Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе на тему "Буква Н"
Тема урока : Буква «Н, н ».
Тип урока : Урок формирования новых знаний.
Вид урока : Урок – путешествие.
Цель урока: Познакомить учащихся с буквой Н,н и звуками, которые она
обозначает.
Задачи урока : 1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком
согласном звуках [ н ], [ н’] и обозначении их буквой «н».
2) Развивать умение учащихся читать слоги , слова и предложения с
буквой «н».
3) Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование : цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных
звуков; плакат с изображением букв «Н, н»; наглядный материал – носорог, олень,
пруд, лягушка, заяц, Буратино, ёжик, сова, лесная школа; карточки для сравнения
букв «Н» и «И»; учебник «Букварь»( с.64-65), тетрадь с печатной основой « Я
учусь писать и читать».
Ход урока.
1. Вступительное слово, постановка
проблемного вопроса.
- Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут
сопровождать лесные жители и их друзья – ученики этой школы.
- А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего уро-
ка – попробуйте догадаться сами. Об этом вы мне скажете в конце нашего урока.
2. Выделение звуков [н], [н’].
- В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких – вы сейчас отгадаете.
Загадка. – Кто один имеет рог ?
Отгадайте ?................... ( Носорог )
- Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный ?
Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах?
Загадка. – Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга. ( Олень )
- Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный
или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах?
3. Составление звуковой схемы слов «нос» и
«нитки».
- Носорог и олень не пропустят нас в лес, если мы не справимся с их заданиями.
Они приготовили вам 2 слова, а вы должны составить их звуковые схемы. Первое
слово «спряталось» как раз внутри слова «носорог». (Нос). Второе слово
начинается со звука, которым заканчивается слово «олень». (Нитки). Эти слова
даны в учебнике «Букварь» на стр. 64. (Учащиеся делают звуковой анализ слов с
использованием карточек-схем трёх цветов, учитель дублирует работу учащихся на
доске).
4. Фразеологизмы со словом «нос».
- Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Например:
Зарубить на носу – запомнить
Вешать нос – унывать
Задирать нос – зазнаваться
Водить за нос – обманывать
Говорить под нос – тихо говорить
Увести из-под носа – украсть с видного места
С гулькин нос – очень мало
Высунуть нос – показаться
Нос не дорос – мал ещё
Совать под нос – донимать
Утереть нос – доказать
Соваться со своим носом – вмешиваться
Уткнуть нос – делать вникая
Тыкать носом – уличать
Комар носа не подточит – очень точно
5. Упражнение в определении на слух звуков
[н], [н’].
- На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обитает – отгадайте .
Загадка. – Скачет в траве, глаза на голове,
Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,
А зовут её - ….. ( Лягушка ).
- Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам
сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду называть слова со звуками [н], [н’], а вы
должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную
карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы показываете красную
карточку.
а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень,
орден.
- Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова – «комар» и «мошка», в
которых нет звуков [н], [н’]? (Она питается комарами и мошками, поэтому не
могла пропустить такие «важные» для неё слова).
б) – Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н’]. (
Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль ).
- Лягушке понравилось, как вы отвечали , и она с удовольствием покажет нам
дорогу в лесную школу.
6. Ознакомление с буквами «Н,н».
- Ребята! Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются
на письме одной буквой. Её называют буква «эн». (Показ буквы).
- На какую букву похожа буква «н»? (На букву «и»).
- Что у них общего и в чём различие?
- Об этих буквах есть небольшое стихотворение в учебнике
(для читающих учащихся).
7. Чтение слогов с буквой «н».
- Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути нас встречает…
Загадка. –Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
- Зайчик учится в лесной школе и с буквой «н» уже знаком. Он
предлагает вам прочитать слоги с буквой «н».
а) Доска
б) Чтение слогов «по цепочке» в учебнике
8. Физминутка.
9. Чтение слов и предложений.
- Буратино понравилось ваше бодрое настроение. Он уверен, что вы также уверенно
прочитаете слова и предложения с буквой «н». Попробуем?
10. Соотнесение слов с картинками.
- Вы отлично справились с этим заданием. А кто это выкатился на дорогу?
Загадка. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёжик)
- Ёж поможет нам найти дорогу к лесной школе, если мы соотнесём слова («он»,
«она», «оно», «они») с картинками на с.65 учебника.
11. Дифференцированное чтение текста .
- Ёжик доволен вашей работой на уроке, но он знает, что в нашем классе есть
ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них он
приготовил текст . Кто сможет прочитать?
12. Работа в тетради
- Вот мы и добрались до лесной школы. А вы
знаете, кто самый мудрый учитель в этой школе? (Сова). Она предлагает вам
немного побыть учениками лесной школы и поработать в тетрадках
а) Раскрасить все буквы «н». (Получится изображение ножниц)
б) Вписать в пустые квадратики букву «н» и прочитать получившиеся слова.
13. Итог урока.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего
урока.
- Какова же всё-таки была тема урока?
- Что вы узнали нового?
- Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?
14. Самооценка работы учащихся.
- Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?
- Кто был самым активным?
- Чьи ответы были самыми полными и чёткими?
-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.