Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)
Оценка 4.7

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
обществознание
9 кл
07.04.2017
Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)
Предмет - Обществознание Класс - 9 Тема урока - «Культура – понятие, формы, функции, нормы, элементы». Место и роль урока в изучаемой теме - Данная тема является частью раздела «Духовная сфера» Тип урока - Урок изучения нового материала Цель урока: Знакомство учащихся с понятиями «культура», и осознание ее места в духовной сфере общества; знакомство с существующими формами и видами культуры, ее основными функциями, культурными нормами, элементами культуры Задачи урока: 1. Образовательные – Познакомиться с понятиями «культура», «культурное наследие», «культурные универсалии»; раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры; объяснить, какие функции выполняет культура. 2. Развивающие – продолжить развивать умения работы с текстом, анализировать, делать выводы, выражать собственное мнение 3. Воспитательные –воспитывать чувство толерантности и уважения к различным культурам.конспект урока
урок.doc
Тема: «Культура – понятие, формы,  функции, нормы, элементы» ­2 часа Предмет  ­ Обществознание Класс ­ 9 Тема урока ­ «Культура – понятие, формы,  функции, нормы, элементы». Место и роль урока в изучаемой теме ­ Данная тема является частью раздела «Духовная сфера» Тип урока  ­ Урок изучения нового материала Цель   урока:  Знакомство   учащихся   с   понятиями   «культура»,     и   осознание   ее   места   в   духовной   сфере   общества; знакомство   с   существующими   формами   и   видами     культуры,   ее   основными   функциями,   культурными   нормами, элементами культуры Задачи урока:  1. Образовательные – Познакомиться с понятиями  «культура», «культурное наследие», «культурные универсалии»;  раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры;  объяснить, какие функции выполняет  культура. 2. Развивающие – продолжить развивать умения работы с текстом, анализировать, делать выводы, выражать  собственное мнение 3. Воспитательные –воспитывать чувство толерантности и уважения к различным культурам. Оборудование: Учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой "Обществознание" 9 класс, мультимедийная презентация, компьютер, доска,  мультимедийный проектор Методы и приёмы: Беседа, работа с текстами, демонстрация мультимедийной презентации, работа в парах. Ход урока­ 1 час Этап урока 1.Организационны й момент 2. Актуализация  знаний Формулирование  темы урока, цели и задач Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на урок Деятельность учителя Сегодняшние  уроки – это уроки­ исследования. Ими открываем  изучение нового раздела учебника, и начинаем изучать одну из  четырех сфер общества –  ­ назовите 4 сферы? Какие из них мы уже изучили в 8­9 классах?  (учитель может приводить примеры – ученики называют сферу) Деятельность учащихся Подготовка к уроку Отвечают на вопросы т  Что такое исследование? Исследование по определенной теме. Что  такое исследование?  Давайте вспомним  обязательные элементы  исследования (тема, цель, задачи, поиск информации, анализ и отбор,  оформление результатов). Результатом исследования будет заполненный вами рабочий лист.  Прямо сейчас я предлагаю вам определить тему исследования.  Для этого внимательно прочитайте текст №1, озаглавьте его, разбейте  его на смысловые части и дайте название каждой из них.  ­ о чем текст? (о культуре). Соответственно на уроке мы будем  изучать такое понятие (явление)  ­ культура. (Слайд 1) ­ А что мы можем сказать о культуре? Ответим на этот вопрос тоже  с помощью текста. На сколько частей вы разбили текст? Дайте  название каждой части. (комментирование учителя). ­ План (слайд 2) ­ Еще раз сформулируем тему урока, цель и его задачи  Запись в рабочем листе Работа с текстом (5 минут) Отвечают на вопросы  учителя Запись в рабочем листе 3.Изучение нового  материала Приступим к осуществлению нашего плана. ­Чтобы дать определение слову «Культура», возьмите ваш текст и  выдержки из словарей. Изучите материал. В рабочем листе запишите  то определение, которое , как вам кажется, наиболее полно отражает  его смысл. ­ Что у вас получилось? (заслушивает ответы). Сложно ли было  выбрать наиболее точное определение? Почему? (сложное явление) ­Как видите: сколько людей, столько и мнений.    На самом деле определений слову «культура» большое количество.  По разным данным от 200 до 500 (и даже 1000).   Слайд 4 ­попробуйте сформулировать понятие «культура» в широком и узком  смысле слова. Слайд 5 в узком смысле Культура                       в широком смысле Работают с текстами, дают  определение культуре (2 минуты) Ответы Делят на 2 столбца И обобщим вашу работу  ­  Что же такое культура?  Слайд ­6  Ответ ­Итак, мы подошли к следующему пункту плана – Виды и формы  культуры.  ­Пользуясь текстом 1, назовите виды культуры, дайте их  характеристику, приведите примеры. ­ назовите виды культуры (Материальная и духовная) ­приведите примеры каждого вида культуры Слайд 7­8 Это была одна из классификаций.  Существуют различные классификации данного понятия. Например,  культурологи выделяют несколько типов культуры. Слайд 9 Вот некоторые из них:  Читаю текст и отвечают на вопросы Приводят примеры  материальной и духовной  культур Комментарии видов  культур  массовая и индивидуальная;  западная и восточная;   индустриальная и постиндустриальная;   городская и сельская;   доминирующая и неглавная;  элитарная, массовая, народная   и т.д. ­ Рассмотрите внимательно иллюстрации, разделите их на три группы  (в рабочих листах занесите в верхние графы столбиков). Слайд 10 ­по каким признакам вы их объединяли? Чем они отличаются друг от  Рассматривают  иллюстрации, читают тексты, заполняют  таблицу друга? 1,6         3,5        2,4 ­ эти иллюстрации символизировали три формы культуры ? как вы думаете какие? ­ чтобы дать более полную характеристику формам культуры,  предлагаю поработать с текстами учебников и раздаточным  материалом.  ­ ваша задача выделить отличительные черты по текстам, заполнить  таблицу «Формы культуры» Слайд ­ 11 ­ по рядам (или группам) работают Элитарная Массовая Народная Выделите особенности, присущие элитарной культуре. Приведите примеры проявления элитарной культуры. Ряд 1. Элитарная культура. 1. 2.  Для поиска ответов на поставленные вопросы изучите с.144­145  учебника. + раздаточный материал 2. Народная культура. 1.Выделите особенности, присущие народной культуре. 2.Приведите примеры проявления народной культуры. Для поиска ответов на поставленные вопросы изучите с.145­146  учебника. + раздаточный материал 3. Массовая культура. 1.Выделите особенности массовой культуры. 2.Приведите примеры проявления массовой культуры. Для поиска ответов на поставленные вопросы изучите с.146 учебника.  + раздаточный материал Проверка выполнения Первичное закрепление – иллюстрации на слайде.  Слайд ­13  необходимо назвать форму культуры Рассматривают  иллюстрации и отвечают Чтение текста, отвечают на вопрос ­Мы с вами дали определение слову «культура», поговорили об ее  многообразии (виды и формы) ­А нужна ли культура человеку? Обществу? ­Какую роль играет культура в нашей жизни? ­В тексте 1 найдите ответы на эти вопросы. Что говорят авторы о роли культуры? ­ обобщая ваши ответы, можно выделить следующие функции  культуры: делаем записи в рабочем листе  Познавательная (формирование представлений об окр.мире)  Образовательная (передача социального опыта, обмен знаниями)  Коммуникативная (передача культурных ценностей, развитие  через общение)  Воспитательная (формирование представления о нормах  поведения)  Интегративная (объединение социальных групп)  Социализации (усвоение социальных ролей)  Регулятивная (контроль за поведением)  Приспособления к окружающей среде Слушание и  комментирование каждой Работа в группах проверка Функции тесно связаны друг с другом и порой ихтрудно отличать. В разных источниках можно увидеть разные названия функций. Первичное закрепление – задание для выполнения в группах (парах) – на соотнесение Слайд ­15­16­– для проверки Мы подошли к концу первого урока по данной теме. Где вам могут  пригодится полученные знания?  (на ОГЭ). В форме теста (из ОГЭ) – Слайд 17 проверка Вы хорошо поработали. Оцените свою работу на уроке в рабочем листе. Листы самооценки – приложение   1.Эссе на тему "Массовая культура ведет к исчезновению личности,  индивидуальности, к формированию массового человека, которым  легче манипулировать". 2. Закрепление  материала Рефлексия д/з Решение индивидуальное,  проверка в парах   Оценивают свою работу на  уроке Приложения   Значение слова Культура по Ефремовой: Культура ­ 1. Совокупность достижений человечества в области общественно­интеллектуальных и производственных отношений. //  Совокупность таких достижений в определенную эпоху, у определенного народа.  2. Уровень развития каждой из областей ­ интеллектуальной, общественной и производственной ­ жизни.  3. Совокупность памятников литературы, искусства, архитектуры и т.п., относящихся к одному времени, определенной территории.  4. Сфера человеческой деятельности, связанная с областью литературы, искусства, архитектуры и т.п.  5. Искусственно созданный человеком мир, жизнь в котором определяется его ­ человека ­ идеалами. Растение, выращиваемое или выращенное в процессе культивирования; культивируемое растение. Культура в Энциклопедическом словаре: Культура ­ (от лат. cultura ­ возделывание ­ воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития  общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их  взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие ""культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических  сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле ­сфера духовной  жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения  искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки,  уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).  Значение слова Культура по словарю Ушакова: КУЛЬТУРА  1. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. 2. То или иное состояние  общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую­н. эпоху, у какого­н. народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего  Египта. Пролетарская культура. 3. То же, что культурность. Высокая культура. 4. Разведение, возделывание, обработка (с.­х.). Культура льна,  свекловицы. 5. Разводимое, культивируемое растение (с.­х.). Сельскохозяйственные культуры.  Значение слова Культура по словарю Даля: Культура ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм.  обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо  сошника. Элитарная Массовая Народная №2. №3. Массовая культура – явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в 20 веке. Впервые этот термин был введен  испанским философом­идеалистом, представителем философии жизни, культурологом Хосе Ортега – и – Гассетом. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления и производства. Для появления массовой культуры  потребовалась несколько условий: ­достаточно высокий уровень образования масс, ­наличие у потребителя свободного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой досуг. ­наличие средств, способствующих распространению массовой культуры. СМИ – радио, телевидение, видеотехника, компьютерная техника. Первым шагом на пути к появлению массовой культуры было введение в Англии 1870­1890 годах закона об обязательной грамотности. В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, доступного всем и не требующего умения читать. Затем  появилось радио, телевидение, тиражирование записей на различных видах носителей, Интернет. В западной социологии массовая культура  рассматривается как коммерческая. Массовая культура способна при продаже приносить прибыль, создается ради прибыли. Как в любом виде коммерции, неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Телевидение, радио, кинематограф существуют за  счет рекламы.Ярчайшим примером массовой культуры является продукция Голливуда, киноиндустрии Индии. В настоящее время  американский кинематограф заполонил весь мир. Такой же коммерциализации подверглись также: ­книгопечатание,­пресса,­музыка,­фотография,­живопись. Массовая культура оказывает большое и своеобразное влияние на человека, в том числе и психическое. Существует термин "внушение и  заражение". В результате такого воздействия массовой культуры человек становится как бы зомбированным, зараженным "бациллами"  коллективного настроения массовой культуры. Через СМИ навязываются человеку кумиры, образы мыслей и образ жизни. В настоящее время термин "массовая культура" заменен понятием "поп ­ культура". Она демократична, обращена ко всем слоям общества. Массовой культуре противопоставляется элитарная культура. Элитарная происходит от слова "элита", что означает лучшее, избранное. Элитарная или высокая культура является сложной и трудной для  восприятия неподготовленным человеком. Это высокое искусство. Его девиз "Искусство для искусства". Главная цель тех, кто создает эту  культуру, самовыражение. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг разбирающихся в искусстве людей. Коммерческая выгода не является главной целью для создателей элитарной культуры. Элитарная культура способствует появлению  уникальных произведений искусства. К элитарной культуре относятся фильмы Феллини, Тарковского, Куросавы, картины П. Пикассо, С.Дали, Малевича, М.Шагала, музыка  Шнитке, Дюваля, романы Пруста и Джойса, балетное и оперное искусство. Круг почитателей элитарной культуры – высокообразованные люди – критики, литературоведы, музыканты. Уровень образованности  населения страны растет тогда, когда почитателей элитарной культуры становиться больше. Элитарная культура является источником идей, приемов, образов для массовой культуры. Массовая культура не может существовать без  подпитки элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризации и финансировании со стороны массовой. Именно их диалог и  взаимодействие и позволяет существовать и развиваться современной культуре.   В отличии от двух уже представленных форм культур народная культура создается самим народом, часто неизвестными авторами. Это  народные песни, былины, легенды, сказки, мифы, сказания, эпосы. Народная культура – это особый пласт культуры, наиболее устойчивая ее  часть, хранилище традиций. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает ее жизнь, ценности и воззрения. Ее произведения передают из уст в уста. Даже если ее достоянием становится авторское произведение, то авторство вскоре забывается.  Вспомните, например, песню "Катюша". Кто автор слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет. Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор – это устное народное творчество. Ученые,  занимающиеся изучением фольклора называются фольклористами. Отличительной чертой фольклора является то, что он локализован, т.е.  связан с отдельной местностью. №5 Группа 1. Элитарная культура. 1. 2. 3. 4. Для поиска ответов на поставленные вопросы изучите с.144­145 учебника.  Группа 2. Народная культура. 1. 2. 3. Для поиска ответов на поставленные вопросы изучите с.145­146 учебника. Группа 3. Массовая культура. 1. 2. 3. 4. Охарактеризуйте процесс создания элитарной культуры. Выделите особенности, присущие элитарной культуре. Приведите примеры проявления элитарной культуры. Объясните взаимосвязь между уровнем образования в обществе и развитием элитарной культуры. Охарактеризуйте процесс создания народной культуры. Выделите особенности, присущие народной культуре. Приведите примеры проявления народной культуры. Охарактеризуйте процесс создания массовой культуры. Объясните условия, необходимые для ее возникновения. Выделите особенности массовой культуры. Приведите примеры проявления массовой культуры. Для поиска ответов на поставленные вопросы изучите с.146 учебника. №7. Лист самооценки       ФИ ученика_________________ 1 этап – актуализация знаний 2 этап – изучение нового 3 этап – закрепление Оценка учителя (тест, тема, задачи) материала (работа с текстом, выполнение заданий) (тест) Критерии оценки: «2»– ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на  уроке не справился; «3» и «4»  – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки; «5» – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Культура" (2 часа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017