используя разные источники информации, я выписала  несколько определений творчества. Они перед вами на листе. Прочитайте внимательно все  определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Объясните почему.  Творчество – ­ создание новых ценностей; ­ деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее; ­ создание чего­то нового не только для одного человека, но и для других; ­ это особый взгляд на мир. (Поводим итоги) Т­  В­ О­ Р­ Ч­ Е­ С­ Т­ В­ О­ Учитель: Какие творческие профессии знаете вы?                                                                      (ответы учащихся)      (СЛАЙД 10) Учитель: Творчество бывает художественное, научное, техническое, педагогическое. Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого. Но у  кого они развиты больше, у кого­ то меньше. От чего это зависит? Учитель: Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих  способностей.  1 ряд подберет понятия, которые способствуют развитию творческих способностей; 2 и 3 ряд подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей; Учитель: Подведем итоги: ­1 ряд 1) смелость, независимость, свобода 2) терпение и трудолюбие 3) любопытство, тяга к новому 4) самообразование 5) врожденный талант. ­2 и 3  ряд  1) неуверенность в себе и своих способностях 2) страх критики 3) привычка делать как все. Учитель: Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее. ­ Можете ли вы привести примеры своего творческого опыта, пусть и не очень значимого, в самых  разных делах? ­ Какие чувства вы испытывали? (ответы учащихся) Учитель: О каком человеке можно сказать: «У него золотые руки»? (СЛАЙД 11) Предполагаемый ответ: Золотые руки у того, кто умело, профессионально выполняет ту работу, за  которую берется. Первоначально золотые руки – это руки, которым нет цены, настолько они искусны  в каком­либо деле.  А знаете ли вы, чем в свободное время занимаются ваши учителя, мамы, папы? Есть ли у них какие­то  увлечения? Вот у Ксюши мама – парикмахер.  ­ Выступление Ксюши о профессии мамы.  ­ А у Оли вся семья творческая Выступление Оли о своей семье Учитель: А теперь возвращаемся к вопросу, который мы озвучили в начале урока. Попробуем на него ответить.  Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество? (работать честно, с удовольствием, радоваться  результатам труда, приносить пользу другим…) (ответы учащихся) VII Домашнее задание Подготовить сообщение «Я и мое увлечение». Расскажите о той работе, которую вы делаете с  удовольствием, творчески. Ребята, вы сегодня работали хорошо. Оля, Ксюша, …… у вас сегодня «5».  Я попрошу всех сдать свои листы с ответами для оценки ваших работ. VII Рефлексия Учитель:  Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания. ПРИЛОЖЕНИЕ Задание 1. Тема урока:________________________ Рабочий лист урока. Задание 2 Труд человека Труд животных Планирование , цели Использование подручных материалов Использование механизмов , орудий труда В основе поведения –инстинкты  Создание нового, усовершенствование и  изменение природы Задание 3.  Записать слово зашифрованное на доске. М___  ___  ___  ___  Р. Задание 4  Определите черты свойственные мастеру, и черты свойственные ремесленнику Ремесленник Мастер Работает по шлаблону и трафарету Пользуется известным набором инструментом Вкладывает в свой труд смекалку и творчество Выполняет поручения мастера Умеет создавать новые инструменты, которые идеально подходят  для решения конкретной задачи Задумывает и проектирует продукт труда Воспроизводит идеи мастера Каждый раз может создавать нечто новое, уникальное, подходит к  решению задач творчески Неспособен находить решения при затруднениях При трудностях находит новые варианты и новые пути достижения цели Задание 5. Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее  полным. Подчеркните определение, которое вы выбрали. Объясните почему.  Творчество – ­ это создание новых ценностей; ­ это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее; ­ это создание чего­то нового не только для одного человека, но и для других; ­ это особый взгляд на мир. Задание 6. Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих  способностей. 1 ряд подберут и запишут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей: __________________________________________________________________ . 2 и 3 ряд подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей:

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"

Конспект урока по обществознанию "Труд и творчество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017