Конспект урока по обществознанию в 8 классе. Тема «Развитие общества»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
обществознание
8 кл
08.10.2018
Задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания о развитии общества и его современном этапе, полученные учащимися в курсе истории, а так же личный социальный опыт. Раскрыть различные взгляды на процесс общественного развития, охарактеризовать формы общественного развития, выявит важнейшие процессы развития современного общества, обобщить и расширить имеющуюся у учащихся информацию о глобальных проблемах современного общества.
2. Способствовать воспитанию у учащихся гражданского самосознания.
3. Способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся, умения извлекать социальную информацию из различных источников; осознанию учащимися ответственности современного человека за жизнь будущих поколений в условиях обострения глобальных проблем.
urok8klassrazvitieobshaestva.doc
Конспект урока по обществознанию в 8 классе
Тема «Развитие общества»
Задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания о развитии общества и его современном
этапе, полученные учащимися в курсе истории, а так же личный социальный опыт.
Раскрыть различные взгляды на процесс общественного развития, охарактеризовать
формы общественного развития, выявит важнейшие процессы развития
современного общества, обобщить
у учащихся
информацию о глобальных проблемах современного общества.
и расширить имеющуюся
2. Способствовать воспитанию у учащихся гражданского самосознания.
3. Способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся,
умения извлекать социальную информацию из различных источников; осознанию
учащимися ответственности современного человека за жизнь будущих поколений в
условиях обострения глобальных проблем.
План изучения нового материала:
1. Проблема общественного развития.
2. Реформы и реформаторы.
3. Развитие человечества в XXI веке.
Данный материал достаточно сложен для усвоения учащимися 8 класса в связи с его
философской направленностью. Но, тем не менее материал очень значимый – ведь вопросы
о развитии общества будут рассматриваться затем в курсе «Обществознание» в средней
школе. Поэтому учителю необходимо так организовать работу, чтобы основные понятия и
идеи урока прочно закрепились в сознании учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
I.
II.
III.
Приветствие учителя. Сообщение темы урока, плана урока.
Постановка проблемы. Демонстрируется слайд «О чем говорил философ?»
Учитель предлагает детям ответить на этот вопрос в конце урока.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Вспомните, что такое общество? (дети знают несколько понятий в разных
значениях, поэтому важно определить, в каком значении понятие «общество» будет
использоваться на этом уроке).
Учитель: Как давно существует общество?
Постановка проблемы: А что обозначает понятие «развитие»?
Дети предлагают разные варианты, важно подвести их к мысли, что развитие – есть
изменение состояния.
Учитель: В каких направлениях может идти развитие? (здесь важно показать, что процесс
развития может идти как в сторону улучшения, так и в противоположную сторону).
Пример улучшения состояния общества дет, как правило, приводят сами, а вот с пример с
ухудшением состояния часто бывает необходимо подсказывать (например, война как
может изменить состояние общества, или вспомнить гибель Римской империи, так же
Византийской империи). Проблема: А какими путями, способами развивалось общество? Как же шёл процесс
развития?
На этот вопрос вы ответите несколько позже.
IV.
Проблема общественного развития.
Дело в том, что этим вопросом задавались учёные разных исторических эпох. Давайте
познакомимся с выводами учёных.
Работа с тестом учебника: стр. 21, 22 1 группа читает 13 абзацы
2 группа – читает 3 и 4 абзацы
Задание каждой группе назвать путь развития общества и показать механизм развития
общества в соответствии с этим походом.
Ответы учащихся: 1 группа – путь развития – эволюция – постепенное изменение,
преемственность в развитии различных сторон общества, изменения носят необратимый
характер.
Учитель: А как же быть с историей Римской цивилизации? Ведь мы знаем, что достигнув
расцвета, эта цивилизация пала под ударами варварских племён? Разве это были
необратимые процессы? Римская империя была отброшена назад в своем развитии.
Учащиеся делают вывод, что данный подход к объяснению причин развития общества не
всегда можно применить. Как правило, учащиеся говорят о том, что эволюция применима
для животного и растительного мира.
2 группа учащихся – рассказывают о теории К. Маркса. Рассказывают так, как запомнили
после первого знакомства с текстом. Затем учителю необходимо закрепить эту теорию
своим рассказом с опорой на меловую схему. Причём схема не даётся сразу в готовом
виде, а вычерчивается по ходу объяснения учителя, чтобы учащиеся лучше уяснили (своего
рода – опорный сигнал).
Учитель обязательно говорит о том, что К. Маркс изучал проблемы общественного
развития в 19 веке. Понятие «локомотив» дети объясняют самостоятельно – важно
подчеркнуть образ – машина с огромной мощностью, которая способна толкать и тянуть
большое количество вагонов.
Термин «революции» учащиеся знают из курса «Новая история».
Суть меловой схемы:
Класс
землевладельце
в (дворянство)
Класс буржуазии
В ходе революций происходит качественный скачок в развитии общества на новую ступень
развития.
Проблема: Революция – это благо для общества?
При ответе учащиеся должны обратить внимание на отрицательные стороны революции:
смерть, насилие, эмиграция и т.д. Вопрос учащимся: Как повлияли революционные события в стране на её последующее
развитие? Покажите на любом примере?
V.
Революции и реформы.
Работы с этим пунктом предложить учащимся прочитать самостоятельно пункт
«Реформы и реформаторы» и заполнить в тетради таблицу
VI.
VII.
Признаки
Революции
1.
2.
Реформы
1.
2.
Вывод
Вопрос учащимся: Какие реформы, проводимые в различных странах, вы знаете?
Всех ли устраивали реформы, проводимые Петром I в России в XVIII веке?
Какие реформы проводятся в России в наши дни?
Развитие человечества в XXI веке.
Учащимся предлагается текст для прочтения «Процессы глобализации» (он
заранее распечатывается учителем и раскладывается на парты).
После прочтения предлагается ответить на вопросы, которые помещены под
текстом.
Подведение итогов:
Демонстрируются слайды 8 и 9. Учащиеся комментируют высказывания, уделяя
большее внимание высказыванию Гераклита.
Процессы глобализации
В современном мире происходит значительное усиление связей между
отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость
между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди
все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими
тысячами других людей во всех концах Земли.
Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно
взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях
деятельности.
Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к
информационному, к высоким технологиям; переход от централизации
экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к
мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию
выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета,
спутникового телевидения.
Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и
взаимозависимость народов и государств.
Последствия процесса глобализации. Позитивные:
стимулирующее влияние на экономику: — появление возможности создавать
товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле; —
возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную
выгоду; — снижение издержек производства; — появление возможностей для
дальнейшего развития производства; — рост прибыли; — концентрация усилий
на разработке новых передовых технологий; — плодами НТР могут
воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно
технические исследования;
сближение государств;
стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних
действий в политике;
возникновение социокультурного единства человечества.
Негативные:
насаждение единого стандарта потребления;
создание препятствий для развития отечественного производства;
игнорирование экономической и культурноисторической специфики развития
разных стран;
навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего
традициям данного общества;
оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом
отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву
национализма в экономически слаборазвитых странах;
утрата какихто специфических черт национальных культур.
Вопросы:
1. Что такое глобализация?
2. Каковы основные причины процесса глобализации?
3. В чём преимущества и недостатки глобализации для народов, населяющих
нашу планету?
Конспект урока по обществознанию в 8 классе. Тема «Развитие общества»
Конспект урока по обществознанию в 8 классе. Тема «Развитие общества»
Конспект урока по обществознанию в 8 классе. Тема «Развитие общества»
Конспект урока по обществознанию в 8 классе. Тема «Развитие общества»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.