Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение
1 кл
06.03.2019
Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс
Цель: Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита). Задачи.  Открыть новый способ алфавитного расположения слов;  способствовать прочному запоминанию алфавита,  Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.  Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.  Формированию орфографической зоркости первоклассников,  Становлению самоконтроля. Проблемный вопрос урока: Зачем нужен алфавит? Оборудование:  Карточки со словами: пенал, альбом, портфель, пруд, собака, ручка.  Карточки с фамилиями  Учебник (словарь)  Презентация  Солнышко
Алфавит.doc
Алфавит. Цель: Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв  (алфавита). Задачи.   Открыть новый способ алфавитного расположения слов;  способствовать прочному запоминанию алфавита,    Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.  Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.   Формированию орфографической зоркости первоклассников,   Становлению самоконтроля. Проблемный вопрос урока: Зачем нужен алфавит? Оборудование:  Карточки со словами: пенал, альбом, портфель, пруд,                                                                   собака, ручка.  Карточки с фамилиями  Учебник (словарь)  Презентация  Солнышко  I. Самоопределение к учебной деятельности. Задачи:    создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию  каждого ребенка; определить содержательные рамки урока. Слайд 1. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книга, ручка и тетрадки, И линейку не забудь: Отправляемся мы в путь! Гулять сегодня некогда: Мы заняты другим. Пришли сегодня гости к нам И вас мы удивим! o Ребята, какое у вас настроение? Если у вас настроение хорошее, то нарисуйте солнышко,   а   если   грустное   –   тучку.     У   меня     хорошее   настроение,   поэтому   я закрепляю  на   доске   солнышко.  Желаю  всем   с  хорошим   настроением   работать весь урок.    Слайд 2. Линовка.  Каллиграфическая минутка.                              ал     фа    вит   1 o Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился o Попробуйте определить тему урока. Кто догадался? (Алфавит). Сл. 3 o Что же такое алфавит?  (Алфавит – это последовательность букв    русского  лучше всех.  языка) Открыть шторку. o Алфавит очень большая тема и за один урок мы все не повторим Что бы вы  хотели сегодня повторить об алфавите?   (для чего нужен алфавит? Где применяют алфавит?  Как образовалось слово «алфавит»? Как появился славянский алфавит?) o Василиса провела поисковую работу и узнала: как образовалось слово  «алфавит».   Слайд 4. Василиса:  Слово   «алфавит»   ­   греческое,   образовалось   оно   от   названий   первых греческих букв: альфа и вита. По­другому можно сказать «азбука».   Раньше в русском языке букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. Слово   “азбука”   русское,   “алфавит”   –   греческое.   Образованы   они   одинаково   –   из названий первых букв. Это слова – синонимы, слова близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.  o На одном из прошлых уроков мы с вами считали буквы в русском алфавите.  Вспомните, сколько там букв?  Сл. 5 II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности. Задачи:     способствовать прочному запоминанию алфавита; актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; организовать затруднение в деятельности. o А что такое буква? (значок для обозначения звука) o Сколько гласных букв в русском алфавите?  o А звуков? Почему букв больше, чем звуков? o А что вы можете сказать о количестве согласных букв и звуков? (букв ­21, звуков – 36) На некоторые вопросы мы уже ответили. Пошли дальше. Электронное приложение: найди место буквы в алфавите (задание 2).  Расположите  буквы в словах в алфавитном порядке (задание 5 – паровоз) Сейчас давайте поиграем. “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.  Слайд 6 – Шторку открывать сверху вниз до середины. 1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б».  Вторая за – буквой  “Н”. Третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”. 2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”. Вторая – перед  буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”. 2 3. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”. Вторая – за буквой  “Д”. Третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”. 4. В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая  буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая,  четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая. Волк, коса, щель, зубр.  o На какие группы можно разделить слова? Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода; o Что общего у этих слов? 1 слог и 2 слога;  ударение. Они единственного числа, нарицательные, o Запишите эти слова в алфавитном порядке. Что у вас получилось? Расскажите об обозначают предмет. этапах своей работы.   o Проговорить алгоритм: Слайд 7.  Выделить в словах первые буквы  Определить их последовательность в алфавите  Расположить слова в соответствии с последовательностью букв в алфавите Какие трудности у вас возникали? Проверьте свою работу по образцу.  Вернуться ­ Слайд 6 – открыть до конца. o В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались?    Вол, оса, ель, зуб.  o Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке. Вол, ель, зуб, оса. Электронное приложение. Книги.  Что мы знаем о правописании фамилий людей. Запишите. III. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. Задачи:     выявить причину затруднения (расположение слов по следующей букве); открыть новый способ действия; зафиксировать новый способ действий во внешней речи. Слайд 7. o А зачем человеку нужен алфавит?  Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу,  в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного. o Молодцы! Выполните, пожалуйста, задание.  Работа в парах. Слайд 8. o Прочитайте слова на красных карточках. пенал, альбом, портфель, пруд, собака, ручка, пальто, петух  o Что они обозначают? На какой вопрос отвечают?  3 o Какое слово лишнее? Почему?  (собака – три слога; пруд – один слог) o Какие орфограммы есть в этих словах? Как проверить? (Ручка – чк­чн; пруд – парная согласная) o Если мы не знаем как пишется слово, что будем делать? o Какие бывают словари? o Как в словарях расположены слова? o Расположите слова по алфавиту (одна пара на доске)  (Задание вызывает затруднение – проблемная ситуация)  Побуждающий от проблемной ситуации диалог o Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднение?  Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить. o Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать?  Расположить слова по алфавиту. o Какие знания вы применили?  По первой букве определили место слова. o Какое слово записали первым, вторым, третьим? o Задание было одно?  o А как вы его выполнили? По­разному. o Почему так получилось?   Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквой.  Коррекция затруднений o А может быть нам поможет словарь? На желтых листочках у вас распечатана  страничка из орфографического словаря.  o Посмотрим на слова на букву Б. Почему там именно такой порядок слов?  Буква а первая в алфавите. Нужно слова расположить по второй, (третьей, четвертой)   букве!  o Итак, к какому выводу мы пришли?  Если в словах первая буква одинаковая, то слова надо располагать по второй  (третьей, четвертой) букве. o Давайте выстроим алгоритм наших действий. Слайд 9.  Выделить в словах первые буквы  Расположить слова в алфавитном порядке  Если первые буквы одинаковые, выделить вторые буквы  Расположить по алфавиту по второй букве  Если вторые буквы совпадают, то располагать по третьей o Возвращаемся к нашему заданию. Исправить ошибки и записать слова. Слайд 10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА IV. Обобщение затруднений во внешней речи. Включение в систему знаний. Задачи:     воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение; проверить своё умение применять новый способ в типовых условиях;  систематизировать знания об алфавите. Слайд 11. 4  Обобщение. o Давайте ещё раз вспомним, в каком месте возникло затруднение.  Расположение слов по алфавиту. o Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете? Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если  и она одинаковая, то по третьей букве.  Включение в систему знаний. o Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ  расположения слов? В какой ситуации?  o У меня такая ситуация возникла когда я заполняла наш классный журнал. У нас в классе пять учеников, фамилии которых начинаются на букву К, помогите мне  расположить их в алфавитном порядке. Вызвать детей к доске, раставить их по алфавиту фамилий. Качнова, Кобылкина, Коваль, Костин, Крылов (стр. журнала) o Спасибо за вашу помощь. У меня для вас есть еще задание. Слайд 12. o Что такое текст? На уроках русского языка мы с вами занимались  редактированием текста. Вспомните, что это такое.   Редактирование – это процесс обработки текста для придания ему нужного вида. Сколько предложений в этом тексте?  Какие правила надо помнить, чтобы правильно записать предложение?  Запишите текст, расположив слова в каждом предложении по алфавиту: Февраль наступил. Солнце мало светит.  Холодно на улице. Снегом покрыты деревья. Наступил февраль. Мало светит солнце. На улице холодно. Деревья покрыты снегом. Задачи:  V. Рефлексия деятельности.   зафиксировать в речи открытый способ действий; оценить собственную деятельность на уроке. Слайд 13.  o Итак, мы сегодня работали над умением пользоваться русским алфавитом.  Что мы повторили? Слайд 14 o У кого возникли затруднения?  o Кому удалось их преодолеть? Что помогло это сделать?  o Кого из ребят вы похвалите за работу?  o С каким настроением вы заканчиваете урок? Молодцы! Я рада за вас. 5

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Школа России", 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2019