Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение
1 кл
06.03.2019
Цель: Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).
Задачи.
Открыть новый способ алфавитного расположения слов;
способствовать прочному запоминанию алфавита,
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.
Формированию орфографической зоркости первоклассников,
Становлению самоконтроля.
Проблемный вопрос урока:
Зачем нужен алфавит?
Оборудование:
Карточки со словами: пенал, альбом, портфель, пруд,
собака, ручка.
Карточки с фамилиями
Учебник (словарь)
Презентация
Солнышко
Алфавит.doc
Алфавит.
Цель: Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв
(алфавита).
Задачи.
Открыть новый способ алфавитного расположения слов;
способствовать прочному запоминанию алфавита,
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.
Формированию орфографической зоркости первоклассников,
Становлению самоконтроля.
Проблемный вопрос урока:
Зачем нужен алфавит?
Оборудование:
Карточки со словами: пенал, альбом, портфель, пруд,
собака, ручка.
Карточки с фамилиями
Учебник (словарь)
Презентация
Солнышко
I.
Самоопределение к учебной деятельности.
Задачи:
создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию
каждого ребенка;
определить содержательные рамки урока.
Слайд 1.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадки,
И линейку не забудь:
Отправляемся мы в путь!
Гулять сегодня некогда:
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам
И вас мы удивим!
o Ребята, какое у вас настроение? Если у вас настроение хорошее, то нарисуйте
солнышко, а если грустное – тучку. У меня хорошее настроение, поэтому я
закрепляю на доске солнышко. Желаю всем с хорошим настроением работать
весь урок.
Слайд 2. Линовка.
Каллиграфическая минутка. ал фа вит
1 o Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился
o Попробуйте определить тему урока. Кто догадался? (Алфавит). Сл. 3
o Что же такое алфавит? (Алфавит – это последовательность букв русского
лучше всех.
языка) Открыть шторку.
o Алфавит очень большая тема и за один урок мы все не повторим Что бы вы
хотели сегодня повторить об алфавите?
(для чего нужен алфавит? Где применяют алфавит?
Как образовалось слово «алфавит»? Как появился славянский алфавит?)
o Василиса провела поисковую работу и узнала: как образовалось слово
«алфавит». Слайд 4.
Василиса: Слово «алфавит» греческое, образовалось оно от названий первых
греческих букв: альфа и вита. Подругому можно сказать «азбука». Раньше в русском
языке букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”.
Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из
названий первых букв. Это слова – синонимы, слова близкие по значению, но разные по
звучанию и написанию.
o На одном из прошлых уроков мы с вами считали буквы в русском алфавите.
Вспомните, сколько там букв? Сл. 5
II.
Актуализация знаний
и фиксирование затруднения в деятельности.
Задачи:
способствовать прочному запоминанию алфавита;
актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
организовать затруднение в деятельности.
o А что такое буква? (значок для обозначения звука)
o Сколько гласных букв в русском алфавите?
o А звуков? Почему букв больше, чем звуков?
o А что вы можете сказать о количестве согласных букв и звуков?
(букв 21, звуков – 36)
На некоторые вопросы мы уже ответили. Пошли дальше.
Электронное приложение: найди место буквы в алфавите (задание 2). Расположите
буквы в словах в алфавитном порядке (задание 5 – паровоз)
Сейчас давайте поиграем. “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.
Слайд 6 – Шторку открывать сверху вниз до середины.
1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б». Вторая за – буквой
“Н”. Третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”. Вторая – перед
буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
2 3. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”. Вторая – за буквой
“Д”. Третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
4. В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая
буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая,
четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.
Волк, коса, щель, зубр.
o На какие группы можно разделить слова?
Одушевлённые и неодушевлённые;
мужского рода и женского рода;
o Что общего у этих слов?
1 слог и 2 слога; ударение.
Они единственного числа,
нарицательные,
o Запишите эти слова в алфавитном порядке. Что у вас получилось? Расскажите об
обозначают предмет.
этапах своей работы.
o Проговорить алгоритм: Слайд 7.
Выделить в словах первые буквы
Определить их последовательность в алфавите
Расположить слова в соответствии с последовательностью букв в алфавите
Какие трудности у вас возникали? Проверьте свою работу по образцу.
Вернуться Слайд 6 – открыть до конца.
o В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались?
Вол, оса, ель, зуб.
o Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.
Вол, ель, зуб, оса.
Электронное приложение. Книги.
Что мы знаем о правописании фамилий людей. Запишите.
III.
Построение проекта выхода из затруднения
и его реализация.
Задачи:
выявить причину затруднения (расположение слов по следующей букве);
открыть новый способ действия;
зафиксировать новый способ действий во внешней речи.
Слайд 7.
o А зачем человеку нужен алфавит?
Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу,
в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного.
o Молодцы! Выполните, пожалуйста, задание.
Работа в парах. Слайд 8.
o Прочитайте слова на красных карточках.
пенал, альбом, портфель, пруд, собака, ручка, пальто, петух
o Что они обозначают? На какой вопрос отвечают?
3 o Какое слово лишнее? Почему?
(собака – три слога; пруд – один слог)
o Какие орфограммы есть в этих словах? Как проверить?
(Ручка – чкчн; пруд – парная согласная)
o Если мы не знаем как пишется слово, что будем делать?
o Какие бывают словари?
o Как в словарях расположены слова?
o Расположите слова по алфавиту (одна пара на доске)
(Задание вызывает затруднение – проблемная ситуация)
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
o Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднение?
Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить.
o Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать?
Расположить слова по алфавиту.
o Какие знания вы применили?
По первой букве определили место слова.
o Какое слово записали первым, вторым, третьим?
o Задание было одно?
o А как вы его выполнили?
Поразному.
o Почему так получилось?
Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквой.
Коррекция затруднений
o А может быть нам поможет словарь? На желтых листочках у вас распечатана
страничка из орфографического словаря.
o Посмотрим на слова на букву Б. Почему там именно такой порядок слов?
Буква а первая в алфавите. Нужно слова расположить по второй, (третьей, четвертой)
букве!
o Итак, к какому выводу мы пришли?
Если в словах первая буква одинаковая, то слова надо располагать по второй
(третьей, четвертой) букве.
o Давайте выстроим алгоритм наших действий. Слайд 9.
Выделить в словах первые буквы
Расположить слова в алфавитном порядке
Если первые буквы одинаковые, выделить вторые буквы
Расположить по алфавиту по второй букве
Если вторые буквы совпадают, то располагать по третьей
o Возвращаемся к нашему заданию. Исправить ошибки и записать слова.
Слайд 10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV.
Обобщение затруднений во внешней речи.
Включение в систему знаний.
Задачи:
воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение;
проверить своё умение применять новый способ в типовых условиях;
систематизировать знания об алфавите.
Слайд 11.
4 Обобщение.
o Давайте ещё раз вспомним, в каком месте возникло затруднение.
Расположение слов по алфавиту.
o Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь
знаете? Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если
и она одинаковая, то по третьей букве.
Включение в систему знаний.
o Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ
расположения слов? В какой ситуации?
o У меня такая ситуация возникла когда я заполняла наш классный журнал. У нас в
классе пять учеников, фамилии которых начинаются на букву К, помогите мне
расположить их в алфавитном порядке.
Вызвать детей к доске, раставить их по алфавиту фамилий.
Качнова, Кобылкина, Коваль, Костин, Крылов (стр. журнала)
o Спасибо за вашу помощь. У меня для вас есть еще задание. Слайд 12.
o Что такое текст? На уроках русского языка мы с вами занимались
редактированием текста. Вспомните, что это такое.
Редактирование – это процесс обработки текста для придания ему нужного вида.
Сколько предложений в этом тексте?
Какие правила надо помнить, чтобы правильно записать предложение?
Запишите текст, расположив слова в каждом предложении по алфавиту:
Февраль наступил. Солнце мало светит.
Холодно на улице. Снегом покрыты деревья.
Наступил февраль. Мало светит солнце.
На улице холодно. Деревья покрыты снегом.
Задачи:
V. Рефлексия деятельности.
зафиксировать в речи открытый способ действий;
оценить собственную деятельность на уроке.
Слайд 13.
o Итак, мы сегодня работали над умением пользоваться русским алфавитом.
Что мы повторили? Слайд 14
o У кого возникли затруднения?
o Кому удалось их преодолеть? Что помогло это сделать?
o Кого из ребят вы похвалите за работу?
o С каким настроением вы заканчиваете урок? Молодцы! Я рада за вас.
5
Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс
Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс
Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс
Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс
Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.