Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: "ЗАГЛАВНАЯ БУКВА «Ш». УПРАЖНЕНИЯ В ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ В ИМЕНАХ ЛЮДЕЙ, КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ "

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить с заглавной буквой «ш»; активизировать знания о написании заглавной буквы в именах людей, кличках животных; развивать умение анализировать текст, интерес к чтению. Оборудование: рисунок с изображением старухи Шапокляк, образцы написания букв «Ш», «ш», «И», «и», таблица слогов, репродукции картин Шишкина.
Иконка файла материала Заглавная буква.doc88888.doc
ЗАГЛАВНАЯ БУКВА «Ш». УПРАЖНЕНИЯ В ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ В ИМЕНАХ ЛЮДЕЙ, КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ Ц е л и:  познакомить   с   заглавной   буквой   «ш»;   активизировать   знания   о написании   заглавной   буквы   в   именах   людей,   кличках   животных;   развивать умение анализировать текст, интерес к чтению. О б о р у д о в а н и е :   рисунок   с   изображением   старухи   Шапокляк,   образцы написания   букв   «Ш»,   «ш»,   «И»,   «и»,   таблица   слогов,   репродукции   картин Шишкина. I. Организационный момент. Х о д   у р о к а Мы немножко пошумели, Стекла в окнах зазвенели. Мы сказали: «Тишина»! В школе рухнула стена. – II. Повторение изученного. На д о с к е : рисунок с изображением старухи Шапокляк. –  Вот   эта   героиня   сегодня   у   нас   на   уроке,   только   вы   не   пугайтесь   ее, безобразничать   она   не   будет.   Сегодня   на   уроке   мы   поговорим   об   одном замечательном звуке, который есть и в ее имени, и будем надеяться, что старуха Шапокляк заинтересуется работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала скажите, что такое «шапокляк»? (Работа с толковым словарем.) – Какой первый звук вы слышите в имени старухи? ([ш].) – Расскажите об этом звуке по плану: – Какой он – гласный или согласный, произнесите его. (Этот звук согласный, так как он не тянется и воздух при произнесении встречает преграду.) – Звонкий или глухой? (Глухой и шипящий.) – Твердый или мягкий? (Всегда твердый.) В ы в о д : звук [ш] согласный, глухой, твердый. На д о с к е : карточка с буквой «ш». – Выполните звукобуквенный разбор слова «Шапокляк». (С помощью учителя дети составляют схему слова.) Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у , с. 84. –  Оденьте звуковичка «ш».  (На голове черная шапочка, этот звук всегда твердый, поэтому башмачки синего цвета.) – Почему звуковичок не желает становиться с изученными нами согласными? (Они звонкие.) – Оденьте этих звуковичков. (Выполняют работу самостоятельно в парах.) – Чем отличается звуковичок [г] от остальных? (Это парный согласный.) – Назовите его пару. ([г], [к], [г’], [к’].) III. Изучение нового материала. – Вспомните сказку о Шапокляк и скажите: в имени какого героя есть этот же звук? (Чебурашка.) –  В какой части слова мы его слышим?  (Этот звук слышится в середине слова.) – Назовите слова, в которых звук [ш] слышится в конце слова. –  Сегодня мы изучаем звук [ш], который обозначается буквами «Ш», «ш». Посмотрите, как эту букву изобразил художник (иллюстрация), а поэт Светик из произведения Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» написал стихи: Когда у расчески три зуба осталось, Тогда буква «Ш» над ней посмеялась. –  Почему мы произносим одинаково звук [ш], а на доске две буквы: Ш, ш? (Заглавная   буква   для   письма   начала   предложения,   написания   имен собственных, а маленькая буква для написания других слов.)  Р а б о т а   в   П р о п и с и (2­я страница обложки и с. 1). – Сравните письменную заглавную и строчную буквы. Что можете сказать? – Посмотрите на сову. Где спрятались буквы «ш»? (Оперение совы состоит из элеменов, похожих на букву «Ш».) – Обведите элементы оперения разными карандашами так, чтобы получились буквы «ш». – Обведите оперение на крыльях. – Раскрасьте оставшиеся части рисунка штриховкой в разных направлениях. – Сравните заглавные буквы «И» – «Ш». –  Самостоятельно напишите первую строчку. Подчеркните самые красивые буквы.  О б р а з е ц   н а п и с а н и я  буквы. Начинаем   писать   с   середины   междустрочия.   Ведем   руку   вверх   вправо, закругляем,   пишем   наклонную   линию   с   закруглением   внизу   вправо,   ведемнаклонную   линию   вверх   до   одинакового   уровня   высоты,   пишем   наклонную линию с закруглением внизу. – Напишите букву в воздухе под счет и–раз–и–два–и–три–и. – Напишите вторую строчку букв «ш». Подчеркните самые красивые. – Напишите третью строчку, чередуя буквы «И» – «Ш». – Самостоятельно напишите 4–7 строки. –  Прочитайте   восьмую   строку.   Кого   зовут   таким   именем:   мальчика   или девочку?   Как   будет   звучать   полное   имя   девочки?  (Девочка   –   Александра, мальчик – Александр.) – Спишите имена «Шура», «Шурик». Можно ли в этот ряд имен добавить имя Саша? Напишите это имя. –  Прочитайте   слова   на   следующей   строке.   Что   их   объединяет?  (Это фамилии.) –  Спишите   фамилии,   поставьте   знаки   ударения,   разделите   слова   на   слоги вертикальной чертой простым карандашом. На д о с к е  таблица: ША ШО ШИ ШУ ШЕ АШ ОШ ИШ УШ ЕШ –  Прочитайте   слоги   громко;   тихо;   от   тихого   к   громкому;   от   громкого   к тихому; вразбивку.  Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у , с. 84. Ч т е н и е   с л о в . 1­й столбик. – Прочитайте слова. – Прочитайте слова с сочетанием «ши». В каком слове забыли выделить это сочетание? (Шипы.) Подчеркните его. Ш а п о к л я к .  Как из шины получить машины? (Добавить слог «ма».) –  Прочитайте   слова,   написанные   с   большой   буквы.   Объясните   написание. (Это фамилии.) –  Чем   отличаются   слова  «шалун» – «шалунишка»?  (Оттенком   значений: шалунишкой ласково называют малыша.) – Прочитайте слова снизу вверх. – Шапокляк составила схему слова «школа». Проверьте, все ли правильно.И н д и в и д у а л ь н а я   р а б о т а . 2­й с т о л б и к . – Прочитайте слова. – Найдите слова с сочетаниями «ши», прочитайте. – Объясните значения выделенных слов. «Шарили»   –   искали   во   всех   углах,   «шуршали».   Вот   как   поэт   А.   Усачев рассказал об этом слове в своем стихотворении. ШУРШАЩАЯ ПЕСЕНКА Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, И дождь шуршит, И мышь, шурша, В нору спешит. А там тихонечко шуршат Шесть шустрых маленьких мышат… Но все вокруг возмущены: – Как расшуршались, шалуны! Шуршат на малышей кусты, Шуршат им с дерева листы. Шуршит рассерженный камыш, И дождь шуршит, и мама­мышь.Весь лес шуршит им: – Шалуны! Не нарушайте тишины! Но их не слышат шесть мышат: Давно уже мышата спят… А. Усачев 3­й с т о л б и к . – Прочитайте слова. – Какие буквы заменяют друг друга в первом и во втором словах? («и» – «о»). – Что это за буквы? (Гласные.) – Прочитайте имена детей. Чем они похожи? – Прочитайте слова на букву «к», «м». – Какая буква есть во всех прочитанных словах? (Буква «ш».)  Р а б о т а   в   П р о п и с и ,  с. 1. –  Прочитайте   первое   предложение.   Какие   цветы   у   Шуры?   Назовите безударные   гласные   в   слове   «ромашки».   Составьте   схему   слова   на   доске. Спишите предложение самостоятельно, поставьте точку под безударной гласной. – Прочитайте второе предложение. Спишите предложение на новую строчку.   Запишите   предложение   с – комментированием. (Один ученик диктует по слогам, объясняет орфограммы. Остальные слушают и пишут.)  Прочитайте   третье   предложение. – Во всех написанных предложениях подчеркните пробел между предлогом и словом. –  Прочитайте слово «пороша». Объясните значение слова.  (Пороша – это свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.) –  Поставьте в слове ударение. Подчеркните безударные гласные. Запишите слово 3–4 раза, под безударной гласной ставьте красную точку. –  В   последнем   слове   поставьте   точки   соответствующего   цвета   под   всеми буквами. – Каких согласных не оказалось? Какая гласная буква указывает на мягкость предшествующего согласного? («и».) Ф и з к у л ь т м и н у т к а (Автоматизация звука [ш].) Тише, мыши, тише, мыши! Кот сидит на нашей крыше.Мышка, мышка, берегись И коту не попадись.  Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у , с. 84. –  Прочитайте ключевые слова: мышата, шалунишки, шарили, шуршали, пир, Мурка. – Рассмотрите иллюстрацию, предположите, о чем будете читать?  Ч т е н и е  про себя.  Ч т е н и е  вслух, беседа. –  Как  зовут   мышат? Что  делали  мышата?  Почему  мышата  устроили  пир? Ответьте на вопрос текста. – Оправдались ли наши предположения?  П о в т о р н о е   ч т е н и е . – Расскажите, какие мышата? – Художник изобразил мышат до пира или после? Объясните. – Как озаглавите текст? –  Посмотрите   на   Шапокляк.   Она   любит   мышат,  потому   что   у   нее   есть… крыска Лариска. Ф и з к у л ь т м и н у т к а –  Я   буду   называть   слова,   а   вы   должны   определять,   с   какой   буквы   они пишутся. Если с заглавной, то вы встанете на носочки, если с маленькой, то присядете. Кошка – Маришка, Котенок – Тишка, Щенок – Дружок, Цыпленок – Пушок. Корова – Буренка, Коза – Найденка, Поросенок – Хрюша И бычок – Гаврюша. Все их клички до одной Пишут с буквы прописной! Кошка – Пушинка, Собака – Смешинка, Петух – Крикун,Козел – Бодун, Воробей – Тишка, Поросенок – Гришка. Красота – синичка. Как напишешь клички? – Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?  (Имена, фамилии, клички, города –  Все с заглавной буквы пишутся всегда.) – Помогите Шапокляк. У меня есть три щенка, Кличек нет у них пока. Мне, ребята, помогите, Клички для щенков найдите.  Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у , с. 84 (имена в рамке). – Какие из перечисленных имен мы предложим щенкам? (Тишка.) – Придумайте клички для двух щенков. Запишите их на доске в виде схем.  Р а б о т а   в   П р о п и с и , с. 1.  Разгадывание ребуса от старухи Шапокляк. (Отгадка – «шутки».) Старуха   решила   все   испытать,   она   спрятала   в   словах   буквы   «с»   и   «ш». Возьмите карандаш, вместе мы сможем выполнить это задание. (Дети читают слова, подставляя буквы «с», «ш». Правильный вариант записывают.) –  Прочитайте слова, которые получились. Запишите их рядом письменными буквами. Покажите Шапокляк, как вы умеете аккуратно и без ошибок писать.  Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у , с. 85. – Рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте название. Кто автор? – Предположите, о чем будете читать?  Ч т е н и е   и   б е с е д а  по содержанию. 1­й а б з а ц . –  О чем узнали из первого четверостишия? О каких моряках говорит поэт? (Пока неизвестно.) 2­й а б з а ц . – Как выглядят моряки? Кто им страшен? – Можно было бы догадаться, что моряки мыши, без картинки? – Какие слова нам помогли? – Есть ли в стихотворении слово «мыши»? – Какое произведение напомнило нам это стихотворение? (Загадку.)–  Прочитайте   стихотворение   про   себя.   Подготовьтесь   к   выразительному чтению так, чтобы Шапокляк осталась довольна. IV. Итог урока. – Шапокляк всегда ставила героев сказки в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное задание. Надо составить слова из букв Ш  Ш  К. Между этими буквами надо вставить гласные буквы. Какие слова могут получиться? (Шашки, шишка, шашка, шишки.) – Попробуйте прочитать зашифрованные слова: (шалаш) (шиповник) (Шапокляк) (башмак) Ш  Л  Ш Ш В Н К Ш П К Л К Б  Ш  М   К –  Почему   старуха   Шапокляк   такая   вредная?  (У   нее   нет   друзей,   она   не читает добрые и хорошие книги, она не училась в школе и т. д.) – Давайте представим ее смешной и веселой, для этого измените ее внешний вид. Подберите слова со звуком [ш], обозначающие одежду.  (Шуба, шапочка, шарф и т. д.) – Посмотрите, какая забавная у нас получилась Шапокляк. Ей очень нравится наряд, она даже улыбается. (Иллюстрация: Шапокляк в новом костюме.) –  А   если   бы   Шапокляк   училась   в   нашем   классе,   как   бы   она   отвечала   на вопросы по уроку? Только вопросы буду задавать я, а отвечать на них будете вы. –  С какой буквы начинается имя нашей гостьи? Расскажите об этой букве. Какие слова пишутся с заглавной буквы? – Шапокляк ответила бы так же. Давайте преподнесем Шапокляк подарок. А какой – отгадайте: Я и красный, и зеленый, Я и голубой, и черный. Только лишь надуй меня, Улечу я в небеса. – Почему именно этот предмет мы подарим? (Он начинается на букву «ш», с которой начинается и имя гостьи. Именно его подарили герои сказки, чтобы Шапокляк   улетела   далеко.   Но   у   нас   она   стала   добрее,   и   ей   еще   не   раз захочется побывать у нас на уроках.) (Воздушный шарик.)