Цели: познакомить с заглавной буквой «ш»; активизировать знания о написании заглавной буквы в именах людей, кличках животных; развивать умение анализировать текст, интерес к чтению.
Оборудование: рисунок с изображением старухи Шапокляк, образцы написания букв «Ш», «ш», «И», «и», таблица слогов, репродукции картин Шишкина.
ЗАГЛАВНАЯ БУКВА «Ш».
УПРАЖНЕНИЯ В ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ
ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ В ИМЕНАХ ЛЮДЕЙ,
КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ
Ц е л и: познакомить с заглавной буквой «ш»; активизировать знания о
написании заглавной буквы в именах людей, кличках животных; развивать
умение анализировать текст, интерес к чтению.
О б о р у д о в а н и е : рисунок с изображением старухи Шапокляк, образцы
написания букв «Ш», «ш», «И», «и», таблица слогов, репродукции картин
Шишкина.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Мы немножко пошумели,
Стекла в окнах зазвенели.
Мы сказали: «Тишина»!
В школе рухнула стена. –
II. Повторение изученного.
На д о с к е : рисунок с изображением старухи Шапокляк.
– Вот эта героиня сегодня у нас на уроке, только вы не пугайтесь ее,
безобразничать она не будет. Сегодня на уроке мы поговорим об одном
замечательном звуке, который есть и в ее имени, и будем надеяться, что старуха
Шапокляк заинтересуется работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала
скажите, что такое «шапокляк»? (Работа с толковым словарем.)
– Какой первый звук вы слышите в имени старухи? ([ш].)
– Расскажите об этом звуке по плану:
– Какой он – гласный или согласный, произнесите его. (Этот звук согласный,
так как он не тянется и воздух при произнесении встречает преграду.)
– Звонкий или глухой? (Глухой и шипящий.)
– Твердый или мягкий? (Всегда твердый.)
В ы в о д : звук [ш] согласный, глухой, твердый.
На д о с к е : карточка с буквой «ш».
– Выполните звукобуквенный разбор слова «Шапокляк».
(С помощью учителя дети составляют схему слова.) Р а б о т а п о у ч е б н и к у , с. 84.
– Оденьте звуковичка «ш». (На голове черная шапочка, этот звук всегда
твердый, поэтому башмачки синего цвета.)
– Почему звуковичок не желает становиться с изученными нами согласными?
(Они звонкие.)
– Оденьте этих звуковичков. (Выполняют работу самостоятельно в парах.)
– Чем отличается звуковичок [г] от остальных? (Это парный согласный.)
– Назовите его пару. ([г], [к], [г’], [к’].)
III. Изучение нового материала.
– Вспомните сказку о Шапокляк и скажите: в имени какого героя есть этот
же звук? (Чебурашка.)
– В какой части слова мы его слышим? (Этот звук слышится в середине
слова.)
– Назовите слова, в которых звук [ш] слышится в конце слова.
– Сегодня мы изучаем звук [ш], который обозначается буквами «Ш», «ш».
Посмотрите, как эту букву изобразил художник (иллюстрация), а поэт Светик из
произведения Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» написал стихи:
Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква «Ш» над ней посмеялась.
– Почему мы произносим одинаково звук [ш], а на доске две буквы: Ш, ш?
(Заглавная буква для письма начала предложения, написания имен
собственных, а маленькая буква для написания других слов.)
Р а б о т а в П р о п и с и (2я страница обложки и с. 1).
– Сравните письменную заглавную и строчную буквы. Что можете сказать?
– Посмотрите на сову. Где спрятались буквы «ш»? (Оперение совы состоит
из элеменов, похожих на букву «Ш».)
– Обведите элементы оперения разными карандашами так, чтобы получились
буквы «ш».
– Обведите оперение на крыльях.
– Раскрасьте оставшиеся части рисунка штриховкой в разных направлениях.
– Сравните заглавные буквы «И» – «Ш».
– Самостоятельно напишите первую строчку. Подчеркните самые красивые
буквы.
О б р а з е ц н а п и с а н и я буквы.
Начинаем писать с середины междустрочия. Ведем руку вверх вправо,
закругляем, пишем наклонную линию с закруглением внизу вправо, ведемнаклонную линию вверх до одинакового уровня высоты, пишем наклонную
линию с закруглением внизу.
– Напишите букву в воздухе под счет и–раз–и–два–и–три–и.
– Напишите вторую строчку букв «ш». Подчеркните самые красивые.
– Напишите третью строчку, чередуя буквы «И» – «Ш».
– Самостоятельно напишите 4–7 строки.
– Прочитайте восьмую строку. Кого зовут таким именем: мальчика или
девочку? Как будет звучать полное имя девочки? (Девочка – Александра,
мальчик – Александр.)
– Спишите имена «Шура», «Шурик». Можно ли в этот ряд имен добавить имя
Саша? Напишите это имя.
– Прочитайте слова на следующей строке. Что их объединяет? (Это
фамилии.)
– Спишите фамилии, поставьте знаки ударения, разделите слова на слоги
вертикальной чертой простым карандашом.
На д о с к е таблица:
ША
ШО
ШИ
ШУ
ШЕ
АШ
ОШ
ИШ
УШ
ЕШ
– Прочитайте слоги громко; тихо; от тихого к громкому; от громкого к
тихому; вразбивку.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у , с. 84.
Ч т е н и е с л о в .
1й столбик.
– Прочитайте слова.
– Прочитайте слова с сочетанием «ши». В каком слове забыли выделить это
сочетание? (Шипы.) Подчеркните его.
Ш а п о к л я к . Как из шины получить машины? (Добавить слог «ма».)
– Прочитайте слова, написанные с большой буквы. Объясните написание.
(Это фамилии.)
– Чем отличаются слова «шалун» – «шалунишка»? (Оттенком значений:
шалунишкой ласково называют малыша.)
– Прочитайте слова снизу вверх.
– Шапокляк составила схему слова «школа». Проверьте, все ли правильно.И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а .
2й с т о л б и к .
– Прочитайте слова.
– Найдите слова с сочетаниями «ши», прочитайте.
– Объясните значения выделенных слов.
«Шарили» – искали во всех углах, «шуршали». Вот как поэт А. Усачев
рассказал об этом слове в своем стихотворении.
ШУРШАЩАЯ ПЕСЕНКА
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш,
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат…
Но все вокруг возмущены:
– Как расшуршались, шалуны!
Шуршат на малышей кусты,
Шуршат им с дерева листы.
Шуршит рассерженный камыш,
И дождь шуршит, и мамамышь.Весь лес шуршит им: – Шалуны!
Не нарушайте тишины!
Но их не слышат шесть мышат:
Давно уже мышата спят…
А. Усачев
3й с т о л б и к .
– Прочитайте слова.
– Какие буквы заменяют друг друга в первом и во втором словах? («и» – «о»).
– Что это за буквы? (Гласные.)
– Прочитайте имена детей. Чем они похожи?
– Прочитайте слова на букву «к», «м».
– Какая буква есть во всех прочитанных словах? (Буква «ш».)
Р а б о т а в П р о п и с и , с. 1.
– Прочитайте первое предложение. Какие цветы у Шуры? Назовите
безударные гласные в слове «ромашки». Составьте схему слова на доске.
Спишите предложение самостоятельно, поставьте точку под безударной гласной.
– Прочитайте второе предложение. Спишите предложение на новую строчку.
Запишите предложение с
–
комментированием. (Один ученик диктует по слогам, объясняет орфограммы.
Остальные слушают и пишут.)
Прочитайте третье предложение.
– Во всех написанных предложениях подчеркните пробел между предлогом и
словом.
– Прочитайте слово «пороша». Объясните значение слова. (Пороша – это
свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)
– Поставьте в слове ударение. Подчеркните безударные гласные. Запишите
слово 3–4 раза, под безударной гласной ставьте красную точку.
– В последнем слове поставьте точки соответствующего цвета под всеми
буквами.
– Каких согласных не оказалось? Какая гласная буква указывает на мягкость
предшествующего согласного? («и».)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
(Автоматизация звука [ш].)
Тише, мыши, тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у , с. 84.
– Прочитайте ключевые слова: мышата, шалунишки, шарили, шуршали, пир,
Мурка.
– Рассмотрите иллюстрацию, предположите, о чем будете читать?
Ч т е н и е про себя.
Ч т е н и е вслух, беседа.
– Как зовут мышат? Что делали мышата? Почему мышата устроили пир?
Ответьте на вопрос текста.
– Оправдались ли наши предположения?
П о в т о р н о е ч т е н и е .
– Расскажите, какие мышата?
– Художник изобразил мышат до пира или после? Объясните.
– Как озаглавите текст?
– Посмотрите на Шапокляк. Она любит мышат, потому что у нее есть…
крыска Лариска.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
– Я буду называть слова, а вы должны определять, с какой буквы они
пишутся. Если с заглавной, то вы встанете на носочки, если с маленькой, то
присядете.
Кошка – Маришка,
Котенок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыпленок – Пушок.
Корова – Буренка,
Коза – Найденка,
Поросенок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной!
Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,Козел – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросенок – Гришка.
Красота – синичка.
Как напишешь клички?
– Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?
(Имена, фамилии, клички, города –
Все с заглавной буквы пишутся всегда.)
– Помогите Шапокляк.
У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у , с. 84 (имена в рамке).
– Какие из перечисленных имен мы предложим щенкам? (Тишка.)
– Придумайте клички для двух щенков. Запишите их на доске в виде схем.
Р а б о т а в П р о п и с и , с. 1.
Разгадывание ребуса от старухи Шапокляк. (Отгадка – «шутки».)
Старуха решила все испытать, она спрятала в словах буквы «с» и «ш».
Возьмите карандаш, вместе мы сможем выполнить это задание. (Дети читают
слова, подставляя буквы «с», «ш». Правильный вариант записывают.)
– Прочитайте слова, которые получились. Запишите их рядом письменными
буквами. Покажите Шапокляк, как вы умеете аккуратно и без ошибок писать.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у , с. 85.
– Рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте название. Кто автор?
– Предположите, о чем будете читать?
Ч т е н и е и б е с е д а по содержанию.
1й а б з а ц .
– О чем узнали из первого четверостишия? О каких моряках говорит поэт?
(Пока неизвестно.)
2й а б з а ц .
– Как выглядят моряки? Кто им страшен?
– Можно было бы догадаться, что моряки мыши, без картинки?
– Какие слова нам помогли?
– Есть ли в стихотворении слово «мыши»?
– Какое произведение напомнило нам это стихотворение? (Загадку.)– Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь к выразительному
чтению так, чтобы Шапокляк осталась довольна.
IV. Итог урока.
– Шапокляк всегда ставила героев сказки в неудобное положение. Вот и вам
она приготовила трудное задание. Надо составить слова из букв Ш Ш К. Между
этими буквами надо вставить гласные буквы. Какие слова могут получиться?
(Шашки, шишка, шашка, шишки.)
– Попробуйте прочитать зашифрованные слова:
(шалаш)
(шиповник)
(Шапокляк)
(башмак)
Ш Л Ш
Ш В Н К
Ш П К Л К
Б Ш М К
– Почему старуха Шапокляк такая вредная? (У нее нет друзей, она не
читает добрые и хорошие книги, она не училась в школе и т. д.)
– Давайте представим ее смешной и веселой, для этого измените ее внешний
вид. Подберите слова со звуком [ш], обозначающие одежду. (Шуба, шапочка,
шарф и т. д.)
– Посмотрите, какая забавная у нас получилась Шапокляк. Ей очень нравится
наряд, она даже улыбается. (Иллюстрация: Шапокляк в новом костюме.)
– А если бы Шапокляк училась в нашем классе, как бы она отвечала на
вопросы по уроку? Только вопросы буду задавать я, а отвечать на них будете вы.
– С какой буквы начинается имя нашей гостьи? Расскажите об этой букве.
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
– Шапокляк ответила бы так же. Давайте преподнесем Шапокляк подарок. А
какой – отгадайте:
Я и красный, и зеленый,
Я и голубой, и черный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса.
– Почему именно этот предмет мы подарим? (Он начинается на букву «ш», с
которой начинается и имя гостьи. Именно его подарили герои сказки, чтобы
Шапокляк улетела далеко. Но у нас она стала добрее, и ей еще не раз
захочется побывать у нас на уроках.)
(Воздушный шарик.)